Семейные подвиги
Сирота якутская
На начало 2017 года в республике насчитывалось 4 618 детей-сирот, из них 4 024 воспитываются в семьях, а 544 ребенка – в различных учреждениях. К примеру, 286 детей из них воспитываются в детских домах республики. За этими цифрами кроются судьбы многих людей, в которых переплелись и горе, и счастье. Горе – это когда ребенок навсегда теряет своих родителей и становится сиротой. Горе, когда у горе-мамы отбирают ее чадо, когда отца лишает родительских прав его супруга за то, что он попал в места не столь отдаленные... Да, к сожалению, среди этих детей много так называемых социальных сирот, когда ребенок официально получает статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
На 1 октября 2017 года в республике насчитывается 223 приемных семьи, в которых воспитывается 621 ребенок.
Также в республике имеется 2 971 опекунская семья, которая воспитывает 3 520 детей.
Своя кровь ближе
В основном под опеку люди берут своих родственников. Например, когда ребенок остается сиротой, плечо поддержки подставляют родные тети, дяди, бабушки — все же ребенок не чужой. При этом возраст ребенка не играет никакой роли, как в других случаях.
Опека бывает разная: возмездная и безвозмездная.
Безвозмездная — это когда, например, мама уезжает на заработки за пределы своего населенного пункта надолго, а там нет условий для содержания ребенка, и она оставляет ребенка под опеку своей мамы — бабушки ребенка, как законного представителя. В этом случае орган опеки оформит такую опеку лишь в том случае, если оставление ребенка на долгое время имеет уважительную причину.
Также опека оформляется при наличии у ребенка правового статуса, то есть когда родители злостно уклоняются от своих родительских обязанностей и их судом ограничивают либо лишают родительских прав. И хотя бабушка будет воспитывать внука за свой счет, детское пособие (ежемесячные компенсационные выплаты) на содержание ребенка она все же, как законный представитель, будет получать. За ежемесячную компенсационную выплату от государства, которую он должен тратить на нужды ребенка, опекун отчитывается перед органом опеки за каждую потраченную «копейку».
Возмездная опека (приемная семья) отличается от безвозмедной тем, что за воспитание и содержание ребенка опекун (приемный родитель) получает вознаграждение и с приемным родителем заключается договор.
Также на карточку ребенка будет начисляться пенсия по потере кормильца или алименты. Эти деньги будут ждать своего часа, пока ребенку не исполнится 18 лет. Однако с разрешения органа опеки с 14 лет ребенок может снять незначительные суммы «на нужные расходы».
П. 1 ст. 37 Гражданского кодекса. Опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».
Также есть такое понятие, как «временная опека», когда ребенок может на время погостить у какой-либо семьи. В основном такой гостевой режим касается детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, которых на время каникул в свою семью забирают те же воспитатели этого учреждения или родственники. Временная опека оформляется только на срок не более одного месяца, продлить его возможно только по уважительной причине. Такая форма опеки, по мнению специалистов, подходит для детей более старшего возраста.
Добро пожаловать!
Так как в приемные семьи органы опеки стараются отдавать детей, от которых все отказались, таких семей гораздо меньше, чем опекунских. Это их основной минус. Вот почему приемные семьи республики создали свою Ассоциацию и всячески помогают друг другу.
Основное отличие приемной семьи от опекунской — это наличие вознаграждения. Муниципальное образование с такой семьей заключает договор на определенный срок на определенного ребенка и за счет средств бюджета оплачивает его труд за то, что приемный родитель в семейных условиях воспитывает сироту. Размер вознаграждения не такой уж и большой — в среднем 6 тысяч рублей на одного ребенка, а на второго и последующих детей - 0,6 коэффициента. Однако в народе почему-то укоренилось мнение, что вот, мол, почему бы за счет сироты не обогатиться, если в таких семьях воспитываются чуть ли не до 20-ти детей. Да, действительно, в приемных семьях, наряду с родными детьми воспитываются часто более 10-ти детей, не связанных между собой родными узами, еще раз повторимся, часто больные дети, от которых все отказались. Не будем забывать о том, что ребенок — это целый мир, можно сказать, государство со своими законами и прочее. И чтобы в одном пространстве в мире и согласии ужились несколько «миров», это ж сколько нервов и здоровья надо, что никакими деньгами не измерить! Если оглянуться назад, то историю приемных семей в далекие 90-е годы начала Клара Матвеева из Намского района, создав у себя семейный детский дом...
