С 1 июля судебное обжалование решений контрольного органа возможно после досудебного обжалования
С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В силу пункта 13 ст. 98 Закона Правительство РФ определяет виды контроля, в отношении которых с 1 июля 2021 года применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб. Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования.
В перечень государственного контроля вошли 62 вида госконтроля.
В том числе: пожарного надзора; контроля качества и безопасности медизделий; надзора в сфере обращения лекарств; лицензионного контроля за производством и оборотом алкоголя; надзора за соблюдением законодательства в сфере СМИ, теле- и радиовещания; контроля в области трудового законодательства; лицензионного контроля за перевозками пассажиров автобусами; земельного надзора и др. видов.
В перечень ведомств госконтроля вошли: Росздравнадзор, Роструд, Роскомнадзор, Ространснадзор, Росреестр, МЧС и Росалкогольрегулирование.
Контролируемые лица имеют право на досудебное обжалование:
1) решений об отнесении объектов контроля к категориям риска;
2) решений о включении контрольных (надзорных) мероприятий в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
3) решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в части сроков исполнения этих решений;
4) иных решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Порядок рассмотрения жалобы определяется положением о виде контроля, который должен предусматривать, что:
1) жалоба на решение территориального органа контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа;
2) жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа контрольного (надзорного) органа рассматривается вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа;
3) в случае отсутствия территориального органа контрольного (надзорного) органа и в случае обжалования решений контрольного (надзорного) органа, принятых его центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата контрольного (надзорного) органа жалоба рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа.
Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на ее рассмотрение органом в срок, установленный положением о виде контроля, но не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом, но не более чем на 20 рабочих дней.
Решение по жалобе, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг или региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.