СЕРГЕЙ ЧЕРНЫХ: ОКРАИНЫ ЕСТЬ И НИЧЕГО С НИМИ НЕ СДЕЛАЕШЬ
— Сергей Викторович, вы уже не первый срок в депутатах и знаете глобальные проблемы вашего округа. Пути их решения найдены?
— Это самый большой округ. Он достаточно растянут территориально. В него входят Кангалассы, Тулагино-Кильдямский наслег и часть ГРЭСа (улицы 50 лет Советской Армии, Бабушкина, Зорге, район Даркылаха и т.д.).
Район ГРЭС один из самых проблемных в городе. Деревянный жилой фонд там уже не отвечает реалиям современной жизни, но он все еще на так плох, как в 17-м квартале. Поэтому шансов, что там что-то быстро изменится, мало.
Считаю, что мы должны на территории города прекратить застраивать новые районы, как, например, 203-й микрорайон. Сделали там элитное жилье. Потратили огромные деньги из республиканского бюджета на подготовку территории, отсыпки, подведения коммуникаций. А должны были освоить территории ГРЭСа, 17-го квартала, Гимеина, естественно, со сносом деревянного жилого фонда. Это финансово тяжелая нагрузка по переселению, но, если посчитать затраты по подведению коммуникаций, расходы выравниваются. Город убивает сразу двух зайцев. Когда решался вопрос по застройке 203-го квартала, я все это объяснял. Но, тем не менее, строительство не перенесли и планы не изменили.
— Есть сейчас подвижки к изменению ситуации?
— Я наблюдаю, как решается вопрос по 17-му кварталу – когда окружная администрация объявила конкурс на застройку, не было подано ни одной заявки. Поэтому надежда только на федеральные деньги и программу расселения из ветхого аварийного жилья. Программа работает и будет работать. Только за счет нее мы серьезно продвинемся в решении этой проблемы. К сожалению, в ближайшую пятилетку под расселение попадает только около двадцати домов в районе ГРЭС.
— На ГРЭСе беда не только с жилым фондом, но и с дорогами…
— Мы с Александром Подголовым добились, чтобы дорогу по Бестужева-Марлинского отремонтировали, и думали дальше по Очиченко пойдет ремонт, но в этом году с этого участка дороги деньги сняли. Я понимаю, если мыслить масштабно в рамках города, то дороги нужно делать в первую очередь, где проходимость большая, а этот район тупиковый. Надеемся, в следующем году мы сможем этот вопрос решить.
— Вы выполняете обещания, которые давали избирателям во время предвыборной агитации?
— Я выдвигался на первые сроки с лозунгом «Город без окраин!». Но окраины есть и с ними ничего не сделаешь. Застроить район многоэтажками я просто не могу.
Мы должны обращать внимание на развитие детей и в этом направлении мы очень плотно работаем со школами округа. В 13-й школе реализуем проект «Я – гражданин России». На летний период берем ребят из неблагополучных семей для работы и профориентации. Детей нам направляют учителя по решению педсовета.
В первую очередь мы бы хотели помочь детям с выбором профессии. Во-вторых, даем понять, что, если ты хочешь заработать, то всегда заработаешь. Причем не пять копеек, а достаточно серьезно. У них заработная плата от 30 тысяч рублей.
— И на какой работе можно школьнику заработать такие хорошие деньги?
— Все профессии, которые есть у нас в «Сибойле», в их распоряжении. Могут везде себя попробовать. В основном выбирают работу на самих заправках: помощник оператора, помощник механика и пр. У каждого есть свой наставник. Проект работает шестой год, и одна из целей профилирования: помочь ребятам поступить в высшие учебные заведения. При условии, что они стремятся, поступают на бюджетное отделение, мы оказываем на весь период учебы материальную поддержку – стипендию раз в год в размере десяти тысяч рублей. И в дальнейшем, а это самое главное, мы гарантируем им трудоустройство на наше предприятие. Сейчас у нас четыре человека, кто поступил и пользуется нашим предложением. Ждем всех по окончании учебы.
— Какие еще проблемы у вас в округе?
— У всех трех районов разные проблемы. В Кангалассах первейшая задача – развитие ТОСЭра и обеспечение людей занятостью. Сейчас потихоньку процесс пошел, есть подвижки. Вопрос только в желании людей и наличии квалификации.
— Несколько лет назад школа в Кангалассах была признана аварийной. Что решилось за это время?
