Сирота бесправная, или кукушкины дети
Человек в маске
Первым на прием зашел молодой мужчина Иван М. По словам Ивана, он окончил специализированную школу-интернат № 28 в 1996 году. Его родители лишены родительских прав. Из документов стало понятно, что Иван несколько раз судимый, два года провел в исправительной колонии. О том, что у мужчины жизнь более чем бурная, доказывали синяки и царапины на лице и голове, а также маска на поллица. За своими правами на жилое помещение Иван обратился поздно - когда ему уже исполнилось 23 года.
Таких, как Иван, в день приема было много. Возьмем Игоря П., который с заявлением о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жильем, обратился в Окружную администрацию лишь по достижению им 30 лет. С 18 и до 23 лет он не обращался с заявлением о постановке на учет.
Как показал день приема, в большинстве случаев именно эта причина и является основной, когда суды разных инстанций отказывают детям-сиротам в постановке на учет. О наличии каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих реализации жилищных прав, и каких-либо доказательств об этом сироты не могут представить суду. Вот и судьи, возможно, скрепя сердце, отказывают им в иске. При этом нахождение в уголовно-исправительных учреждениях суд не признает уважительной причиной пропуска срока обращения в уполномоченный орган с таким заявлением, поскольку обращение не предусматривает обязательной личной явки заявителя. Что мешает им, к примеру, попросить своего представителя бегать и добиваться реализации их прав на свободе? Ничто. Вот и получают они такие решения, как (далее цитируем решение суда): «истец не выразил свою волю быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаясь в уполномоченный орган до достижения возраста 23 лет без уважительных причин. Следовательно, отказ комиссии ОА г. Якутска является законным и обоснованным».
И вновь вернемся к Ивану. Так как мужчина заявил собравшимся, что ему просто-напросто негде сейчас жить, директор ДЖО Игорь Ткаченко предложил ему подойти в ДЖО с заявлением о предоставлении временного жилья. «У меня был неграмотный адвокат и неправильно написал иск, поэтому я проиграл. Проиграл и Верховный суд. А судиться мне дальше можно?», - задал Иван напоследок риторический вопрос...
Пока последний «воин» не сдался...
Следующая обратившаяся женщина, Туяра М., пришла хлопотать по делам родного брата, которого, по ее словам, она нашла недавно в виде раба на стройке. Вытащила его оттуда, увезла к себе в Качикатцы, прописала там, чтобы он смог устроиться на работу. Брату Лаврентию суд также отказал в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье. Причина та же — нет уважительной причины, чтобы парень не смог встать на учет с 18 до 23 лет. Пока он скитался по стройкам и «тюрьмам» время улетело, и ему сейчас уже 44 года.
Из рассказа Туяры стало известно, что их мама в свое время не была лишена родительских прав, она просто пила много, а папа не участвовал в воспитании детей. Сердобольные соседи и заявили в сельсовет о скитающихся детях, и тогда всех пятерых детей раскидали по детским домам. Надо отметить, что в советское время очень часто так бывало. Детей брали из семьи, к примеру, попавшей в трудную жизненную ситуацию, определяли в детдом, а потом... родители про них просто-напросто забывали. И дети жили в детдоме до достижения 16-ти лет. А потом хорошо, если они могли поступить в училище какое-нибудь, после найти работу, получить от организации общежитие и устроить как-то свою жизнь. Таких сейчас очень много - тех, кого лишили и этого общежития после ликвидации предприятия. Особенно в 90-ые и нулевые годы. И сейчас эти люди пытаются доказать, что они сироты, но, увы, родители не были в свое время лишены родительских прав, хотя где-то сейчас живут, матери носят уже другую фамилию... В общем, не жизнь, а сплошной ужас, когда слушаешь рассказы таких «сирот».
Туяра вместе с сестрой и братом попала в Тойбохойский детский дом. Как самая старшая, после выпуска стала искать других родных. Им удалось узнать, что сейчас их мать — пациент психоневрологического диспансера, которая помнит только одного своего ребенка. Когда же отдел опеки и попечительства стал заниматься этой семьей, чтобы установить пятерым статус сирот, выяснилось, что мама детей признана недееспособной после достижения детьми 18-ти лет. О том, что дети росли в Тойбохойском детском доме по решению сельсовета, не удалось найти подтверждающих документов, так как, по словам Туяры, в свое время там был пожар, и половина документов детдома сгорела в огне.
