Сайсарское детство Альберта Семенова
— Двор моего детства — это не только двор нашего частного дома, а вся улица Чехова. Тут хочу рассказать о нашем доме, который когда-то получил мой отец как молодой специалист. Мой отец, Никандр Николаевич Семенов, родом из села Эльгяй Сунтарского улуса. Его отец погиб на фронте, поэтому все заботы о младших сестрах и братьях легли на его плечи. После школы несколько лет работал землекопом в тресте «Якуталмаз», чтобы помочь семье и отложить деньги себе на учебу. Как только заработал деньги, он поехал и поступил в Новосибирский институт связи. После окончания, отработав в Новосибирске, вернулся в Якутск. Ему предложили выбор: квартира или частный дом. Отец выбрал дом, потому что планировал перевезти в город свою маму Прасковью Петровну, своих братьев, сестер. Целая орава жила в том доме. Как инженер, он получал хорошую зарплату — больше 300 рублей. Он поддерживал всех родственников, помогал им получить образование.
— Как раз в Сайсарах папа познакомился с мамой. В 1967 году 14 февраля мои родители поженились. Появилась моя старшая сестра Юлия, потом я, а через четыре года младший брат Гена.
Прогулка во дворе
— Для большой семьи отец расширил дом, построил веранду, навесы, сараи. У нас был большой огород. Картошка, редиска, зелень, в теплицах — помидоры, огурцы. Когда топили печь дровами, с отцом ездили на 69 километр Вилюйского тракта, заготавливали дрова. После реконструкции перешли на уголь. Работы в частном доме много: наколоть дрова, топить печь, привезти воду с водоколонки, хорошо еще, что летом был летний водопровод. А еще на детях была обязанность ходить в магазин.
ПРОДУКТЫ — ПО ТАЛОНАМ
— В нашем районе поблизости было три магазина. Продуктовый магазин на перекрестке улиц Чехова и Каландаришвили, второй магазин на Лесной. Молочку покупали в магазине, рядом с «Полесьем». Ходил туда с бидоном за молоком, летом — за квасом. Маленький стакан кваса стоил три копейки, большой — шесть копеек. Кефир, сливки, молоко в бутылках. Эти кефирные бутылки мы мыли и обменивали на такие же бутылки с молоком и кефиром. А основной магазин был на Чехова, там мы покупали ежедневные продукты.
— Одно время продукты продавались по талонам, был дефицит с мясом, колбасными изделиями. Люди с вечера занимали очередь, жгли ночами костры. Деньги были, а вот купить не могли. Очередь за колбасой — отдельная история. Считали по головам, сколько человек с тобой. Доходило до того, что одалживали друг у друга детей, чтобы побольше досталось колбасы. Вот такая ситуация была.
— Чтобы решить продовольственный вопрос, отец построил хотон, где держали свиней. Из деревни родственники отправляли мясо. В Сайсарах тогда было, как в деревне: по улицам гуляли коровы, лошади. Наши соседи держали коров, у других были куры. Каждый выживал, как мог. Это было в 70–80 годы.
— Был у нас и булус, где хранили мясо не только мы, но и наши родственники, знакомые. Помню, Екатерина Семеновна Никитина оставляла свой запас в нашем леднике. Однажды из Египта она привезла маме духи «Нефертити». Мне 10-летнему они казались супердухами, лучше французских.
У НАС ВСЁ БЫЛО ОФЛАЙН
— У меня была комната с тремя окнами, два окна выходили на улицу Чехова, а одно во двор, откуда я наблюдал за нашей собакой. Это не только наш охранник, но и друг, который участвовал во всех наших забавах. Во дворе с друзьями играли в теннис. Папа сделал из ДСП теннисный стол по всем канонам, покрасил. А в основном игры проходили на улице и на других площадках Сайсар.
— Нашу улицу как раз полностью отремонтировали, заасфальтировали, сделали водоотводы. В Сайсарах мало где был асфальт, а у нас улица была еще и с освещением. Вся детвора с округи собиралась на нашей улице. Мы любили там гонять на велосипедах, мопедах, мотоциклах. Играли в бадминтон, футбол, хоккей с мячом. Там и лапта, и городки. Я катался на роликах, которые купил в Подмосковье. На лето я ездил туда к бабушке, матери моей мамы. По программе переселения с Севера она с братом, ветераном войны, вступила в кооператив. Если другие ездили в деревню к бабушке, то для нас такой деревней было Подмосковье.
— В футбол мы играли на футбольном поле на Вилюйском тракте, там, где сейчас стоит ГАИ и торговый центр «У Виктора». Туда со всей округи приезжали: с Гимеина, из поселка Геологов. Помню, как ребята заезжали за мной на мопедах, ждали, когда закончу работы по хозяйству. И мы устраивали матч! С утра до вечера были на улице, в постоянном движении. Актированные дни — вообще праздник. На улице туман, ничего не видно, а мы играем.
