Секреты профессионализма от успешных Учителей Якутии
Глава государства Владимир Путин объявил наступивший 2023 год Годом педагога и наставника. Действительно, профессия учитель была, есть и будет самой почетной и востребованной. А в наше время иметь интересную профессию, которая будет приносить ощутимую пользу обществу — это настоящая роскошь.
Сегодня мы расскажем вам об учителях, которые преподают свой предмет блестяще, помогая ученикам накопить багаж знаний, который будет полезен им в дальнейшей жизни. Это учителя физики и математики, добившиеся признания на всероссийском уровне благодаря своему опыту и мастерству.
Виктор ПОТАПОВ: «Я считаю себя счастливым человеком»
В конце декабря прошлого года педагог из Якутии Виктор Филиппович Потапов получил звание народного учителя России. Награду педагогу вручил президент РФ Владимир Путин 20 декабря в рамках церемонии вручения высших государственных наград россиянам, которые достигли выдающихся успехов в деятельности в области образования, науки, медицины и здравоохранения, промышленности, сельского хозяйства, морского транспорта и в других сферах. Среди награждаемых - педагог из Якутии Виктор Потапов. Ему присуждено почетное звание «Народный учитель Российской Федерации».
Учитель физики ГБНОУ РС(Я) «Республиканский лицей-интернат» Виктор Филиппович Потапов - первый из Якутии, кто удостоился такого звания.
Талантливый педагог разработал собственную систему преподавания, которая помогает ученикам хорошо усваивать материал. Выпускники Виктора Филипповича каждый год достигают высоких результатов на ЕГЭ. Среди его учеников - Глава Якутии Айсен Николаев.
«Для меня эта новость радостна вдвойне. Виктор Филиппович – замечательный педагог, мудрый старший товарищ, которого любят и уважают дети. Его ученики успешно представляют нашу республику на всероссийских и международных олимпиадах по физике, интеллектуальных конкурсах, завоевывая звания лучших. Якутия гордится Вами», – такими словами поздравил своего педагога Айсен Николаев.
Получив награду из рук президента России Владимира Путина, Виктор Потапов поблагодарил Главу государства за объявление 2023 года Годом педагога и наставничества. Это признание общей значимости педагогов, отметил он.
«Я считаю себя счастливым человеком. На протяжении всей жизни я встречал только замечательных людей, которые прожили достойную жизнь. Это мой наставник, народный учитель СССР Алексеев Михаил Андреевич. Он в первый день войны встретил врага на границе, прошел через концлагерь, впоследствии решил посвятить жизнь якутским детям для посвящения их в точные науки. Это мои учителя, преподаватели физического факультета Ленинградского государственного университета, они бескорыстно, честно учили студентов всех национальностей нашей большой страны. Это мои прекрасные коллеги, с которыми я проработал 45 лет на ниве образования. Большая благодарность им и моим ученикам, в этой высокой награде и их заслуга», - сказал Виктор Филиппович Потапов при награждении.
Отметим, что Виктор Филиппович Потапов – педагог высшей квалификации, ученик и соратник народного учителя СССР, выдающегося педагога Михаила Андреевича Алексеева, один из организаторов Международной олимпиады школьников «Туймаада». С 1996 года работает в Республиканском лицее учителем физики. Всего в профессии он 45 лет.
За свои заслуги в области образования Виктор Потапов был награжден званием «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Заслуженный учитель Республики Саха (Якутия)», «Лауреат государственной премии Республики Саха (Якутия) им. М.А. Алексеева в области педагогики».
Прасковья ДАНИЛОВА: «Каждый ученик - это, прежде всего, Личность»
Этого педагога часто вспоминают со словами благодарности многие выпускники школы «Личность». И не только вспоминают – звонят, пишут, при возможности приезжают в школу. А ведь многие выпускники учатся и работают не только в Якутске, но и в России, и за рубежом.
Прасковья Петровна ДАНИЛОВА – один из опытных педагогов республики, создатель и директор ЧУОО «Личность», Отличник народного просвещения, заслуженный работник образования РС (Я), обладатель орденов К. Минина и Д.Пожарского и «Лучший педагог России-2010».
— В моей семье был настоящий культ учителя, - вспоминает Прасковья Петровна. - Мой мудрый отец очень уважал педагогов и постоянно приводил мне в пример наших «родных» учителей – родную тетю и заслуженного учителя РС (Я) и РФ Агафью Илларионовну Говорову, и тетю Ию Петровну Рыбкину – учительницу русского языка и литературы, которую знали не только в родном районе, но и в республике. «Посмотри на нее, подумай, сколько ей лет», - говорил отец – «60. А ты бы дала ей эти годы? Учителя всегда выглядят молодо». Так что, в первую очередь, благодаря отцу я поступила на физико-математический факультет ЯГУ.
— Ваша школа «Личность» почти два года назад отметила 25-летний юбилей. А как Вы пришли к идее создания такой школы, не боялись такой ответственности?
— В начале 90-х годов я стала задумываться о своем будущем. Не хотелось после окончания работы прозябать на пенсии. К тому же, меня перестала удовлетворять моя работа, и очень хотелось уйти от аппарата чиновников, работать не по чьей-то указке, а на себя. Мне всегда больше нравилось работать с живым материалом, участвовать в становлении человека, а не перебирать бумаги.
