27.04.2021 | 08:00

С Днем Республики!

27 апреля — особая дата в истории Якутии. В этот день произошли два знаковых события в общественной и политической жизни региона. В 1922 году была образована Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика (ЯАССР) в составе СССР.
С Днем Республики!
Автор: Надежда АГАФОНОВА

А ровно 70 лет спустя, в 1992 году в силу вступила новая Конституция республики, которая определила статус Якутии как субъекта Российской Федерации.

Обретенный почти век назад статус автономной республики в составе единого государства стал мощным стимулом для создания промышленности, развития всех сфер экономики и социальной сферы, народного образования и науки, здравоохранения, сохранения и развития национальных языков, прогресса в области культуры и искусства.

Наряду с опытными политиками в разработке основного документа, каким является Конституция республики, принятая в 1992 году, принимали участие и более молодые специалисты. В качестве депутата-­юриста был и Анатолий СЛЕПЦОВ.

Визитка


Анатолий Николаевич Слепцов, доцент, заведующий кафедрой «Арктическое право и право стран Азиатско-­Тихоокеанского региона» юридического факультета СВФУ. Член Ученого совета юридического факультета СВФУ.
С 1990 по 1994 годы народный депутат Верховного Совета Якутской АССР 12 созыва от Арктики.

Участвовал в деятельности рабочих групп федеральных органов законодательной власти по разработке новой Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Саха (Якутия). В 1990–2011 годы принимал активное участие в разработке нового законодательства Российской Федерации в части правового обеспечения социально-­экономического развития районов Крайнего Севера и Арктики.

В 1991 году он также разработал идею и концепцию правового института защиты прав малочисленных народов Севера, которая внедрена в региональное законодательство и правоприменительную практику Республики Саха (Якутия). В настоящее время правовой институт защиты прав народов Севера Якутии является передовым в Российской Федерации.

— Анатолий Николаевич, вы как самый молодой народный депутат-­юрист легендарного Верховного Совета ЯАССР 12‑го созыва активно принимали участие в разработке новой Конституции республики. Скажите, какие документы, что было взято за основу?

— Следует отметить, что руководством новой России было принято принципиальное решение. На основе Всеобщей декларации прав человека 1948 года и действующих Конституций зарубежных стран разработать Основной закон страны на века, на основе принципа «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

— Какие основные отличия существуют между Конституцией нашей республики и Конституцией Российской Федерации?

— Любая Конституция, это, по сути, паспорт и декларация основных принципов нового государства. Как в паспорте, в нем указывается наименование государства, форма, устройство и система органов власти, права и обязанности человека и гражданина …

Конституция Якутии была принята 4 апреля 1992 года, то есть на год раньше Конституции Российской Федерации. В ней было закреплено, что Республика Саха (Якутия) — субъект в составе Российской Федерации, закреплены его наименование, права и обязанности человека и гражданина, административно-­территориальное устройство республики. Особенностью Конституции были нормы о гарантиях сохранения и возрождение традиций, культуры, обычаев коренных народов, в том числе русских и других старожилов Якутии.

Государственными языками были объявлены якутский и русский языки; языки малочисленных народов Севера — эвенов, эвенков, долган, чукчей и юкагиров — объявлены официальными в местах компактного проживания этих народов.

— Как вы отметили, одним из важных пунктов в Конституции является защита прав коренных малочисленных народов Севера, как одна из форм действий, направленных на сохранение своих особенностей и традиций. Какие основные права гарантирует Конституция коренным народам, и какие существенные изменения произошли с 1992 года?

— В Конституции Якутии 1992 года впервые в стране был закреплен специальный субъект конституционного права России — коренные малочисленные народы Севера, определен конституционно-­правовой статус исчезающих малочисленных народов Севера, установлено, что на территории компактного проживания малочисленных народов по волеизъявлению населения могут быть созданы национальные административно-­территориальные образования. За прошедшие годы в республиканском законодательстве создан правовой институт защиты прав малочисленных народов Севера, который в настоящее время состоит из более 20 специальных законов о народах Севера, более в 40 законах закреплены специальные нормы о правах народов Севера. Сегодня законодательство Республики Саха (Якутия) по праву считается передовым в Российской Федерации.