— Айсен Сергеевич прислушался к жителям, и со школой проблема решается. Выделяются средства, чтобы школу восстановить. Буквально сегодня-завтра будет открытие восстановленного спортзала. Но, в любом случае, это временные меры. Проект новой школы уже есть. В данное время он проходит экспертизу. Причем он универсальный, в одном здании будет и школа, и детский сад. Площадка под строительство определена. И за счет федеральных средств будет построено здание в течение двух лет. Причем мы решаем сразу две проблемы: и школы, и детского сада.
— Какие проблемы в других ваших районах?
— Для развития Тулагино-Кильдямского наслега нужны новые подходы и мы их прорабатываем вместе с руководителем управы. В том районе должны быть предприятия туристического направления. Мы все говорим о Полюсе холода, а у нас под боком не можем организовать ни одного толкового туристического маршрута, кроме прогулок по Старому городу. В наслеге есть уникальные дома, которым больше ста лет. Стоянки первых якутов. Там транспортная схема легкая. Плюс местность Ус Хатынг располагается рядом. Мог бы быть прекрасный маршрут в этом направлении. Сейчас проговариваем эту тему с Сарданой Владимировной. И это для жителей наслега было бы интересно в части получения дохода. К примеру, показывать туристам обряды, продавать сувениры, рассказывать об обычаях, развлекать и т.д.
— Как вы думаете, действительно ли в Якутске стоит так остро проблема с нелегальным бизнесом?
— Конечно. Официальный бизнес не может конкурировать с ребятами, которые работают в черную. Нелегалы занимаются абсолютно всем, если раньше были только какие-то ниши, то сейчас они везде. И на них невозможно найти управу, так как они нигде не зарегистрированы. Юридически их нет, и де-юре к ним нет никаких претензий. Фискальные службы «кошмарят» официальный бизнес проверками, потому что есть конкретное предприятие, человек на которого можно повесить штраф, организовать контроль. А когда в чистом поле стоит теремок, то ничего с ним не могут сделать. Просто снести нет законных оснований.
— И что же с этим делать?
— Для борьбы с нелегалами на территории города под руководством главы была создана Межведомственная комиссия по обеспечению законности в сфере предпринимательской деятельности Якутска. Мы должны были налоговикам, прокуратуре и прочим проверяющим организациям рассказывать, где работают нелегалы, чтобы к ним применяли соответствующие меры.
Но не должно быть так, чтобы просто снесли или замучили нелегального предпринимателя, его нужно подвести к мысли об официальной регистрации. В 2016 году, благодаря нашей совместной работе, 48 объектов легализовались. Но есть и такие, кто категорически не хочет работать в «белую», причем это достаточно большой пласт в сфере торговли и услуг, и к ним нужно применять жесткие меры. В том числе к людям, которые приехали к нам из ближнего или дальнего зарубежья. Не хочешь исполнять законы РФ или республики, давай «чемодан–вокзал–домой». Другого не должно быть.
— Ну вот, есть же результат.
— На самом деле это все очень сложно. Все фискальные службы подчиняются либо республиканским властям, либо центру, и на первых заседаниях комиссии многие представители проверяющих структур сидели с непонимающим видом, зачем их позвали и что хотят и, вообще, кто такой глава муниципалитета, чтобы раздавать им указания. Далеко ходить не надо. У нас рядом со зданием стоит будка-гараж. Раньше там торговали фруктами и овощами, потом нелегала убрали. Через какое-то время там снова открылось уже кафе. Опять закрыли. Мы вот говорим «понаехали», но суть в том, что это происходит с нашей подачи. Мы сами им создаем условия для работы. Элементарно не занимаем те ниши, где они работают. Мы не хотим работать на стройках, в автобусах и т.д. Это происходит не только у нас, а по всей России.
— В 2012 году вы баллотировались на должность главы города, почему в прошлом году не выставили свою кандидатуру?
— Во-первых, наверно, поменялись жизненные ориентиры. Во-вторых, на пост главы баллотировался мой политический наставник Александр Саввинов и я работал у него в команде на мероприятиях по выборам.
— Вы руководитель крупной компании, депутат ЯГД, много времени уходит на работу. На личную жизнь остается хоть немного?
— Я «женат» на работе, но обязательно нахожу время для занятий с детьми. Их у меня трое. Двое пацанов 13 и 14 лет и дочь шести лет. Я такой воскресный папа. По выходным ходим в кафе, кино, игры, развлекаемся, путешествуем во время каникул. Причем у ребятишек достаточно большая разница в возрасте и приходится изловчиться, чтобы отдых был интересным для всех.
— Ребята уже в том возрасте, когда им пора определяться с профессией. Какой совет они услышат от отца при выборе будущего?
— Однозначно после школы они пойдут служить в армию. Это необходимо для мужчины. И после того, как отслужат, уже можно думать о поступлении куда-то и т.д.
ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ: 320-323