С ЗАБОТОЙ О ДЕТЯХ
– Оксана Алексеевна, зачастую многие путают и не имеют четкого представления, в чем заключается работа органов опеки.
– Да, такое часто встречается. Органы опеки, прежде всего, защищают права несовершеннолетних. Если говорить по полномочиям, то основная работа у нас ведется по детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также попавшим в трудную жизненную ситуацию.
– Сколько сотрудников у вас работает?
– 22 специалиста. Наша работа выстроена по подразделениям. У нас есть отдел по защите личных прав детей, где рассматриваются вопросы по лишению, ограничению родительских прав, устройству детей в госучреждения, гостевому режиму, восстановлению в родительских правах, отмене в ограничениях прав родителей. Также они отвечают за обмен сведений по лишению родительских прав с другими ведомствами например по материнскому капиталу. В год у нас отрабатывается порядка 9 тысяч запросов. Управление Пенсионного фонда, земельные службы, МФЦ часто запрашивают у нас такие сведения. Есть отдельные подразделения по усыновлению, удочерению, восстановлению прав родителей и ведению банка данных, оставшихся без попечения детей. Имеется специалист по семейным вопросам и по постинтернатному сопровождению детей-сирот. Сюда также входят определение места жительства и установление формы общения с отдельно проживающими родителями.
– То есть до суда этот вопрос можно решить у вас?
– Да, сначала родители приходят к нам. Мы стараемся, чтобы до судебного разбирательства они пришли к мировому соглашению. Если стороны не приходят к единому мнению, мы направляем материалы в суд. Там мы выступаем третьими лицами и выдаём своё заключение. Дальше уже суд определяет, с кем будет жить ребенок. У нас есть также отдельное подразделение по имущественным вопросам, где ведется реестр по получению жилья детьми-сиротами. Очень много так называемых «переводников» с районов, которые хотят получить жильё именно в Якутске. В мэрии данный вопрос рассматривается на комиссии, которую возглавляет заместитель главы города по социальным вопросам Наталья Романовна Степанова.
– Как обстоят дела с обеспечением жильем детей-сирот?
– По жилью за 2017 год мы полностью их обеспечили квартирами. Сейчас должны за 2018 год. В данное время уже выдали ключи от 17 квартир в доме на Бабушкина. Всего должны обеспечить жильём 117 сирот. Как правило, задержки связаны с тем, что долго оформляются документы. Также мы по каждому объекту выезжаем комиссией. Проверяем на наличие недостатков, которые застройщик должен устранить.
– Какие требования предъявляются к специалистам, работающим в опеке?
– Требования, есть, но проблема в том, что нам не хватает штатных единиц. У нас в Якутске 80 тысяч детского населения. По идее, по рекомендации письма Минобрнауки, на две тысячи детей должен быть один специалист. А у нас по несовершеннолетним только 18 штатов предусмотрено. Соответственно, нагрузка у специалистов большая.
– Сколько по времени занимает вопрос по получению разрешения на продажу квартиры?
– По имущественным вопросам у нас всегда очень большой поток посетителей. Это любой вид отчуждения, который затрагивает интересы несовершеннолетнего – обмен, продажа, отказ от права имущественного выкупа. Распоряжение за подписью заместителя главы города по регламенту готовится в течение 15 дней.
– Объясните, пожалуйста, чем отличается усыновитель, опекун и приемный родитель?
– Опекуны, попечители и приемные родители имеют такие же права, как все родители, и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей. Опекун назначается ребенку, оставшемуся без попечения. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство с 14 до 18 лет. Усыновитель через суд усыновляет ребенка, и тем самым он становится полноправным членом семьи. Опекаемые дети – это по большей части государственные дети. Приемная семья своего рода семейный детский дом. Им выплачивается заработная плата от государства, которая зависит от количества детей. Опекуны, если статус ребенка подтвержден, получают ежемесячные компенсационные выплаты на содержание ребенка.
– Сколько сейчас в Якутске приемных семей?
– Приемных семей 22, в которых воспитываются 83 ребенка.
– Много ли желающих взять ребенка под опеку?
– Не сказать, что большая очередь. Часто опекунами становятся родные бабушки и дедушки, дяди, тёти. То есть кровные родственники.
– Опека отслеживает приемные и опекунские семьи. О том, что будет проверка, заранее предупреждаете?
– Стараемся, спонтанно. Но бывают случаи, что предупреждаем о визите, так как из-за занятости не всегда можно застать дома людей.
– Можно ли забрать ребенка из детдома только на выходные и при этом не оформлять опеку?
– Это называется гостевые семьи. Чаще бабушки и дедушки забирают на выходные.
– То есть только у родных прерогатива?
– Необязательно. Всё зависит от согласия самого учреждения.
– Какие требования к тем, кто хочет взять ребенка под опеку?
– У нас в законе прописано: если гражданин желает взять под опеку чужого ребенка, он должен пройти школу приемных родителей. Для начала кандидаты приходят к нам и получают направление на обучение, после чего мы выдаём заключение.
– Наверное, семья должна быть полной? Или одинокие тоже могут претендовать?
– Конечно, хорошо, когда полная семья. Но таких строгих ограничений нет. Главное, если нет медицинских противопоказаний, позволяет жилплощадь, и, разумеется, учитывается материальное обеспечение.
– Сколько по времени занимает вопрос по оформлению опеки?
– Школу приемных родителей они проходят в течение месяца. В большинстве случаев всё зависит от занятости самих опекунов. Также немало времени занимает сбор документов. А сам процесс недолгий.
– В перечне полномочий отдела опеки значится «выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как это происходит? Как вы находите детей, нуждающихся в помощи?
– Выявлением занимаются органы профилактики. Школы, детские сады, округа, медицинские учреждения, органы ПДН направляют нам спецсообщения, по которым мы проводим проверки.
– При каких ситуациях идет речь о лишении родительских прав?
– Они могут быть разными. Чаще в случае, когда идет жестокое обращение либо когда ребенок находится в опасности. По закону после отбирания ребенка из семьи в течение семи дней должен решиться вопрос либо по лишению, либо по ограничению родительских прав. Но это самая крайняя мера. Когда все органы системы профилактики отработали, семья ставится на учет. Но при этом должных выводов граждане не делают, то в таких случаях ребенка изымают из семьи. Хотелось бы отметить, что некоторые родители хорошо поддаются профилактическим работам. В прошлом году, у нас было отобрание девяти детей у семи родителей. Обычно, если родители не состоят на учете, мы направляем детей в реабилитационный центр. Само слово «реабилитация» говорит за себя, мы реабилитируем семью. Можем посодействовать в оказании материальной помощи, с поиском работы и так далее.
– Сколько родителей удалось восстановить в правах?
– В любом случае, опека должна работать на сохранение семьи и сохранение кровного родства. В прошлом году были сняты ограничения в родительских правах у 13 семей. Двое родителей смогли восстановиться в родительских правах. Не сказать, что только одна опека работает. Это в целом вся система профилактики города. Как говорится, один в поле не воин. Если профилактика работает в едином тандеме, то это всегда приводит к положительным результатам. Бывает, конечно, такое, что люди в первый раз попадают. Просто с ними надо провести профилактическую работу. Но, когда родитель в алкогольном опьянении, мы обязаны защищать интересы ребенка.