С праздником, сыскари!
Именно в этот день постановлением НКВД РСФСР было утверждено «Положение об организации отделов уголовного розыска», в котором были обозначены основы и задачи этой службы - предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений против личности, личной собственности граждан, общественного порядка и безопасности. Но фактической датой создания российского уголовного сыска можно считать 1730 год, когда появился Разбойный сыскной приказ.
Как отметил министр внутренних дел республики Виктор Кошелев на торжественном мероприятии, посвященном 93-летию со дня создания службы уголовного розыска, «уголовный розыск Якутии по праву заслужил уважение жителей республики. Именно его сотрудники всегда были и остаются на переднем крае борьбы с преступностью, неизменно проявляя в самых сложных ситуациях, сопряженных с риском для жизни, выдержку и самообладание». Но если обыватель думает, что уголовный розыск – это исключительно убийства и стрельба, то он сильно ошибается. Ибо оперуполномоченный уголовного розыска ищет не только убийц, воров, грабителей и разбойников, но и пропавших без вести людей, устанавливает неопознанные трупы.
Мои собеседники, с которыми я поговорила накануне профессионального праздника, - старший оперуполномоченный отдела розыскной работы Юрий Иванов и начальник отдела по раскрытию имущественных преступлений Иван Егоров из уголовного розыска ММУ МВД РФ «Якутское», да и другие «опера» были немногословны. Тем не менее, кое-что о своей работе рассказали.
О «серийниках»
Серийность преступления отличается характером, способом и временем совершения. Если эти критерии во многом совпадают в нескольких преступлениях, то их объединяют в одно производство, создается оперативно-следственная группа, и оперативник ведет дело вплоть до суда.
В данный момент такая группа создана и работает по делу о «медвежатниках». В одно производство объединены пять уголовных дел по кражам и вскрытиям сейфов из магазина «Автоярмарка» на 4 километре Вилюйского тракта, ИП Уварова на 3 километре того же тракта, из магазина «Мясная лавка» по Каландаришвили, Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства по Бестужева-Марлинского и УК «Дьулус» по Пионерской. Так как преступления еще не раскрыты, все окутано «тайной следствия».
Что касается квартирных воров, то в основном «поражены» частные дома, находящиеся на территории 4 и 3 отделов полиции. Ну и незначительно 1 отдела полиции. При этом ворам удобно выносить негромоздкую бытовую технику, ноутбуки, ЖК-телевизоры, фотоаппараты, деньги, золото и меха.
В марте этого года направили в суд уголовное дело в отношении К., который совершил 27 доказанных следствием эпизодов краж из частных домов! Причем, ранее судимый, потому опытный, выбирал исключительно добротные коттеджи и проникал в них через пластиковые окна. Нет, он не разбивал их, а показал оперативникам, как они легко вскрываются. К. ничем не брезговал и по принципу «в хозяйстве все пригодится» брал все, что подвернется: от золота и мехов до строительных инструментов. Впоследствии у него изъяли девять ЖК-телевизоров, мешок золота размером с мужскую спортивную шапочку и прочее. Золото было изъято в ломбардах, куда К. сдавал его через подставных лиц. Вор никогда сам не пойдет в ломбард и не «засветит» свой паспорт. Но даже через ломбарды не так просто найти какую-нибудь украденную цепочку или кольцо. Гораздо легче найти эксклюзивную вещь, если у хозяина есть ее фотография.
Опасный «час пик»
Как советуют опера, с 8 до 10 часов утра и с 17 до 19 часов, в так называемые «часы пик», особенно осторожными и начеку надо быть в маршрутных автобусах. В это время якутские «кирпичи» (Кирпич – кличка вора-карманника из фильма «Место встречи изменить нельзя») орудуют, в основном, на маршрутах N№ 20, 17, 6, 3, 25, 41 и 5. Предметами посягательств являются, как правило, сотовые телефоны, кошельки. Раскрыть «телефонное» преступление – процедура долгая, так как на федеральном уровне еще не решен вопрос сотрудничества с сотовыми операторами. Этот немаловажный факт в деле раскрытия подобного преступления опера попросили передать читателям «ЭС» через автора этих строк, что и делаю.
Трудности в раскрываемости карманных краж опера также объясняют несвоевременным обращением, а также трудностями в создании доказательной базы. Например, человек на первом допросе признается в совершенном им преступлении, а в суде наотрез отказывается от своих слов. Более того, объясняет это тем, что, мол, опера выбили показания, угрожали и били. Поэтому очень важно поймать человека с поличным, а это зависит от пострадавшего, от его поведения. Например, обнаружив пропажу, не выходя из автобуса, нужно немедленно сообщить об этом водителю или кондуктору. Они все оповещены о том, что обязаны остановить автобус и вызвать полицию, если к ним обращается пострадавший пассажир.
Бывает и по-другому. Как сказал весьма кстати вклинившийся в разговор только что вошедший в кабинет оперативник, «бывает, людей «садим», а вещей найти не можем. А бывает, вещи есть, преступника нет».
