Сардана Авксентьева: «Я умею постоять за себя»
В 17 квартале будет новое здание мэрии
— Решение о продаже здания мэрии обдуманное? Сколько времени изучали вопрос? Есть ли потенциальные покупатели?
— Думали об этом примерно год, когда в должности заммэра был еще Трофимов Максим Макарович. Каждая идея ждет своего момента, чтобы материализоваться. Он наступил, когда «поджало», когда нужно было найти новые подходы для свежих решений. Плюсом к этому послужило участие нашей команды от Якутска в школе управления Сколково, где мы изучали информацию об объединении федеральных министерств в единый правительственный комплекс. Только на охране объекта министерства сэкономили за полгода 320 млн рублей. И это легло в почву, которую я подготовила: мы должны двигаться в сторону мобильности, простоты в хорошем в смысле слова, отказаться от бюрократии.
Так что это не спонтанное решение. Как только мы об этом рассказали, на нас вышел Центр перспективных управленческих решений, который и был докладчиком в Сколково и сделал анализ по переезду федеральных ведомств в единый комплекс. Центр предложил поделиться опытом, как не повторить ошибки в моделировании открытых офисов, в которых помимо преимуществ, есть свои недостатки. Следом за ним появилось КБ Стрелка, которое предложило разработать модель open space. Нам в бюро сказали: «Мы готовы сделать это бесплатно, потому что кейс интересный, а Якутск нам нравится, потому что опережает события, и нам приятно с вами работать».
Мы, конечно, согласились. В эти дни КБ Стрелка провело интервью с работниками мэрии, выяснило, сколько нужно квадратных метров на одного сотрудника, как часто проводятся совещания, сколько участников на них присутствует. На днях должны получить модель требований в организации open space.
— Вы же не переедете в 17-й квартал?
— Почему не перееду? Вы что, хотите меня одну здесь оставить? В центре останется, как нам сейчас видится, фронт-офис в помещениях департамента жилищных отношений как единое окно для приема документов от горожан. Часть сотрудников ДЖО, которая не работает с населением, переедет с нами.
Единое окно будет обслуживать по 15-ти муниципальным услугам, остальные предоставляются в электронном виде. Это говорит о том, что жителям города все меньше и меньше надо будет ходить в мэрию. Но иногда горожане хотят посмотреть в глаза и высказать все, что думают по тем или иным поводам, поэтому в ДЖО у меня будет кабинет для приема граждан. Чтобы им не надо было за мной таскаться в 17-й квартал.
— Там будет построено новое здание?
— Да. Поступило коммерческое предложение выкупить здание магазина «Меркурий». Но оно не подходит.
— Получится ли экономия, если заявлено строительство нового здания?
— Обязательно получится. В центре ценно не само здание, а земельный участок, на котором оно располагается. Здание будет построено с применением новых технологий, площадь, которую мы сейчас занимаем, сократится в три раза. Кроме того, бюджет города будет избавлен от ежегодных расходов на содержание всех наших зданий.
Потенциальных покупателей основного здания пока нет, есть заинтересованные лица. В целом, решение по проекту будет принято в течение полутора лет.
Три километра за 1,5 миллиарда
— Все лето и осень мэрию сильно критиковали из-за ремонта дорог, вопросов благоустройства. Справедливой ли была критика?
— Недостатки, безусловно, есть. Все зависит от качества работы подрядчиков. С нашей стороны было много претензий к выполнению работ предприятием «Алаас». Они на сегодня сохраняются: весной следующего года предстоит серьезная работа по устранению выявленных недостатков. Обратите внимание, мы заставили подрядчика снять и положить заново около трех тысяч квадратных метров асфальта. Горожане возмущались: не успели сделать дорогу, а уже ломают. Но нет, это была гарантийная замена. А на улице Суоруна Омоллона сколько раз подрядчик нам плитку перекладывал? Если в следующем году она поплывет, то они снова ее будут перекладывать. Это принципиально.
Проверка Росавтодора отметила, что организация дорожных работ в Якутске в этом году на порядок выше. И даже Алексей Засимович Колодезников (зампред правительства Якутии. — Прим. ред.), который нас постоянно ругает и критикует, на днях сказал, что мы отработали хорошо.
