Самый дорогой круиз Якутии (рейсом Якутск-Тикси-Якутск) - 2
Долина зелени и красоты
Почему-то никогда не был ниже Жатая. Между тем Лена здесь вступает в пределы Центрально-якутской низменности. Места дивной красоты, вокруг многочисленные зеленые острова и отмели. Русло реки разветвленное, теплоход петляет, вокруг то и дело проносятся моторные лодки с рыбаками. По берегам многочисленные деревни и села. На островах палатки с отдыхающими. Но это по началу. Проплываем Намский район, потом Усть-Алданский, потом последняя деревня Самартай. И после нее замечаешь, что все куда-то пропали. Начинается тишина и безлюдье. По ходу судна уже открываются издалека отроги Верхоянских гор. В этой бескрайней речной стихии проплывают на многие сотни километров пустынные незаселенные берега. Нельзя не сказать об устье, где Алдан впадает в Лену. В месте слияния этих двух рек образуется целое море, вода уходит за горизонт. Теперь Лена вокруг еще шире и мощнее... Ленские берега продолжают отступать, широчайшее пространство речной долины заполняют острова и протоки.
Понятно, что мобильной связи нет. Появляется разве только, когда проезжаем поселки. Если на телефоне появляется антенка, рядом село. Связи нет, и от этого еще спокойнее. Хорошо, что существуют такие места на Земле.
Полярный круг
В какой-то из дней пересекаем Полярный круг – воображаемая линия на поверхности Земли, параллель в Северном полушарии с широтой 66°33'38''. Оказывается, Полярный круг постоянно двигается, его географическое положение нестабильно, фактически он двигается примерно на два метра в течение дня и почти на 100 метров в течение года. При помощи современных технологий положение Полярного круга можно определить в любой момент времени. Во время нашего круиза наш теплоход пересекает Полярный круг в районе Жиганского улуса. На левом берегу Лены стоит символический знак с надписью «Полярный круг». В честь пересечения на теплоходе целый праздник, соревнования между туристами - кто больше отожмет гирю, чья тургруппа сильнее в перетягивании каната и прочее. Иностранные старики показывают чудеса выносливости и физической силы.
Гитлер капут
Первый населенный пункт за пределами Полярного круга. Жиганский острог был основан в 1632 году. Название Жиганск переводится с тунгусского как «житель низовьев». Здесь занимаются охотой, рыбной ловлей и скотоводством. В Жиганске закончил среднюю школу Михаил Николаев. Чистый, очень дружелюбный поселок. Административный центр одноименного улуса, здесь проживает более 3 тыс. человек. Жиганск встречает концертной программой. Видимо, у них есть договор с администрацией круиза, артисты встречают практически в каждом поселке, где останавливается теплоход.
Для иностранных туристов они - настоящее откровение. Северные танцы, пение, хомус - на все они смотрят с открытыми ртами. Впрочем, так же смотрят они и на разруху, которая царит в северных поселках, на гниющие по берегам реки корабли и баржи. Для них это такая же экзотика, как, наверное, для нас жители африканских племен. Вообще, люди в поселках встречают приветливо. Даже выпившие рыбаки, узнавая, что в группе есть немцы, говорят свое обязательное «Гитлер капут» с некоторой застенчивостью. Пожилые иностранцы смотрят на рыбаков с чувством ужаса. Рыбаки как на подбор одеты в камуфляжную форму, у всех за поясом обязательные ножи, у некоторых через плечо висят карабины. На вопрос китайца, почему эти люди вооружены, один из российских туристов шутит на английском, что это местная национальная гвардия... Гид сердится и объясняет присутствующим, что по берегам много злых и кровожадных медведей. Рыбаки предлагают рыбу. Повара теплохода грузят рыбу для кухни мешками. Один из артистов, участвующих на теплоходе в концертной программе, взял у рыбаков здоровенного осетра по смешной цене 100 рублей за килограмм.
