Счастье – когда семья рядом
Этот материал – не беседа, не диалог, не интервью. Здесь – мысли Надежды Константиновны, ее воспоминания и переживания.
«Я маме безмерно благодарна…»
… Я родилась в городе Шахты Ростовской области, 27 сентября 1952 года. У меня была замечательная мама – умная, очень красивая, строгая и нежная одновременно. Ее родители, мои бабушка и дедушка, были репрессированы, а саму маму во время войны угнали в Германию. Сколько ей пришлось пережить! Если бы я умела писать – я бы написала о ней книгу…
Она одна воспитывала нас с сестрой, и, как бы ни было трудно и тяжело в то время, дала нам образование – за что я ей безмерно благодарна. Она всегда говорила, что человеку обязательно нужно образование, с образованием он нигде не пропадет…
Методом проб и ошибок
… Там же, в Шахтах, после окончания школы, я и поступила в медучилище, в 1972 году это было. Через три года окончила, и с тех пор ни дня не изменила своему выбору. Помню свой первый рабочий день, как будто это произошло только вчера… Странная штука память. Иногда забываешь то, что происходило не так давно, а вот события 40-летней давности помнишь ярко-ярко, как в цветном кино.
Первый рабочий день начался в участковой больнице станицы Раздорской, где в лаборатории работали медсестра и врач с ветеринарным образованием. Они делали только общий анализ крови и мочи. Самое простое. И поэтому мне, как молодому специалисту со специальным фельдшерско-лаборантским образованием, пришлось начинать делать биохимические анализы, микробиологические. Так что наставников у меня там не было. Все сама, сама, и спросить совета было совершенно не у кого. И я, конечно, боялась. Но – глаза боятся, руки делают. Так и втянулась. Так и привыкла не полагаться на других, постигать все методом проб и ошибок, от теории к практике… Это сейчас молодежи легче – есть кому подсказать, научить, поделиться хитростями работы.
За туманом и за запахом тайги…
… В Раздорской больнице я проработала три года. И вот тут моего мужа потянуло на романтику… Хотя чего греха таить - не только на романтику: ведь все знают, что в то время на север ехали не столько «за туманом и за запахом тайги», как поется в одной известной песне, сколько за «длинным рублем», чтобы заработать. 9 сентября 1979 года мы ступили на якутскую землю. Приехали на время – а остались навсегда. В север невозможно не влюбиться. Он приковывает, очаровывает, и уезжать отсюда не хочется никуда.
Первый наставник
… Мое первое медучреждение – первая поликлиника, которая в то время относилась к городской больнице. Поэтому меня отправили в клинико-диагностическую лабораторию горбольницы. Заведующим в то время был Николай Владимирович Якушков. Такой человек! Золотой человек… Он в буквальном смысле взял меня, молодую девчонку, хотя и с опытом работы, за руку, и отвел в контору. Показал, так сказать, фронт работ. И на следующий день я вышла на смену… Именно Николай Владимирович дал мне – да и остальным – те знания и премудрости, чтобы мы могли хорошо работать, научил, как и что делать.
Хлипкий мостик над озером
… Когда пришла работать в Клиническую больницу, то многие корпуса были деревянными: сама КДЛ, инфекционное отделение, гинекологическое, энцефалитное, ЛОР, кардиология, терапия. До сих пор помню мостик через озеро в терапию – обходить было далеко, а мостик был такой узенький, хлипкий, постоянно все там проваливались, в воду падали…
Раньше хирурги и другие врачи торопили нас, лаборантов, с анализами: наверное, потому что им самим было интересно, и очень были нужны результаты исследований – сегодня, вчера, срочно! – чтобы быстрее поставить верный диагноз и поставить больного на ноги. Как сейчас их помню, жаль, что по отчеству не всех знаю: Ялынская Лилия Михайловна, Горохова Мария Дмитриевна, Константинов Иван Николаевич, Печетов Александр, Зобнина Галина – какие это были замечательные, сердечные люди, очень опытные, душевные врачи. Сейчас с анализами у врачей все гораздо спокойнее. Ну, жизнь другая все-таки, все меняется.