Проблема в Якутске в основном какая? В том, что ни “Главстрой” не был готов к таким объемам работ, ни подрядчики толком не научились строить дороги. Но если бы мы не решились на такие объемы, а решили сначала построить базис, работников обучить, поработать с подрядчиками, мы бы никогда с вами не зашли в федеральную программу и не получили софинансирование. Полмиллиарда из федерального бюджета, полмиллиарда из республиканского — это серьезные деньги. Поэтому, зажмурившись, мы обязаны были приступить к работам. Мы учимся на своих ошибках, и в этом году получилось гораздо лучше.
Если раньше на ремонт и строительство дорог объявлялся аукцион, то с 1 сентября этого года внесено изменение в федеральное законодательство, которым исполнитель контракта отбирается через конкурс. То есть абы кто не зайдет на дорожные работы.
В следующем году предстоит построить и отремонтировать почти 47 километров дорог. На каких-то участках будет проведен капитальный ремонт, где-то будет дорога построена методом ресайклинга, а где она отсутствовала вообще, будет построена грунтовая.
Очень много вопросов у людей по поводу капитального ремонта проспекта Ленина: что за три километра золотые за полтора миллиарда рублей? Некоторые считают, что положат дорожное полотно, а остальную часть денег украдут. Нет. Такая стоимость работ обусловлена тем, что нам придется все скрывать, вынимать грунты, менять трубы, строить систему водоотведения. Может, кто заметил летом: когда проводили изыскательские работы, то вместе с отобранным керном хлынула вода. Это говорит о том, что под проспектом сильно обводненные грунты. Предстоит серьезная работа по замене грунтов.
— Потопа, который обычно бывает после дождей на проспекте Ленина, в будущем не будет?
— Мы сделаем систему водоотведения: вода будет уходить в наши озера через очистные сооружения. Ремонт предполагает заново уложить тротуары, построить велодорожки, съезды для маломобильных граждан, остановки, где это необходимо — теплые, поставить светофоры, провести освещение. Кроме того, руководством республики поставлена задача положить плитку из гранита, чтобы было не скользко и красиво. Это наша главная улица, и мы готовим ее к юбилею республики.
Сейчас мы разбираемся с нестационарными объектами торговли, коих на проспекте Ленина полно. Возможно, видели в Сети обращение, которым 570 жителей Якутска просят не убирать магазинчик «Ферма». Но, друзья мои, проспект уже не будет прежним, все эти ларьки должны быть перемещены. Мы должны предоставить предпринимателям равноценный участок с необходимой проходимостью, либо они должны будут передвинуть ларек вглубь, в сторону. Потому что по проекту в том месте, где находится, например, «Ферма» (кстати, мы с супругом там тоже покупаем продукты), проходит велодорожка.
Сейчас пытаются играть на том, что полезнее: велодорожка, которой пользуются три месяца, или местные продукты. Ребята, все должно быть паритетно. И дорожка, и продукты должны быть. Полемику и баталии по этой теме, думаю, мы еще будем наблюдать.
Собаки, березы и пыль
— Немало комментариев в соцсетях было по поводу отсутствия цветов в центре города этим летом. Как решаются извечные городские проблемы: бродячие собаки, пыль, озеленение?
— В этом году цветов мы посадили меньше из-за ограничительных мероприятий — не могли вывести людей на субботники во время пандемии. Конечно, однолетние растения дают мгновенный эффект. Поскольку все к ним привыкли, а нынче их потеряли, то получилось «Авксентьева цветы не посадила». Но мы особо и не планировали из-за пандемии, во-первых. Во-вторых, мы постепенно должны уходить в сторону многолетних растений. В этом году посадили около 400 кустов боярышника на площади Орджоникидзе и в сквере Матери, 135 берез в мемориальном комплексе «Солдат Туймаады» и сквере Матери.
По поводу собак. Считаю, что поступили правильно, передав пункт передержки безнадзорных животных в руки волонтеров. Тем самым мы показали, что процесс прозрачный: никто деньги не ворует. И сейчас уже вопрос сформулирован иначе: городу нужен приют, необходимо увеличить финансирование. Отсутствие приюта для бездомных собак — это проблема не только Якутска. Не зря с этим вопросом обратились к президенту страны во время недавней пресс-конференции. Но почему ежегодно не только российское, но и мировое зоозащитное сообщество обращает внимание на наш город? Дело в том, что для жителя Москвы или какого-либо другого города картина, когда собаки жмутся к остановке в такой туман и холод, выглядит ужасающе. Но у нас и дети в минус 45 на качелях играют. Наши собаки приспособились к таким холодам, взрослые особи знают, где греться. Молодые могут бегать в поисках еды и стаи, к которой им надо прибиться. И, безусловно, страдают те, кого выкинули. Они точно могут замерзнуть.
