Сегодня премьера ленты «Вертолет» во всех кинотеатрах Якутии
Можно сказать без сомнений, вылета «Вертолета» на широкие экраны Якутии ждали все. Посадка в Якутске состоялась, встречаем фильм добрыми словами. Но сначала немного предыстории.
2 октября прошлого года, на церемонии закрытия ХХХ открытого кинофестиваля стран Балтии и СНГ «Киношок» в Анапе, фильм из Якутии завоевал Гран-при фестиваля «Золотая лоза». А также приз «За лучшую режиссуру» (Михаил Лукачевский), приз имени А. Княжинского «За лучшую операторскую работу» (Семен Аманатов), диплом прессы «За кинематографическое преодоление времени и пространства». Вот такой был резкий старт, что, не побоимся этого слова, стало сенсацией для кинематографистов России.
Сюжет повествует о молодом отце, который отправляется из труднодоступного северного поселка в районный центр, чтобы спасти своего больного ребенка. Сценарий в 2015 году написал известный артист эстрады Иннокентий Васильев-Лэгэнтэй, весной киносъемочная группа приступили к первым съемкам. Съемки проходили в Оймяконском районе, где приблизительно такая же природа, как и в Верхоянском улусе.
Ну а сейчас слово предоставляется режиссеру фильма, который специально для читателей «Эхо столицы» вспомнил, как создавался фильм, поделился в чем, по его мнению, заключается феномен «якутского кино» и многое другое.
Михаил ЛУКАЧЕВСКИЙ, кинорежиссер:
— Меня самого не было на «Киношоке», был занят съемками. Но был счастлив уже оттого, что фильм участвует на фестивале. Наш фильм представлял Иннокентий Васильев-Лэгэнтэй — артист эстрады, он там был как сценарист и продюсер фильма, который в полной мере прочувствовал триумф, восторг, шок от таких оценок. Фильм оценили практически по всем главным номинациям. Это же здорово!
— В 2010 году вы были на этом же фестивале, но остался без наград, к тому, как вы шутили, тебя приняли за официанта…
— Это было 11 лет назад, правда, но зато в прошлом году я отомстил (улыбается) и вырвал все главные награды. В 2010 году еще никто про якутское кино не знал, как толком и не знали о Якутии, даже где это. Вот такое было. Приняли за официанта, потому что одет был так, черный низ, белая рубашка. Все самое лучшее и торжественное, как я считал. Это же был первый кинофестиваль для меня.
— В чем, на ваш взгляд, феномен якутского кино?
— Я скажу, как режиссер, наши актеры умеют перевоплощаться на экране. Вот заметьте, даже в американских, а особенно российских фильмах артисты очень много играют. Много театрализованности в фильмах. И у нас в якутском кино было так поначалу, нас же за это критиковали наши же зрители, типа, как в театре играют артисты. Когда актер начинает играть, все становится неорганичным, выходит вся фальшь. Наши актеры научились даже не играть, а жить в кадре. И это очень нравится зрителю — любому, хоть со всего мира. Потому, что там есть правда, настоящие чувства. Не игра, а жизнь. Настоящая жизнь, без прикрас.
— И вот, спустя десяток лет, вы вернулись и выиграли все призы за настоящую, правдивую жизнь?
— Да. В этом феномен якутского кино. Теперь про него знают все. Когда приходишь на фестиваль, встречают уже с распростертыми руками. И да, боятся, что опять якуты все призы заберут. Косо так, видят в нас серьезных конкурентов.
— Как подбирали состав артистов?
— Прямо такого кастинга не было. Город же маленький, профессионалов в этой профессии у нас мало, мы друг друга знаем. Посмотрели сценарий, прикидывали, кто подойдет. Общим совещанием заочно остановились на Гавриле Менкярове и Инге Леоновой — артистов театра Олонхо. Слава богу, они согласились. Сценарий написал Кеша, я ему не раз предлагал, да и другим говорил, напишите что-нибудь, накидайте мне какой-нибудь сценарий интересный из вашей жизни. Однажды Кеша позвал, показал на одном листочке синопсис, краткое содержание. Понравилось. Он во время гастролей в северный улус, стал писать по вечерам уже по сценам и отправлять мне.
— Он не сценарист, сделал набросок. А как вам удалось из этого развить целый фильм?
— Самое главное было создать образ всего фильма. Вот это настроение, какой иносказательный язык будет в фильме. Мы как-то нашли свой темпоритм, свою атмосферу фильма. А дальше все пошло само собой, В режиссуре это самое главное: найти единый стиль, чтобы понятно было. А там уже как будто кто-то свыше помогает, все получается само собой. Нашелся и ворон, даже погода, какая надо для тебя. Все идет… А у нас это время ледохода, когда реки освобождаются ото льда, состояние природы серое. И нам надо передать холод, ощущения дискомфорта, отдаленности, одиночества. Вот такая тема. Еще Аристотель говорил, что в мире существует 33 сюжета в жизни, и все эти 33 истории повторяются всегда. Мне наш фильм — это история конкретно чеховская, такая академическая форма сценария, которая напоминает «Три сестры», «Вишневый сад», «Ионыч». Наш фильм о бытие, об отношениях, о безнадежности.
Мы очень старались, чтобы фильм получился. Приятного просмотра!
ИЗ СПРАВКИ «ЭС»
Михаил ЛУКАЧЕВСКИЙ — Родился 4 декабря 1986 года в селе Борогонцы Усть-Алданского района.
В 2006 году окончил Якутский колледж культуры и искусства.
Учился на факультете экранных искусств Санкт-Петербургского института кино и телевидения (мастерская Николая Обуховича).
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Приз за лучший дебют VIII Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба», специального приза Международной премии им. Арсения и Андрея Тарковских VI Фестиваля «Каштановый дом» за фильм «Биттэнии» («Предчувствие»).
Спецприз «Новые горизонты в якутском кино» и специального упоминания жюри кинокритиков за смелость замысла и художественное своеобразие I Якутского международного кинофестиваля за фильм «Суол» («Дорога»).
«Вертолёт» Михаила Лукачевского признан лучшим фильмом 30‑го «Киношока»
Якутская картина также получила диплом прессы и отмечена наградами за режиссуру и операторскую работу