В работе – и грусть, и радость
… Воспоминаний разных много… Но трогательным эпизодом в моей работе был 90-летний юбилей КДЛ, когда были предоставлены документы из архива – приказ о создании первой лаборатории в г. Якутске. Были приглашены ветераны медучреждения Якутска, было много воспоминаний, слез.
Грустно, когда анализом подтверждается страшный диагноз у пациента, особенно если это – ребенок… Не верьте, когда говорят, что медики черствеют душой. К этому не привыкнешь никогда-никогда.
Самые яркие впечатления в моей жизни, как для любой женщины – это рождение детей и внуков. А в работе – присвоение мне звания Отличника здравоохранения РФ и РС (Я). Казалось бы, я работала, как все. Ничем особенным не выделялась. А вот – заметили, выделили. Это очень приятно.
Меня часто спрашивают – неужели не было желания уйти из больницы туда, где больше платят? Может, и были такие мысли, многие платные клиники приглашали меня, но… меня останавливала одна мысль, что я могу потерять свой родной коллектив, моих девочек. Ведь столько с ними было пережито – и грусть, и радость, и победы, и – не без этого – неудачи и разочарования.
Все в руках божьих
… Мечты… По большому счету вроде все главное исполнилось. Есть дом, семья, дети, внуки, работа. Теперь мечтаю, чтобы внуки мои выросли достойными людьми. Верю ли я в судьбу - не знаю… И хотя говорят, что человек – сам творец своей судьбы, а вот мне ближе изречение, что все в руках божьих.
«За каждым анализом – живой человек»
… В своих близких я больше всего ценю любовь – ведь любящий человек не предаст, не обидит. А в коллективе - ответственность и доброжелательность. Молодым специалистам хотелось бы пожелать больше ответственности к работе: думайте головой, чувствуйте сердцем, работайте так, будто бы за каждым анализом стоит родной вам, близкий человек. Жаль, что некоторым молодым специалистам будто бы и не очень интересны результаты анализов. Телефон для них интереснее, уткнутся и сидят… Ну, может, это по молодости так. Есть и очень ответственные девочки.
Работа в нынешних условиях сильно отличается от того времени, когда я начинала. Я уж не говорю о том, что тогда и обратиться-то было не к кому за советом. Сейчас не надо готовить самим реагенты – раньше мы их называли реактивы. Когда я рассказываю, что мы все делали сами, что объем исследований всегда был очень большой, за сутки делали до 100 анализов, кипятили, фильтровали, реагенты добавляли и это все вручную – молодежь делает от удивления круглые глаза. Сейчас все намного проще: готовые реагенты, современные анализаторы, которые сами раскапывают реагенты, сколько нужно и когда нужно, специальное оборудование.. Но самое главное – человеческий фактор – никто не отменял.
«Хотелось бы новую лабораторию»
… Проблемы – они всегда были и будут: большие, маленькие, важные или незначительные. Я не могу сказать, настолько ли это необходимо сегодня, но мне бы хотелось вот чего: чтобы на территории больничного городка была построена современная типовая КДЛ по проекту, а не лаборатория, которая находится на отшибе, далеко от всех отделений, в приспособленном помещении. Хотя руководство больницы прилагает все усилия, чтобы соответствовать всем правилам и нормам. За последние годы администрация больницы во главе с руководителем Николаем Васильевым делают многое для развития клинико-диагностической лаборатории. Но, к сожалению, не все зависит только от них. Хочется пожелать им успехов и терпения.
«Счастье – это когда все любимые здоровы и рядом»
… Я очень люблю выращивать цветы. Летом – на даче, зимой – дома. Любуюсь ими, и на душе умиротворение. И еще очень люблю всей большой дружной семьей выехать на природу, посидеть на берегу реки с удочкой – это так помогает отдохнуть от работы, отвлечься, расслабиться.
Моя семья всегда приходит на помощь. И слава богу – у меня жива мама, которой 92 года. Поэтому я, в свои годы, могу иногда почувствовать себя маленькой девочкой, уткнуться в материнское плечо, почувствовать ее сухую шершавую ладонь на голове, услышать ободряющие слова – как когда-то давно, в детстве…
С мужем Николаем мы живем уже 44 года. У нас двое взрослых детей и трое внуков. И это счастье для меня – когда все любимые здоровы, и все – рядом.