Мне часто пишут: уберите собак. Но мне некуда их убрать. Даже строительство приюта не позволит решить проблему окончательно. Нам нужно понять, что новый федеральный закон запрещает усыплять животных, поэтому количество чипированных собак на улицах не изменится. Нам придется принять реальность, поэтому призываю: давайте быть гуманнее по отношении к животным, давайте их подкармливать, а где жить, они сами найдут. Волонтеры предложили строить будки и ставить во дворах. Мы готовы их поддержать, другой вопрос — согласятся ли жильцы, ведь дворы принадлежат им.
Насчет пыли. В этом году Институт мерзлотоведения закончил исследование по запыленности Якутска по заказу компании «Синет». Основная причина, как выяснили ученые, — глобальное потепление. Грунтовые воды начинают вымывать песок, это идет в город. Проблему можно решить, наладив систему водоотведения.
Мы объявили в городе трехлетие благоустройства и озеленения. К нашей программе присоединяется «Синет», и он поможет городу избавиться от несанкционированных свалок. Речь идет о миллионной сумме, которую компания будет вкладывать для помощи муниципалитету. Кроме того, Арсен Григорьевич Томский подарил городу 10 детских площадок. Мы должны определиться, в каком из 87 дворов мы их поставим.
Это третий по счету подарок городу от бизнеса в виде детских площадок. Первую подарила компания «Дороги Саха», вторую — на мой день рождения Владимир Федоров. А еще на юбилей я получила теплый туалет.
— Туалет на день рождения?
— Да. На 50-летие мне подарили теплый туалет. И это был самый лучший подарок. Объясняю, почему так. На улице Дежнева есть библиотека «Мир приключений», расположена в маленьком деревянном помещении, окна которой уже расположены почти на уровне земли. Как-то, проезжая мимо, подумала: что же мы только ленточки перерезаем, надо зайти посмотреть. И когда я оказалась внутри, то окунулась в замечательную атмосферу детства. Если кому-то нужна машина времени, чтобы поностальгировать, настоятельно рекомендую посетить эту библиотеку. Каковы были мой ужас, разочарование и сердечная боль, когда я узнала, что у них нет теплого туалета, и что молоденькие библиотекари, равно как и посетители, зимой вынуждены ходить на улицу.
Поставила задачу найти средства. Пока мы искали, компания «Утум» узнала, что мне нужен туалет, и подарила его. И нынче я получила конфеты из библиотеки в благодарность за решение многолетней проблемы.
Недавно управление культуры решило вопрос с городским музеем, где будут храниться артефакты, найденные во время строительства Бульвара учителя. Новое руководство решило отдать под музей здание в Старом городе, где находился Центр народного творчества. А работники съехали в другое помещение на улице Лермонтова.
Такие небольшие вещи мы делаем ежедневно сотнями. Они создают определенную атмосферу и климат в городе.
— Это, наверное, такие результаты, как иск прокуратуры к республиканскому правительству, который касается зарплаты вспомогательного персонала детсадов. Рассчитываете, что Верховный суд Якутии рассудит справедливо, и вопрос с фондом оплаты труда работникам детсадов решится?
— Мы получаем поддержку от республиканской прокуратуры. Заявлено два административных иска об изменении порядка и механизмов предоставления субсидий по образовательным госстандартам. Отмечу, что дорога долгая, потому что они сначала должны внести изменения в порядок выделения субсидии, потом в механизм. Но в 2021 году мы можем смело рассчитывать на республиканское финансирование на оплату труда указанных работников.
— С какими проблемами чаще всего обращаются люди?
— Обращаются по проблеме с земельными участками, бывают очень запутанные истории. Второй самый актуальный вопрос — единичные коммунальные проблемы. Если вы заглянете на мою страницу в инстаграме, то сами убедитесь в том, что, какую бы великую тему я ни затронула, о чем бы ни спросила своих подписчиков, в конечном счете получаю отклик: нет горячей воды, батареи холодные. Да, такие проблемы есть, они волнуют людей здесь и сейчас. Поэтому не отрицаю их и не отталкиваю комментаторов. Сейчас мы в ручном режиме вытаскиваем эти обращения из инстаграма и фиксируем.