Сегодня Туяра вынашивает идею создания общества детей-сирот, чтобы как то их поддерживать хотя бы по правовым вопросам.
Туяра М.:
- Из 500 воспитанников Тойбохойского детского дома жилье смогли получить только 80. Остальные не могут доказать свой статус. В 80-х годах никого на учет не ставили. А мы после выпуска хотели учиться, работать, времени не было бегать по инстанциям... Знаете ли вы, что выпускники детдомов не хотят после выпуска общаться между собой, встречаться? Каждый живет сам по себе. Выживает поодиночке. Из моего класса, например, половина «отсидела» в тюрьмах, и они все умерли. Пора закрывать детдома, пусть каждый родитель отвечает за своего ребенка! Я 10 лет не могу подтвердить статус брата Лаврентия, а ему уже 44 года, не могу поставить его на учет по инвалидности, там требуют справку, что он состоял на учете в психоневрологическом диспансере, а там не дают справку. Мы всегда думали, что мама наша умерла давно, но, оказалось, что она жива, но стала недееспособной, когда мы уже стали взрослыми. А лишают родительских прав на таком основании только в отношении несовершеннолетних детей. Когда говоришь в суде правду, судья не верит. Пусть они проверяют все документы, пусть делают запросы, но суды не хотят этого делать. Для чего я обращаюсь в следственный комитет? На самом деле, это очень страшно», - повторила несколько раз последнее предложение Туяра на личном приеме. И добавила: «Ничего, война не закончилась, пока последний воин не сдался!»
Туяре руководитель следственного отдела по г. Якутску Константин Шкулепо предложил написать на его имя заявление, чтобы на его основании он смог обратиться в прокуратуру. Возможно, в перспективе либо обжалуют решение суда в надзорном порядке, либо поменяют предмет иска.
Без бумажки ты букашка
Выпускнице Алданского детского дома Александре Н. 31 год. Сегодня у нее уже двое детей, а жилья нет. Вместе с подругой снимают квартиру. Когда она обратилась к юристам, те, по ее словам, просто обсмеяли ее — мол, проморгала срок. Заместитель начальника управления образования ОА г. Якутска по воспитательной работе Егор Охлопков пригласил Александру к себе на прием, а по вопросу жилья предложил обратиться в отдел опеки и попечительства. Женщине, как и многим другим, нужно найти уважительную причину необращения в суд с 18 до 31 года.
Свой статус сироты также не может доказать Янтарь З. С 18 до 28 лет он служил в армии, участвовал в боевых действиях. Воспитывался в Тойбохойском детдоме. В суд пока не обращался — говорит, деньги бережет. Вот соберет все свои документы, тогда уж сразу.
По словам Янтаря, его отца давно убили, а маму свою он вообще не помнит. Сходил в ЗАГС Амги, попросил справку о ее смерти, однако, выяснилось, что мама его под другой фамилией получает пенсию. А в ПФР ему персональные данные матери (считай, чужого человека) не дают. Янтарь говорит, что пока он ищет один документ, пока второй ищет, срок другого документа истекает. На руках у него есть только решение народного суда об отобрании ребенка, а не о лишении родителей родительских прав. Выход для него сейчас аналогичный — найти уважительные причины необращения в суд своевременно, чтобы его включили в Единый реестр детей-сирот.
В г. Якутске на сегодня в Едином реестре состоят 890 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 и выше лет.
Дом снесли, а про сироту забыли
24-летняя Евдокия М. Родом из Булунского района. Суд ей тоже отказал в жилье, мотивируя тем, что у нее в Булунском районе есть жилье. Однако, по словам Евдокии, пока она воспитывалась в детском доме, дом родителей давно снесли, а на его месте сначала стояли гаражи, а потом был построен новый дом. В этом доме квартиры для нее не нашлось. И хотя Евдокия пришла не по адресу, по обязательствам другого муниципального образования, а не г. Якутска, главный специалист отдела опеки и попечительства ОА г. Якутска Розалия Акимова предложила свою помощь - сделать запрос в администрацию Булунского района, обновить иск в суд, так как на запросы Строительного округа, куда Евдокия обратилась, Булунский район отвечает полной тишиной.