— Учился в школе № 14, её как раз только построили. Родители устроили эксперимент: сестра училась в якутском классе, а меня определили в русский класс. Потом началось районирование, и русские классы перевели в 20-ю школу. Там я и закончил школу, проучившись пять лет.
— Учился нормально, не был отличником. Был очень занят, посещал разные спортивные секции. Занимался и борьбой, и боксом, одно время это было модно. Потом играл в команде футболистов «Юность». Был в сборной школы по баскетболу. Как-то в нашу школу пришли тренеры из ДЮСШ, отобрали ребят на легкую атлетику, в том числе и меня, и я стал ездить с пересадкой в спортивную школу на Дзержинского. У меня было много интересов: увлекался марками, записался в клуб филателистов, еще посещал фотокружок во дворце пионеров. В старших классах организовывали дискотеки. Вся жизнь у нас была в движении. Сейчас смотрю на своих детей, у них всё общение в интернете. Приложения всякие, социальные сети. Современные дети даже в футбол играют онлайн, а у нас все было офлайн.
ЛЮБИМЫЕ КУПАЛКИ ДЕТСТВА
— Любимое развлечение летом — купалка. Купались на Сергеляхе. Это он сейчас заболочен и весь застроен, а тогда это был самый популярный пляж. Ездили с родителями, мама у меня была как морж, не вытащить из воды. Когда подрос, стал ездить с друзьями. Рядом был магазин, где покупали лимонад, мороженое. На Мерзлотке было большое озеро в окружении сосен, теперь это уже заросшее болото. Однажды купальный сезон мы открывали на буграх, на улице Новокарьерной, где были небольшие озерки. Там же проводили ориентирование, «Зарницу» и другие пионерские мероприятия, турслеты. С дедушкой еще ездили купаться на пляж Дома отдыха, где сейчас микрорайон Борисовка-1.
УЧИЛИСЬ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕВОРОТА
— После школы стал задумываться, куда поступить. Думал, что отец будет настаивать на своей профессии — инженера электросвязи. А он посоветовал учиться на горного инженера-геолога, мотивируя тем, что наша республика богата ресурсами и в недрах у нас вся таблица Менделеева. А связь уже налажена по всей республике, мы и не предполагали, что наступит время интернета, мобильной связи. Сам же я хотел поступить на ФИЯ по совету бабушки, потому что бабушка всегда говорила, что в современном мире надо знать иностранные языки.
— В итоге поступил в Московский горный институт. Там познакомился с женой, она училась рядом с нашим институтом, в Плехановке. Тогда этот институт котировался, ректором был Хасбулатов. А потом в Москве начался хаос, переворот, путч. Очень нестабильная ситуация, вот в такое время мы попали... В магазинах шаром покати. Мы даже из Якутска продукты возили. Вернулись в Якутск, жена взяла академ, я перевелся в ГРФ ЯГУ. Она не стала переводиться, так как ей оставался год учебы. Я же поступал после армии, поэтому с ребенком остался в Якутске.
— Когда сыну был год, мы поехали к маме в Москву. И как раз начался путч. Видел, как обстреливали Белый дом, как он горел. Видел, как Аушев с Илюмжиновым вышли с парламентариями, как их машину забросали кирпичами.
ВСЁ НАЧАЛОСЬ СО ЖВАЧКИ
— Случайно обнаружилось, что у меня коммерческая жилка. Я покупал в Подмосковье жвачку и продавал ее тут. Брал в Москве и другие вещи на продажу, например, фломастеры. Как-то привез светомузыку, потом пошли записи, кассеты, по мере взросления — одежда, часы. С возрастом товар менялся.
— С развалом Союза наступило рыночное время. Тут дядя открыл первый круглосуточный магазин «Майкл» в Сайсарах, я стал его снабжать товаром. Как помню, привозил косметику, одежду. Со всего города ездили люди, закупались в этом магазине. В то время все хорошо продавалось. Так же снабжал и другие комиссионные магазины. Первый капитал тогда и сделал. Купил квартиру, машину, дачу. Я был единственным студентом, который приезжал на учебу на иномарке, которую сам пригнал из Находки. Вот так я занялся коммерцией. Как только обеспечил свою семью, создал общественное движение «Горожанин», занимался благотворительной деятельностью, поддерживал спортивные и социальные мероприятия, был попечителем школ Сайсарского округа. Мы организовали клуб для подростков, а также компьютерный клуб. Баллотировался в 2000 году от Сайсарского округа, был избран в городское собрание депутатов, а позже стал депутатом во второй раз в окружном Совете депутатов.
* * *
— Дом моего детства до сих стоит на Чехова, недавно проезжал мимо, сразу вспомнились детские годы, пронеслись счастливые воспоминания.