Параллельно мы работаем над тем, чтобы люди поняли, что управляющие компании не подчиняются мэрии, и что УК — это не управы. Управляющие компании — это все равно как нанятые домашние помощники. Если я заключила договор с домработницей (к примеру говорю, у меня нет домработницы), то как я могу предъявить претензию муниципалитету? Те же самые отношения с УК, которые оказывают услуги. У муниципалитета нет полномочий оказывать влияние на качество их услуг.
Горожане прежде всего должны обратиться в УК, потом зафиксировать заявку в ЕДДС. Сейчас по нашему заказу завершена работа над единым программным комплексом: все заявки управляющих компаний и ЕДДС будут централизованы.
— Председатель правительства Якутии Тарасенко говорил, что создана рабочая комиссия, которая будет решать вопрос субсидий городу из республиканского бюджета. Как идет работа в этом направлении?
— Понимание, что стоит такая проблема у города, надо помочь Якутску, есть. В принципе, продвигаемся неплохо. Есть договоренность, например, с курирующим зампредом Алексеем Колодезниковым о финансировании газификации городских кварталов. Речь идет не только о создании инфраструктуры на земельных участках, выделенных многодетным семьям, но и для всего города. Мы подготовили схемы газификации, их не было шесть лет. Приоритетными направлениями являются Марха и Покровский тракт. Отмечу, что в первую очередь мы решаем вопрос газификации жилых кварталов и ИЖС. СОТы пока не могут рассчитывать на помощь города, потому что само название объединения говорит о том, что инфраструктурные вопросы участники должны решать, вкладывая свои средства.
Сексизм равно дефицит интеллекта
— Не можем не упомянуть свежий скандал в Ил Тумэне, который прогремел на весь мир. Были ли в отношении вас сексистские высказывания, чувствовали ли снисходительное отношение по гендерному различию?
— Сами можете видеть, что снисхождения по гендерному принципу не получаю. Открытых сексистских нападок не было. Я умею за себя постоять, знаю, как и что ответить в той ли иной ситуации. Но опосредованно такие вещи в мой адрес звучали, звучат и, видимо, будут звучать. Например: «она женщина — не разбирается в финансах», «она женщина — не понимает проблемы ЖКХ», «какие дороги может построить эта женщина?», или же могут меня, 50-летнюю женщину, вдруг обвинить в легком поведении. Но я стараюсь пропускать такие вещи мимо.
— Это вас не задевает?
— Нет, не задевает. На мой взгляд, если нечего предъявить по существу, то переходят на личности. Человека судят по интеллекту и по делам. Если даже мужчина будет чем-то раздосадован и недоволен, то, как правило, ему хватает интеллекта промолчать. Я сужу по моему мужу и по нашим отношениям. Бывает, что я, по его мнению, недостаточно грамотно подхожу к решению вопроса. Тогда он старается объяснить, пояснить.
Если говорить о народе саха, то у нас уважение к женщине прививается с молоком матери. Когда мы начнем эти вещи терять, мы начнем вырождаться.
— Подчиненные, особенно мужчины, не обижаются, когда вы их отчитываете?
— Надо спросить у них. Когда я бываю не права, извиняюсь. Я умею признавать свои ошибки. Стараюсь не оскорблять людей, понимаю, что передо мной чей-то муж, отец, дедушка, равно как и жена, мама, бабушка. Поскольку я эмоциональный человек, иногда бывает, что не сдерживаюсь, особенно когда говоришь и говоришь одно и то же. В свое время учителем не стала, потому что не любила повторять, а теперь вот приходится.
— Муниципальная служба — сильно неповоротливая и немобильная система. Как вы справляетесь, когда все время приходится преодолевать сложности и трудности даже в решении небольших вопросов?
— Это здорово выводит из себя. Потому что некоторые вещи можно решить просто. Думаю, что так происходит из-за того, что мы недостаточно коммуницируем между собой. Возможно, причина этого еще в желании перестраховаться после известных событий, когда арестовали там, арестовали тут.
Считаю, что нужно больше коммуницировать и принимать коллегиальные решения. История с open space как раз про это — меньше бюрократии, больше общения, мозговых штурмов и решений здесь и сейчас.
— Что загадаете под бой курантов?
— Личное не расскажу. У меня всегда бывает парное желание: одно для себя как мамы и бабушки, другое, как говорится, о мире во всем мире.
Конечно, хотела бы, чтобы следующий год был мягче, чтобы не было перед нами таких жестких задач, с которыми мы столкнулись в этом году.