Самолечение
В животе ураган? Болит голова? Стресс? Боли в спине? На все найдется чудодейственное средство, которое воздействует как панацея – после приема пилюли на экране снова счастливые, светящиеся лица. Проблема самодиагностики и самолечения на самом деле гораздо глубже, она таится не только в рекламе, но и в советах соседок, друзей-знакомых и других «специалистов».
Консультирует врач-невролог, кандидат медицинских наук, отличник столичного здравоохранения, главный врач клиники «Кристалл» Роман Попович.
Дело в деньгах
Проблема самолечения кроется в неправильном подборе лекарственных препаратов, которые на самом деле необходимы для избавления от недуга. Порой даже поход к врачу за рецептом может не принести желаемого эффекта лечения.
При недостаточном финансировании государственной службы здравоохранения пациенты не обеспечиваются современными адекватными препаратами в должной степени. У врача имеется перечень недорогих препаратов, которыми он имеет право лечить и - выписывать. К сожалению, не всегда эти препараты столь эффективны, как хотелось бы. Да и пациент зачастую пытается сэкономить разными способами, в том числе на покупке недорогих лекарств.
Дженерик - это лекарственный препарат, который по своему предназначению может заменить инновационное лекарство, он не имеет патента и выходит в продажу, когда лицензия истекла. Дженерический лекарственный препарат имеет отличие по своему составу от оригинального как в количественном, так и в качественном аспекте (дополнительные составляющие).
- Дженерик - это препарат, который не проходит сравнительных исследований с оригиналом.
- Проводится только проверка соответствия на скорость и степень всасываемости в организм дженерика в сравнении с оригиналом.
- Не изучается безопасность препарата.
- Дженерик отличается составом вспомогательных веществ.
Дженерики стоят раза в три-четыре дешевле оригинальных препаратов. Но в чем их отличие от дорогих оригиналов? Например, побочные эффекты выше. Допустим, есть препарат для лечения серьезного заболевания - эпилепсии. Эффективный европейский оригинальный препарат стоит 1800 рублей, его аналог из Азии - 300 рублей, эффективность ниже, побочные эффекты те же. Низкий бюджет системы здравоохранения, несовершенство законодательной базы приводят к тому, что закупается то, что подешевле, в итоге лечение неэффективное, и это подрывает авторитет медицинской помощи в целом, пациент начинает искать что-нибудь эффективное и занимается самолечением.
В частной клинике с этим проще. Врач может познакомить пациента с передовыми разработками, посоветовать наиболее эффективный препарат, выписать на него рецепт. Правда, есть нюанс, что врач может быть связан с компанией производителей, и лоббировать определенные препараты. Хотя по закону реклама лекарственных препаратов запрещена.
«Пациенты не очень подкованы даже в самолечении. Они читают про болезни вместо того, чтобы читать про лекарства»
Аналоги не аналогичны
У врачей всегда есть доступ к реестру лекарственных средств – тех препаратов, которые разрешены в России. Там написано действующее вещество, его фармакологические эффекты, а потом перечень лекарственных форм (коммерческие названия), которые содержат это вещество. И когда врач назначает определенный препарат, его дозировки, он должен объяснить пациенту, почему следует применять именно это лекарство.
Зачастую пациент приходит в аптеку, и, в зависимости от своих финансовых возможностей, покупает препарат дешевле или его «заменитель», ведь фармацевт уверяет, что это – «то же самое!»
Несмотря на то, что препараты одной группы имеют схожие терапевтические и побочные эффекты, все-таки они отличаются. Врачей же учат, как будет действовать препарат, если у пациента, например, не просто гипертония, а гипертония на фоне проблем с печенью или щитовидной железой. Соответственно, препараты нужно подбирать определенные, менять дозировки, смотреть на побочные эффекты. А пациент смотрит только на узнаваемое название и рекламу, отзывы друзей-знакомых, цену. В лучшем случае откроет инструкцию с показаниями.