Можем обратиться к правоприменительной практике. По данным Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера, на 1 января текущего года по обращениям малочисленных народов Севера решениями органов местного самоуправления образованы 62 территории традиционного природопользования местного значения (ТТП). В том числе 9 территорий (ТТП) образованы в границах муниципальных районов. 50 ТТП — в границах муниципальных образований. Одна ТТП — в границах кочевой родовой общины «Олом» Мирнинского района. Две ТТП — в границах муниципальных образований: территориально-­соседская община «Себян» МО «Ламынхинский национальный наслег» Кобяйского улуса, ТТП «Чыбагалахский» МО «Чыбагалахский национальный наслег» Момского района. Общая площадь территорий традиционного природопользования составляет 165 млн. 491 тыс. га, то есть 53,7% от общей площади республики. Территории традиционного природопользования — это особо охраняемые территории, земли природоохранного значения, они не могут объектами купли-­продажи.

Необходимо подчеркнуть, что благодаря особой позиции Якутии в 1993 году, в ходе бурных дебатов, в основной закон страны были включены специальные нормы, согласно которым Конституция Российской Федерации гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

— Вы являетесь автором закона об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). В случае внесения законопроекта на федеральном уровне отразится ли этот законопроект на охране окружающей среды и жизни коренных народов Севера?

— Сегодня с момента принятия правового акта об этнологической экспертизе 2010 года проведено 26 государственных этнологических экспертиз Якутии, в настоящее время 19 проектов промышленной деятельности проходят экспертизу. Общая стоимость оцененных экспертизой убытков хозяйствующих субъектов народов Севера в результате промышленного освоения территорий традиционного природопользования составляет 550,6 млн. руб­лей. Из них общинам народов Севера досрочно выплачено 122 млн. руб­лей. До конца реализации промышленных проектов дополнительно будет выплачено 190,2 млн. руб­лей и рассчитано 238,4 млн. убытков по замороженному проекту Канкунской ГЭС. Следует подчеркнуть, что установление обязательного требования проведения этнологической экспертизы при промышленном освоении территорий традиционного природопользования, являясь мерой защиты прав малочисленных народов Севера, одновременно ограничивает право на свободу экономической деятельности. Ограничение прав — исключительное федеральное ведение. Имеющаяся правовая неопределенность может быть устранена принятием федерального закона об «Этологической экспертизе», а также внесением изменений в федеральное законодательство (в Закон РФ «О недрах» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). В результате проведение этнологической экспертизы могло бы отнесено к полномочиям субъектов РФ по предметам совместного ведения, при этом эффективный законотворческий опыт Якутии следует использовать как модельный проект.

— Что бы вы хотели пожелать жителям республики в эту знаменательную дату?

— Крепкого, как якутский алмаз, здоровья, любви, творческих успехов и удачи во всем!

Взгляд со стороны

Конституция позволила нашей республике приобрести уверенность и самостоятельность в решении внутренних проблем.

В течение последних 30 лет, несмотря на сложный период 90‑х годов, Якутия сохранила свою уникальность во многих сферах жизни.

В чем это заключается, и как, по мнению международных экспертов, возможно сохранить этот феномен, расскажет гость «Эхо столицы» — доцент Отто ЧАМПАИ из Трнавского университета (Словакия).

Визитка


Отто Чампаи, кандидат философских наук, этносоциолог, доцент кафедры социологии философского факультета Трнавского университета в городе Трнаве, Словакия. Доцент Медицинского университета здравоохранения и социальной работы св. Алжбеты в Братиславе, Словакия. Член редакционного совета международного научно-­практического журнала «Здоровье, демография, экология финно-­угорских народов».

— Господин Чампаи, 27 апреля наша республика празднует День образования ЯАССР в 1922 году и принятие Конституции в 1992 году. По вашему мнению, возможно ли утверждать, что после 30 лет республика приобрела демократический и правовой статус?

— Ответить на данный вопрос человеку, который живет примерно в 10 тысячах километрах от Якутии немного сложно. Хотя сегодня, когда СМИ ежедневно приносят новости с любого конца мира, особенно когда речь идет о нарушении основных принципов демократии, на ваш вопрос можно вполне дать объективный ответ. Кроме того, я регулярно слежу за жизнью в вашем далеком, но прекрасном крае.