В начале 1994 года я поняла, что время пришло, и поделилась своей мечтой об открытии своей авторской школы с Евгенией Исаевной Михайловой, которая на тот момент была начальником Управления образования. Она очень легко дала согласие: «Попробуй».
В новогодние каникулы 94-го года я проснулась с мыслью, что время моей мечты пришло, а уже в апреле идею утвердили, и я принялась за ремонт. В сентябре уже набирала первых учеников. Я не люблю откладывать дела на потом.
— Каких учеников решили тогда набрать в свою школу?
— Было решено, что набор будет состоять из детей, имеющих проблемы в обучении, дефицит знаний и т.д. Параллельно мы открыли классы для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, больных сердечно-сосудистыми заболеваниями и др. В тот год в общей сложности к нам поступило около 600 ребят. Кстати, в то время мы назывались Школой самоопределения. Но по истечении 4-х лет я пришла к мысли, что носим мы не совсем правильное название и, поскольку у нас процветает индивидуальный подход к обучению, то лучше назваться «Личностью».
В первую очередь, мы стараемся взрастить у детей любовь к обучению, к самообразованию, чтобы ребенку нравилось учиться. Для нас важно не только, чтобы ребенок поступил в вуз, но, и чтобы доучился в нем до конца, нашел престижную работу. Мы всегда общаемся и поддерживаем связь с выпускниками нашей школы. Более тысячи из них учатся и работают во всех сферах нашей республики. Но самое главное в нашей школе – это уважение к своим ученикам, поэтому у нас спокойная, благоприятная для учебы обстановка. Знаете, мы всегда можем извиниться перед ребенком, если не правы. И это окрыляет не только учеников, но и нас, учителей. Потому что каждый ребенок, ученик - это, прежде всего, Личность. Вот об этом никогда нельзя забывать.
Наталья ПЛАТОНОВА: «Профессия учителя в нашей семье передается из поколения в поколение»
«Педагогика – это целая наука». Именно так считает Наталья Николаевна ПЛАТОНОВА - Отличник образования РС (Я), стипендиат фонда Дети Саха (Азия), Почетный работник общего образования РФ, делегат Съезда учителей физики России, обладатель звания «Учитель-методист Якутии», кандидат педагогических наук.
— Наталья Николаевна, когда Вы решили стать учителем?
— В раннем детстве. Вместо того, чтобы бегать по улице, я играла в школу. Первыми моими «учениками» были мои младшие сестры и братья. Мама мне потом рассказывала, что я подражала голосу своей первой учительницы. А интерес к физике у меня появился в последний год учебы, когда к нам приехала молодая, очень интересная учительница из Подмосковья – Надежда Васильевна. Она и привила мне любовь к физике, и после окончания школы я поступила на физический факультет ЯГУ. К тому же, я выросла в семье, носящей гордое название учительской династии, как говорится, с детства познала кухню. Ведь профессия учителя в нашей семье передается из поколения в поколение. Образованию детей посвятили себя 10 человек.
— Когда Вы начали свою научную работу?
— С 17-й школы, в которой я работала в период с 1991 по 1993 годы. Именно там у меня появилась идея раннего обучения физике. Меня поддержали. Инспектор Управления образования города Якутска, курирующая физику, Нина Степановна Хохлунова поспособствовала введению раннего обучения, и вскоре я начала вести свои уроки не с 7-го класса, как обычно это бывает, а с 5-го класса. Однако, в то время у меня и мысли не было о том, что когда-нибудь я начну заниматься научной работой.
— А почему Вы решили ввести раннее обучение?
— У всякого возраста есть свои преимущества. Большим достоинством младшего подростка является его любознательность, готовность ко всем видам учения, которая делает его взрослым в собственных глазах. Самый настоящий почемучка, впитывающий все новое, как губка воду. Мы недооцениваем эту способность к познанию.
— Значит, Вы решили провести эксперимент. И каковы были его результаты?
— Эксперимент длился очень долго - с 1991 по 1998-й год. Проведенный анализ показал, что учащиеся, обучавшиеся физике с 5-го класса, имеют более полные и глубокие знания, более сформированные экспериментальные умения, чем обучавшиеся физике с 7 класса. Необходимость пропедевтического (раннего) обучения подтвердили и анкетирование учителей и учащихся, наблюдение, посещение и анализ уроков.
С опытом этой работы Наталья Николаевна выступила на республиканских педагогических чтениях в 1993-м году. Работа вызвала большой интерес и не только в республике.
— Знаю по себе, что молодым учителям бывает очень сложно в первое время, - говорит Наталья Николаевна, - что я могу посоветовать на этот счет? Во-первых, посещайте уроки опытных педагогов и набирайтесь у них опыта. Во-вторых, относитесь к себе критически. Это даст вам стимул для постоянного и всестороннего развития. Но самое главное – сохраняйте дисциплину и порядок на уроке. Будет дисциплина – будут и знания. Ребенок должен понять, что учитель слов на ветер не бросает. Еще один совет – детей надо не только любить, но и уважать! Они, как индикаторы, понимают все: искренне ли ты их любишь, желаешь ли им добра. «Показуху» они очень чутко улавливают. Потому что между учителем и его учеником существует очень тонкая душевная связь.
- В тексте:
- Год Учителя