От пилюли хмурый день светлей?
На фоне самолечения прицепом вторая проблема – полипрагмазия, это когда назначается большое количество препаратов. Врач-профессионал может спрогнозировать, как будут вести себя в нездоровом организме один, два, три препарата, но большее их число уже спрогнозировать затруднительно. Риски побочных эффектов или прямое токсическое действие очень велики. Врачи отслеживают «лекарственное соседство», а пациенты, занимающиеся самолечением, даже не подозревают о такой проблеме. Также есть препараты- антагонисты, которые вообще не совместимы, они нейтрализуют действие друг друга.
Довольно частое явление, когда при опасном недуге - гипертонической болезни – препараты назначают соседки. «Я, - говорит, - пила, мне помогло. Возьми и ты попей». Вторая группа – антибиотикотерапия – лечение бронхитов, инфекционных заболеваний, диареи, расстройства ЖКТ не теми группами антибиотиков. Третье – болевые синдромы, например, мышечные боли – допустим, в пояснице. Наконец, подбор ОГК – оральных гормональных контрацептивов. Это вообще отдельная песня: вместо того, чтобы сходить к врачу, пользуются советами подруг или ориентируются на стоимость. Как следствие нежелательная беременность, ожирение, прочие проблемы.
Есть селективные (избирательного действия) и неселективные препараты. Прямое действие примерно одинаково, а спектр побочных эффектов и противопоказаний различен. Занимаясь самолечением, нужно помнить, что любое лекарство – яд, врачей учат, как с этим ядом работать, а обыватели не в курсе.
Любой препарат вызывает привыкание. Когда пациент приходит к врачу и начинает рассказывать, что он сам себе назначал, что пил, что начинал-бросал, у врача все меньше и меньше возможностей для маневра в лечении данного пациента. У него уже явная резистентность к действующим веществам. В итоге доктор ничем помочь не может, он «плохой» плохой.
Курсовое лечение и его важность
При приеме препаратов желательно не отклоняться от того курса приема, который назначил врач. Если начали лечиться одним препаратом, им же и продолжайте. Простейший пример: при тиках детям назначаются препараты на 3-4 месяца по специфической системе нарастания и убывания. Доктор должен сказать, сколько на курс нужно таблеток. Покупать надо на весь курс. Может оказаться, что в нужное время нужных таблеток не найдется, заменять нельзя. В итоге все лечение (и деньги!) насмарку.
Есть препараты, которые назначаются на пожизненный прием. Исследования показали, что мало кто из пациентов, выходя от терапевта, уяснил, что препараты надо пить пожизненно. Это препараты специфической группы, например, от повышенного артериального давления.
Минимальный курс антибиотиков – 48 часов. Если он не помогает, его нужно менять. Но этот метод применяется только в условиях круглосуточных стационаров – под контролем анализов крови и наблюдения врача. Средний курс антибиотиков в поликлинических условиях – 5-7 дней. Средний курс лечения тикозного гиперкинеза (тик) - 3-6 месяцев, эпилепсии – 3-5 лет. Диагноз «сахарный диабет» подразумевает пожизненный прием препаратов. У каждого лекарства есть свой минимальный и максимальный курс, и его нужно соблюдать именно по рекомендации врача.
Не лекарствами едиными
Часто пациент хочет выпить «волшебную пилюлю», и все пройдет. Однако борьба с большинством заболеваний требует времени и комплексного лечения.
В большинстве случаев для успешного лечения человеку необходимо изменить образ жизни – снизить вес при гипертонии и других заболеваниях сердечно-сосудистой системы, бросить курить при болезнях легких и желудка, а уж если человек употребляет хоть сколько-нибудь алкоголя, необходимо сразу бросить эту привычку при любых сигналах ослабления организма. Взялся лечить – не калечь!
Здоровье человека довольно хрупкое, поэтому, если хочешь сохранить его, то доверять нужно только врачам-профессионалам.