Могу смело сказать, что республика Якутия за последние 30 лет во многом изменилась к лучшему. Это касается не только области экономики, науки, культуры, но и развитии демократии и правового государства. Я сам являюсь представителем почти полумиллионной венгерской этнической группы, проживающей на территории Словакии.

В 1920 году после Трианонского договора, как вы знаете, изменились государственные границы. В результате мы стали частью Чехословакии, а позже после распада ЧССР частью нынешней Словацкой республики.

Показателем демократического развития малочисленных, этнических групп и наций является прежде всего развитие культуры и сохранение идентичности — в том случае, если этот народ проживает с другой нацией, которая его превышает по численности. Поэтому полагаю, что развитие демократии и правового государства идет в правильном направлении. Я убежден, что республика Саха Якутия является тому ярким примером.

— В наше время, в так называемый век глобализации, к сожалению, утрачиваются традиции, язык, обычаи наших предков. Я читала Вашу статью «Будущее малых наций в условиях глобализационных процессов на примере венгерского этноса» в журнале «Наука Удмуртии», опубликованную в 2010 году. Можно ли провести параллель с якутским народом, который сохранил язык, культуру, традиции, несмотря на трансформационные процессы в начале 90‑х годов?

— Да, глобализация — процесс, который нельзя остановить. Это имеет как негативные, так и позитивные стороны. К сожалению, сторонники глобального мультикультурализма думают, что мир должен формироваться по примеру Америки. Отречение от прошлого становится главным (обязательным) требованием.

Ставится под сомнение все то, что представители малых народов и этнических групп считали за человеческую, духовно-­культурную или моральную ценность. В то же время невозможно полностью изолироваться от глобального, интегрированного мира.

Необходимо на этот вызов найти адекватный ответ, потому что глобализация приносит не только опасность, но и новые возможности. Я имею в виду прежде всего область технологий, научных исследований, внедрение реальных культурных ценностей.

Статья, о которой вы упомянули, была написана 10 лет назад. В Венгрии последнее десятилетие произошел как экономический, так и политический рост. Наша страна стала одной из тех, чье мнение должны уважать и другие страны Европейского сообщества. Эта реальность имела положительный эффект на статус венгерского этноса в тех среднеевропейских странах, где он оказался вне своего родного народа, то есть за границами Венгрии.

Наша нация, которая живет за пределами страны, каждый день должна бороться за сохранение родного языка, образования, культуры и вообще идентичности. Народ Якутии, наоборот, проживает в компактном обществе, в рамках своей республики. Это большое преимущество, которое необходимо развивать в будущем.

По мнению этнологов и других ученых, между венграми и якутами существует не только культурная близость (схожесть), но и генетическое родство. В случае, если бы этого и не было, между нашими народами существует родство в человечности.

Сегодня в глобальном мире, когда западная культура и цивилизация терпят упадок, это и есть главный атрибут, связывающий наши народы.

От всего сердца желаю якутскому народу благополучия, жителям республики крепкого здоровья, душевного спокойствия и, главное, процветания культуры в течение долгих столетий!

Новости

Популярное

В Якутии единое пособие назначено родителям более 58 тысяч детей
Город | 1 день назад
В Якутии единое пособие назначено родителям более 58 тысяч детей
Отделение Социального фонда России по Якутии продолжает принимать заявления от будущих мам на единое пособие.
Госавтоинспекция оштрафовала водителя за стоянку на тротуаре
Город | 1 день назад
Госавтоинспекция оштрафовала водителя за стоянку на тротуаре
Водитель автомобиля «Тойота Лэнд Круизер 200» оштрафован по фото в соцсетях.
Глава Якутска обсудил с частными перевозчиками реформу общественного транспорта
Город | 1 день назад
Глава Якутска обсудил с частными перевозчиками реформу общественного транспорта
Проблема, которую озвучили перевозчики, это «зайцы», пассажиры, которые не оплачивают проезд, и наносят ущерб предпринимателям.
Какие улицы перекроют на празднование Дня Победы в Якутске
Город | 21 час назад
Какие улицы перекроют на празднование Дня Победы в Якутске
В программе празднования Крестный ход, патриотическая акция «Свеча памяти», встреча фронтовиков «На привале».