Также хочется отметить и про семьи усыновителей. Оказывается, у нас в республике есть случаи, когда пятерым семьям врачи ранее ставили бесплодие, а после того, как у них появился усыновленный (удочеренный) ребенок, родились свои собственные. И это только те семьи, которые встали на учет. На самом деле, сколько их, никто не знает. И несмотря на то, что после усыновленного появляются свои родные дети, родители своего «первенца» носят буквально на руках, считая его счастливым талисманом.
На усыновление образовалась огромная очередь. В основном, и это не секрет, семьи желают детей от 0 до 7 лет. И чтобы в семье появился долгожданный ребенок, родителям приходится стоять в очереди, некоторые ожидают своего счастья годами! К слову, даже если для ребенка усыновители становятся биологическими родителями, орган опеки и здесь не оставляет их без своего присмотра — за такими семьями ведется контроль и наблюдение в течение трех лет. К сожалению, бывают и такие случаи, когда усыновленного родители отдают в детдом обратно...
Сопровождение
Кроме вышеуказанных форм семейного устройства детей-сирот, в нашей республике принят закон о патронатном воспитании. Что это такое?
В период обучения несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях профессионального образования после выпуска из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, над ними может быть установлено попечительство в виде патронатного воспитания до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 18 лет. Патронатное воспитание устанавливается с целью формирования необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических и иных условий для жизнеустройства и адаптации в обществе несовершеннолетних выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Патронатный воспитатель и несовершеннолетний из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которого установлено патронатное воспитание, проживают совместно. При осуществлении попечительства в форме патронатного воспитания орган опеки и попечительства органа местного самоуправления может дать разрешение на раздельное проживание попечителя и выпускника организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 36 Гражданского кодекса РФ.
Патронатный воспитатель должен «вести» выпускника детского дома в первые годы его социализации и обучения в учебных заведениях, ведь многие дети выпускаются из таких учреждений, не умея ничего — ни готовить, ни шить и вязать, как говорится, не говоря о том, чтобы вести самостоятельно свое хозяйство. Изначально планировалось, что такое воспитание будет вестись вплоть до достижения детьми 23-х лет, однако патронатное воспитание в республике принято до 18 лет. То есть если ребенок после 9-го класса решит поступить в ссуз и вступить во взрослую самостоятельную жизнь, тут ему на помощь может прийти патронатный воспитатель, который поможет ему обустроиться в учебном заведении, подскажет и научит, как рассчитывать свои доходы и расходы и прочее. В общем, научит его социализироваться в обществе. Особенно это важно для тех сирот, у которых нет близких родственников. На сегодня такие патронатные воспитатели имеются, но нам бы хотелось, чтобы с каждом годом их становилось все больше и больше.
Чтобы не оказались за бортом
Если на детей от 0 до 7 лет стоит очередь, то дети от 7 до 13 лет уходят в основном в приемные семьи. А вот сиблинги (родные братья и сестры), подростки старше 13 лет, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды остаются в детских домах и других учреждениях. К примеру, в Специализированном доме ребенка в основном находятся дети с тяжелыми заболеваниями, эти категории детей по своей специфике мало кому нужны. Вот почему перед государством стоит задача — устройство таких детей в семью, ведь согласно Семейному кодексу каждый ребенок имеет право на семью.
