Сакральный «треугольник» долины Туймаада
Согласно преданиям, Эллэй устраивал ысыах на священной равнине Ус Хатын, расположенной в долине Туймаада, которое считается колыбелью народа саха.
О священных, сакральных местах, в долине Туймаада рассказывает Любовь Киприянова.
Любовь Даниловна свою жизнь посвятила изучению, охране и защите уникальной природы Якутии. В 1978 году она являлась ответственным секретарем Якутского городского совета Всероссийского общества охраны природы, ВООП. Работая на этой должности, она выполняла практически всю работу горисполкома по охране окружающей среды в городе. Была избрана депутатом Якутского городского Совета народных депутатов. По ее инициативе была составлена «Схема охраны окружающей среды города Якутска», были созданы народные университеты в учебных заведениях и крупных организациях города, регулярно проводились республиканские выставки по охране природы. За время ее работы в природоохранном обществе было сильное общественное движение по охране природы, это борьба за Зеленый луг, за озеро Сайсары, создание комитетов «Вилюй», «Лена», «Амга», где она принимала самое активное участие. При ее участии еще в 1979 году были созданы особо охраняемые природные территории ООПТ в ЯАССР, были образованы гидрологические памятники природы Центральной Якутии, ботанический памятник природы «Горец амгинский» в Алданском районе, памятники природы «Походская Едома», «Киһиляхи», «Роговатка» в Нижнеколымском районе, все эти места Любовь Киприянова посетила, описала и подготовила документы для принятия постановления правительства по памятникам природы еще в 1979 году.
В 1995 году Любовь Даниловну Киприянову назначили директором первого национального парка «Ленские Столбы». С тех пор ее работа по признанию и охране природных памятников на территории Якутии только усилилась.
- Сакральные места могут быть природного характера: валуны, камни, горы, пещеры, деревья. Могут быть и рукотворными, созданными человеком – древние святилища, долмены. У нас в Якутии такими могут быть старинные сэргэ.
По ее словам, на первый взгляд, место не может казаться священным, но со временем оно становится таким и признается сакральным. «В этом месте накапливается положительная энергетика, и люди это чувствуют», - говорит Любовь Киприянова.
Сакральный «треугольник» долины Туймаада
- А какие места являются священными в долине Туймаада? Многие знают, что на территории, на которой основан город Якутск, одно из священных мест – озеро Сайсары.
- В долине Туймаада сакральными местами являются три горы – Кангаласский мыс и Табагинский мыс и гора Чочур Муран. Соединив точки, получим треугольник, который опоясывает долину. В этих местах, позже ставших сакральными, первые местные жители долины проводили ритуальные обряды, поклонялись духам местности, духу реки Лены.
- Есть ли какие-то материальные доказательства того, что именно эти места издревле являлись местом притяжения, поклонения?
- Есть места, которые испокон веков почитаются народом, и здесь, я считаю, никаких доказательств искать не надо. Предания передаются из уст в уста, от поколения к поколению. Поезжайте на Табагинский мыс, встаньте там, и вы почувствуете невероятную энергетику. Это ли не сакральное место?
- А в самой местности Ус Хатын во время проведения ысыаха где можно зарядиться положительной энергетикой?
- Таким местом является Алтан Сэргэ. Конечно, во время ысыаха, во время встречи солнца особая энергетика, но получить мощный заряд на весь год можно и в обычные дни, дотронувшись до сэргэ.
В. Горбатовский, Центральное бюро информации министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, фотограф, автор книги «Сакральные места России»:
- Священные природные места России представляют собой значимую часть этнической культуры самых разных народов, населявших в далеком прошлом и населяющих ее в наши дни. До сих пор у народов Севера европейской части России (саамы, ненцы), Средневолжья (мари, чуваши), Урала (манси, ханты), Сибири (алтайцы, шорцы, тувинцы, хакасы, буряты, сойоты, якуты, эвенки, эвены и др.) природные места, где проводятся культовые обряды, национальные праздники, камлания шаманов, считаются священными. Такие места связаны с традиционным мировоззрением этих народов, обожествляющих природу, природные стихии. В народной памяти и в обрядовой практике с древнейших времен сохраняется поклонение различным природным стихиям, духам огня, воды, гор.
Автор книги побывал на острове Столб в дельте Лены, на трассе «Колыма» у Шаман-дерева и, конечно же, на Ленских Столбах.
«Озеро Сайсары, к сожалению, потеряло свою сакральность…»
- На территории Якутска традиционно священным местом является озеро Сайсары, как место проживания легендарного Эллэй Боотура…
- К сожалению, со временем оно потеряло свою сакральность. Озеро оказалось в черте города, в окружении многоэтажных домов, и сейчас положительной энергетики уже не несет. Оно потеряло свою сакральность.
- В 1995-1996 годах было принято постановление правительства республики об объявлении озера Сайсары национальным природным парком. Позже он был переименован в национальный этнографический парк, но со временем ушло в никуда, и сейчас об этом факте мало кто помнит. И если бы с тех времен это ушло какая-нибудь работа: не засыпали бы его со стороны улицы Лермонтова и Ойунского, где сейчас мост, если бы тогда чистили и обеспечивали проточность, то озеро можно было бы спасти.
- Но ведь в последние годы, года 3-4 уж точно, проводятся необходимые работы - углубляется Горканал, в городские озера поступает вода, обеспечивается проточность.
- Да, работа ведется, но объемы маленькие. Еще в послевоенное время в городе начали прокладывать канал. Позже Горканал назвали именем Колотия.
Колотий Николай Павлович (1913-1985 гг.), советский государственный партийный деятель
В 1938-1939 г. – инженер, в 1939-1946 г.- начальник, главный инженер отдела капитального строительства Народного комиссариата земледелия Якутской АССР.
В 1946-1951 г. - председатель исполнительного комитета Якутского городского совета депутатов трудящихся Якутской АССР.