В эти дни в суд будет направлено уголовное дело в отношении квартирного вора. Поймать преступника помогла бдительная бабушка, живущая напротив того дома, куда пытался залезть преступник. Пожилая женщина, увидев, что кто-то, разбив стекло балкона, пытается проникнуть в окно, немедленно позвонила в полицию. Пойманный оказался не новичком в воровском деле и позднее дал признательные показания по шести эпизодам. Серию краж объединили в одно производство, и дело нарекли «Альпинист». Дело в том, что преступник, чтобы украсть, поднимался на чердак, а потом спускался сверху к заветному окну.
Когда же я заикнулась о том, что, по мнению министра ВД Виктора Кошелева, квартирными кражами занимаются наркоманы, опера сразу оживились и начали мне доказывать обратное: мол, у министра менталитет «новосибирский», где махровым цветом цветет наркотрафик. Якутск же – конечная точка этого трафика, и очень редко при обыске в квартире вора находят наркотики. Если даже наркоману понадобятся деньги, то он скорее пойдет красть у соседа. Такие кражи они про себя называют «бичовскими». Например, когда сосед ворует у соседа, когда на бутылку не хватает. Или же, когда крадут продукты из холодильника. «Чаще всего, такие преступления сразу раскрываются», - радуются опера.
Другое дело – профессионалы. Квалифицированные кражи совершаются на трезвую голову. В группу входит несколько человек, они, как правило, обеспечены автотранспортом и за день объезжают несколько адресов, оставляют там свои «маяки» - вставляют между створками дверей спичку, бумажку. Через несколько часов проверяют их состояние, а потом выходят на «дело». Один стоит на шухере, другой за рулем, третий вскрывает, он же ворует. Такие дела бывает очень сложно раскрыть. Но вопреки общественному мнению по итогам 9 месяцев этого года процент раскрываемости возрос на 8% в сравнении с прошлым годом.
С завершением аттестации, с 1 августа, в уголовном розыске стало меньше народу. Кто-то «ушел» по возрасту, кого-то «попросила» аттестационная комиссия. Сейчас угрозыск насчитывает более 100 штатных единиц, но этого мало. Также в отделе по раскрытию имущественных преступлений не стало отделения по раскрытию угонов и краж автомототранспорта. Это отделение передано территориальным отделам полиции, где работает свой оперативник, над которым назначены кураторы из отдела. Таким образом, сейчас отдел занимается, как говорят сами опера, «квартирниками», «барсеточниками», «карманниками» и «медвежатниками».
О «рыбалке» и «улове»
Отдел розыскной работы занимается поиском пропавших без вести людей, установлением личности неопознанных трупов и розыском преступников. После поступления заявления о пропаже человека в первую очередь начинают искать по линии территориального отдела полиции. Если речь идет о пропавшем несовершеннолетнем, то к участковому подключаются инспектора по делам несовершеннолетних, а также все службы, в том числе и «опера» уголовного розыска. К счастью, как мне рассказали оперативники, большинство несовершеннолетних находятся живыми. К примеру, недавно в СМИ было опубликовано объявление о пропавшей несовершеннолетней К. Она нашлась на третьи сутки. Оказывается, девочка купила в магазине кучу глянцевых журналов, которые показались матери никчемными, и она отругала дочь с требованием немедленно вернуть их обратно. В магазине же их не взяли. А девочка очень боялась мамы, вот и решила не ходить домой. «Опера» говорят, что девочка ночевала в автобусе…
Но, в основном, пропадают склонные к бродяжничеству дети из специализированных школ-интернатов. Дети любят «пропадать» в компьютерных клубах, кинотеатрах, если речь идет о бродяжках, то у них обязательно есть своя «лежка» - техэтаж или чердак. Неформалы, к примеру, собираются в заброшенном здании одного из факультетов ЯГУ. В целях профилактики время от времени сыщики совместно с ПДН проводят там облаву. «Такие дети нагуляются и приходят», - говорят опера.
К сожалению, такого не скажешь про взрослых. Большинство к моменту нахождения уже бывают мертвы. Причем, трупы бывают криминальными.
Если труп не опознается родственниками, то подключаются эксперты экспертно-криминалистического центра МВД РС(Я). Сегодня специалисты-криминалисты способны по результатам анализа ДНК восстановить череп, лицо человека, что бесценно для опознания истлевших от времени останков.
В работу по поиску преступников свою лепту вносит агентура.
«Она – основа нашей работы, - говорят опера. – Ведь человек не живет в вакууме. Так или иначе, он с кем-то общается, встречается, разговаривает. Помогают и простые граждане. Недавно в газете была напечатана фотография девочки. Фотография была сделана давно, и девочка в жизни мало была похожа на свое изображение. Но ее опознал совершенно посторонний человек, прочитав газету и увидев ее, позвонил нам».
«Поиск пропавших – это своего рода рыбалка. Улов непрогнозируемый. Бывает, клюет, а бывает, наоборот», - буднично рассказывают опера.
И напоследок
Вот такая она – «романтика» сотрудника уголовного розыска. Дома их видят редко, дело жизни сопряжено с постоянным риском, о своей службе «опера» не любят рассказывать, ибо практически все связанное с нею – служебная тайна. Потому из года в год начальники желают им не только здоровья и семейного благополучия, но и терпения их родным. Того же желает всем сотрудникам столичного уголовного розыска редакция газеты «Эхо столицы».