В нашей республике развитием семейных форм устройств занимается ГБУ РС(Я) «Методический центр организации социального обслуживания» Министерства труда и социального развития республики. До октября 2017 года центр назывался по-другому — Центр развития семейного устройства и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который был создан в 2012 году по инициативе Министерства образования. Но как бы ни менялось название и подчиненность той или иной структуре, для работников центра задачи остались изначальными:
- подготовка граждан, изъявивших желание взять в семью ребенка-сироту;
- психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей;
- повышение психолого-педагогической компетентности специалистов, работающих в сфере социального сиротства;
- развитие семейных форм устройства;
- информационно-просветительская деятельность.
Главное, не количество, а качество!
Еще 13 декабря уходящего года Методический центр организации социального обслуживания впервые организовал для замещающих семей открытый разговор. В мероприятии приняли участие специалисты органов опеки разных улусов, сами семьи, усыновители, сироты, выросшие в таких семьях, представители заинтересованных ведомств. Выступающие приемные родители и опекуны рассказывали свою историю, делились трудностями и победами. Так, прежде чем удочерить девочку с синдромом Дауна Саргылана Игнатьева думала полтора года. В итоге все же решилась, усиленно с нею занимается, девочка нынче пошла в 1 класс, а Саргылана о своем решении нисколько не жалеет. На вопрос: «А возьмете еще одного ребенка?» ответила: «Мы нашли друг друга. Теперь я не одна, и я ни секунды не жалею, что взяла ее!» И правильно, ведь не важно, сколько детей та или иная семья возьмет под свою ответственность, главное, эта девочка будет расти рядом с любящей ее и заботливой мамой...
Поддержка государства
На сегодня со стороны государства существует следующая поддержка детей-сирот:
- единовременное пособие при выпуске от 100 тысяч рублей;
- бесплатная форма обучения, если ребенок поступает в ссуз или вуз. При этом он получает стипендию, один раз в год ему оплачивается проезд до места проживания и обратно;
- выделение бесплатного жилья, если собственного жилья нет и если ребенок-сирота состоит в реестре нуждающихся.
Приходите не только с проблемами, но и с хорошими новостями
Выступавший опекун сетовал на то, что опекунские семьи варятся в собственном соку, отчитываясь за каждую полученную от государства «копейку», что помощи со стороны они не видят, а законодательство меняется с удивительной скоростью, что даже сами специалисты органа опеки не успевают проследить за изменениями. В этом вопросе, считает мужчина, нужен диалог с властью. В этом плане, как ему посоветовали присутствующие, хорошо было бы создать ассоциацию опекунских семей по примеру приемных семей, которая не только обучает своих членов, но и сопровождает их в воспитании детей. К слову, именно благодаря Ассоциации приемных детей в этом году только в Алданском улусе появились 20 новых приемных семей!
С удивлением для себя узнала, что, оказывается, в детских садах детей не делят на сирот и «несирот», все они равны. И даже сами воспитатели не в курсе, что у них в группе воспитывается ребенок-сирота, воспитывающийся в замещающей семье... А вот в школах картина другая — там им предоставляют отдельное горячее питание, активно привлекают их не только к различным культурным мероприятиям, но и к предметным олимпиадам.
Несмотря на то, что некоторые представители власти говорили, что детям-сиротам оказывается всяческая поддержка при поступлении в школу, одна женщина все же выступила против такого мнения. По ее словам, четверо ее приемных детей учатся в разных школах, а не в одной. За ее скромным замечанием лично я вполне отчетливо угадала, сколько нервов и времени эта мама потратила, обивая пороги инстанций, но так и не добилась своего...
Обрадовала информация органа опеки г. Ленска. Там за счет бюджета по специальной муниципальной программе приемной маме и детям, оказывается, оплачивают санаторно-курортное лечение и проезд до места лечения и обратно. Также в счет этой программы выпускникам детских домов и дошкольных учреждений оказывается материальная помощь.
Вот так каждая семья как в одиночку, так и сообща решает свои немалые проблемы, где-то борется с системой, где-то подает положительный пример другим, что за ней тянутся другие люди, которые хотели бы взять на воспитание чужого ребенка с «непонятными» генами, чтобы вырастить из него достойного члена нашего общества. Это ли не ежедневный подвиг, о котором говорили многие на том открытом разговоре, который отныне будет проводиться на постоянной основе.