Холод заполярья
Оставив позади бескрайнее водное пространство за Северным Полярным кругом, мы проходим устья рек Вилюй и Алдан. Необъятная ширь воды достигает здесь невероятных размеров. В районе от Жиганска до устья Вилюя находится урочище, называемое 40 островов.
После Жиганска становится явственно холоднее. Если на Ленских столбах мы бегали в футболках, здесь, на палубе, зябко даже в пуховике. Но туристы приготовились именно к холодам. Заметно, что большинство разбирается в хорошей северной экипировке. Вообще, туристы ведут себя очень мужественно. Многие просто не вылазят с палубы. Заходят в теплые помещения только чуть ли не посинев от холода. Да и то чтобы сходить за новой флеш-картой для фотоаппарата и налить в походный термос горячего кофе.
Остановка в Кюсюре, небольшом поселении в Заполярье. Мужчины здесь занимаются оленеводством и охотой, а женщины шьют красивую национальную одежду, украшенную мехом и бисером. Кюсюр поражает простотой деревенского быта, типичного для Крайнего Севера. Здешние места известны также своей трагичной историей, связанной с тяжелой судьбой переселенцев из Прибалтики и Центральной Якутии. Вообще, в таких поселках местным жителям можно было бы сделать некие объекты этнотуризма, которые есть в том же Томторе на Полюсе холода. К примеру, поставить большой чум, посадить туда пару стариков с трубками, нанести туда чего-нибудь экзотичного и запускать туристов за деньги...
Другой мир
Самые поразительные места по Лене лично для меня - это Ленская “труба” и Хараулахские отроги. Отвесные скалистые берега высотой до 400 метров местами как бы нависают над свинцовой водой, ширина русла уменьшается до 2 км и меньше, что только подчеркивает мощь и размеры береговых утесов. В каком-то месте река начинает вдруг сжиматься, становится все уже и уже. Течение все быстрее, а вокруг с обеих сторон начинаются нагромождаться скалы. Причем скалы действительно величественные. Ленские столбы даже не идут с ними в сравнение. Это просто другой мир, суровый, страшный, дикий. Когда идешь, там, на теплоходе, такое ощущение, что теплоход бежит куда-то вверх. После трубы начинается устье Лены, плоский мир тундры, сопок, безлесья.
Тикси - не попасть, чтобы вернуться
Конечная точка путешествия в эту сторону - поселок Тикси. Я был в этом поселке пару лет назад. Тогда он просто удручил меня своим погибающим видом. А в этот раз он мне даже понравился. Видно, что в поселке появилось реальное движение. По большей части оно, конечно, связано с военными. В аэропорту с интервалом в полчаса сажались и взлетали тяжелые транспортные самолеты. Ездят машины, часто встречаешь «вежливых людей». Но это не военные, а ученые. Все как один бородатые, в штормовках, интеллигентные с виду, в них сразу можно признать неместных. Наши даже из интеллигенции, они какие-то другие. Проще что ли. Кстати, местом нашей швартовки стал именно военный объект - воинская нефтебаза, огороженная колючей проволокой, заборами, вышками. Разве что не было солдат с собаками. Это придавало некую таинственность и избранность, от которой западные товарищи просто балдели. Тот же оказавшийся рядом шутник шепчет соседу из ЕС, что здесь российская ядерная база, скоро вашей Америке кирдык... Сосед многозначительно говорит: «Ооо!». На самом деле такие шутники хуже всяких шпионов.
То, что мы попали в Тикси, - большая удача. Теплоход заходит сюда только при благоприятной погоде. А она здесь редкость. Говорят, что отдельные туристы, не попав в Тикси, едут в круиз и на следующий год... Хотя мне кажется, это просто причина, чтобы вернутся на реку Лену. Из Тикси теплоход разворачивается курсом на Якутск. Начинается путешествие из стылого заполярья обратно к теплому лету и ласковому солнцу Якутска.