Школьники Якутска борются с пылью, незаконными песчаными карьерами и лесными пожарами
С 20 июня по 5 июля 2022 года Управлением образования Окружной администрации города Якутска была организована и проведена летняя профориентационная школа «Арктика и Космос». Школа впервые развернулась на базе Центра цифрового образования детей «IT-куб», который был открыт в апреле этого года.
В ежегодной летней школе учащиеся осваивают навыки проектной деятельности, ориентированные на решение актуальных практических задач управления территориями под руководством специалистов профильных департаментов Якутска и министерств республики.
ЛЕТНЯЯ ШКОЛА: ДВЕ НЕДЕЛИ НАУКИ И НЕ ТОЛЬКО
2 июля прошла итоговая защита проектов и награждение победителей. Экспертами выступили специалисты из Министерства промышленности и геологии, МЧС, Якутлесресурса и службы эксплуатации городского хозяйства. Также работы оценивались по видеотрансляции сотрудниками Федерации космонавтики России и Московского авиационного института.
Всего в летней школе в этом году училось 87 детей с 6 по 10 классы из 7 школ и образовательных центров города. Над проектами участники работали командами, так и поодиночке. Эти 2 недели учащиеся занимались не только уроками и подготовками проектов, но и заводили друзей и развивали свои личностные качества, а также отдыхали на природе и купались в бассейне центра. Почти как в обычном детском лагере, здесь даже есть вожатые.
Школьники занимались в научно-образовательных лабораториях и творческих мастерских по 7 направлениям:
— Основы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ);
— Научно-техническое творчество молодежи (НТТМ);
— Историческая (лаборатория);
— Первый якутский спутник «Арктика и Космос» (специальный демонстрационный микроспутник стандарта кубсат как часть образовательного проекта);
— Молодежное дизайн-бюро;
— Клуб юных дипломатов, владеющих космической тематикой;
— Робототехника и цифровые технологии;
— Фильммейкинг.
ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ — ИНТЕРНЕТ И КОМПЬЮТЕР
Алексей КУЧЕНКО, научный руководитель школы, доцент Московского авиационного института:
— Многие проекты [направления «Основы дистанционного зондирования Земли»] выполнялись, как мы говорим, по госзаказу. То есть темы были предложены правительством республики, Министерством промышленности, экологии, МЧС.
Особенностью этого года является применение технологий, наработанных во время пандемии, то есть дистанционные лекции с учеными по таким темам как физика космоса, геология и биоразнообразие Арктики.
По поводу проведения летней школы на базе центра «IT-куб» Алексей Анатольевич отмечает его преимущества:
— Во-первых, здесь очень хороший интернет, лучше, чем у любой школы. Для нас это очень важно — для работы со спутниковыми снимками. Во-вторых, здесь очень удобные компьютерные классы.
«У НАС ЕСТЬ ПАРК И КАК БЫ ЭТО ВСЕ»
Шамуева Анастасия из школы № 33 о своем проекте на тему борьбы с запылением города:
— В чем новизна проекта? Ведь создание зеленых зон — это не новая идея.
— Потому что, если они и присутствуют в нашем городе, то с помощью моего проекта выяснилось, что их недостаточно. И например, озеленяют какие-то зоны, но на следующий год их могут забросить и снова там будет пустырь, даже трава там не будет расти. Город сейчас развивается, у нас проходит ремонт дорог. В моем проекте я предложила парклеты (прим. автора — небольшие зеленые зоны отдыха).
— Что именно вы можете внести в озеленение города? Этим, наверное, может заняться любой человек.
— Во-первых, это такой госзаказ для разработки данных проектов. Во-вторых, мне самой довольно интересно это изучать. Это уже не первый проект по теме экологии. У нас в городе сложно с озеленением, пыльно. И очень мало места, где вы можете придти и отдохнуть. У нас есть парк и как бы это все.
— Недавно же ведь на сквере Труженикам тыла за Центральным салон «Зеленый рай» со школьниками посадил саженцы и собирается ухаживать за ними каждый год. Вы об этом знаете?
— Да, я знаю про множество волонтерских работ. Мы сами планируем стать организаторами волонтерских работ. Озеленение маленьких территорий — это начало, небольшой шажок для озеленения больших и больших территорий. Начнем с маленького сквера, а закончим парком.
— С кем делается этот проект?
— С моим коллегой, Дмитрием Толмачевым. Из-за выпускных экзаменов он не смог участвовать. Но он принял огромное участие в данном проекте. Он придумала аппарат No Dust (прим. автора — устройство для измерения количества пыли), про который я рассказывала в своем проекте.
— Кто-нибудь уже заинтересовался проектом?
— Мы выступали перед министром экологии, и он посчитал тему актуальной. Я сейчас не могу перечислить перед какими еще министрами выступали, сколько еще людей слышали и задумывались о нашем проекте. Но чем больше, тем лучше.
— Что вы планируете делать дальше для развития данного проекта?
— Волонтерские работы конечно же начать. В начале учебного года. Планируем дальше продвигаться по проекту, а именно обновлять данные по наших картам, потому что у нас данные за 2020 год. Также у нас в разработке сайт, но он уже в довольно-таки хорошем виде. Интерактивную карту планируем доработать.
НЕЗАКОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ ЯКУТИИ
Другой ученик из этой же школы, Яковлев Макар, исследовал несанкционированные песчаные карьеры с помощью ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли):
— В чем суть вашего проекта? Какую проблему она решает?
— Нахождение несанкционированных песчаных карьеров на территории Хангаласского района.
— Что ваш проект делает для решения этой проблемы? Что нового она вносит?
— По космоснимкам в данный момент нашли два действующих песчаных карьера, не входящих в реестр лицензий за 2022 год.
— Заинтересовался ли кто-нибудь из организаций вашим проектом?
— Нашим проектом заинтересовались специалисты Министерства промышленности.
— Планируете ли вы дальше развивать свое проект?
— Назначено время приема в Министерство Промышленности. По итогам встречи, будет определена дальнейшее развитие темы проекта.
НОВОЕ БУДУЩЕЕ НАУКИ ЯКУТИИ
За 2 недели летней школы было подготовлено много интересных проектов, в том числе на темы, актуальные для Якутии в данный момент. Например, среди них работа учениц школ №№ 17 и 7, Исаковой Дайааны и Сысоевой Динары, на тему мониторинга восстановления лесов после пожара и предотвращению их возникновения. Школьницы изучили прирост растений после пожара и меры по предупреждению пожаров с использованием космоснимков.
Ребята и дальше будут продолжать работать с этими проектами и углубляться в их темы в начале учебного года в сентябре. Также они будут готовиться к Королевским чтениям и другим школьным научным конференциям, и дальше развиваться в науке.