По словам Розалии Акимовой, из всех обратившихся в тот день граждан только у Евдокии и у Янтаря есть реальные шансы попасть в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А это самое главное сегодня, чтобы претендовать в ближайший год на жилое помещение.
Кукушкины дети
Главный специалист отдела опеки и попечительства ОА г. Якутска Розалия Акимова:
- Сейчас к нам подходят те, кого направили по заявлению родителей, в связи с материальными или каким-либо семейным обстоятельством. При этом родителей не лишали родительских прав, а дети находились на полном государственном обеспечении. Что они пережили, одному богу известно! В 90-ые годы появились так называемые «найденыши», которых полиция находила на улице, и опять их определяли в детдом. Маленькие дети ничего не могли сообщить о своих родителях, а о пропаже детей никто не заявлял... Вот такие дети сейчас и выросли и не могут доказать статус сироты, потому что нет никаких документов! В советское же время, согласно Письму Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 1989 года, дети-сироты обеспечивались жилой площадью исполкомом местных Советов народных депутатов, либо предприятием, учреждением, организацией по месту работы. В современной России, когда дети-сироты, будучи в очереди на жилье, по достижении 23-летнего возраста так и не получив жилье, исключались из списка.
Резкое изменение в законе произошло в декабре 2012 года с внесением изменений в ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Пункт 9 статьи 8 Федерального закона касается тех, кто состоял в очереди, обращался в орган местного самоуправления как нуждающийся в жилом помещении, но фактически не был обеспечен жильем до 23-х лет. Если доказывается факт обращения до 23-х лет, то вопрос восстановления в Единый реестр решается положительно в досудебном порядке. Иван М., Александра Н. и Алена П., имея до 23-х лет подтвержденный статус сироты, просто-напросто своевременно не обратились к нам, поэтому в судебном порядке не смогли доказать свое право на жилье.
Счастливчики
Уважительной причиной необращения детей-сирот с заявлением о внесении их в Единый реестр для суда могут быть только независящие от сирот обстоятельства. К ним можно отнести нахождение в закрытых учреждениях, таких как психоневрологический диспансер. В нашей республике двое таких пациентов доказали свое право. В этом им помогли их родные, нашедшие их, взявшие к себе и ухаживающие за ними. Это не «психи», а просто умственно отсталые люди.
И третий случай — человек до сих пор «сидит» в тюрьме, пока «сидит», женился, и жена доказала в суде, что супругу было предоставлено жилье по временному найму, что он состоял на учете как нуждающийся, но не был обеспечен до 23-х лет. Таким образом, его внесли в Единый реестр.
Вожделенный список
Чтобы получить жилье рано или поздно, нужно войти в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Официально список называется именно так. В список вносят сирот в возрасте от 14 до 18 лет (будущих выпускников детских домов, воспитанников опекунских семей), в возрасте от 18 до 23 лет, кто не обеспечен жильем. Также в реестр попадают те, кто уже после 23 лет доказал свое право на жилье. Список пополняется до 1 сентября ежегодно. После 1 сентября из реестра составляется список получателей жилого помещения за счет средств финансирования предстоящего финансового года. Количество людей не ограничено, так как каждый год из детских домов выпускаеся разное количество воспитанников, и разное количество людей старше 23-х лет доказывают свое право. Так как предоставление жилья детям-сиротам является государственной гарантией, все сироты из списка получают в следующем году свою долгожданную и вожделенную квартиру.
Забота государства
Заместитель начальника отдела опеки и попечительства Окружной администрации города Якутска Егор Сотников:
- Защита социальных прав детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей отражено в Федеральном законе №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей». В частности, назначаются разного рода выплаты, такие как ежемесячное пособие до 18 лет на содержание и воспитание подопечного, единовременное пособие и дополнительные средства для приобретения мебели гражданам, взявшим детей на воспитание в семью ребёнка, выпускникам детских учреждений назначается выплата единовременного пособия и дополнительные средства для приобретения сезонной одежды, назначается оплата санаторно-курортного лечения, оздоровительного лагеря и проезд на подопечного. Опекун (попечитель), приемный родитель может приобрести путевку для подопечного ребенка в оздоровительное или санаторное учреждение на территории. В этом случае опекуну за счет средств республиканского бюджета будет выплачено возмещение расходов за самостоятельно приобретенные путевки и билеты к месту лечения и обратно. Возмещение расходов производится в полном объеме. Возмещается проезд в городском и пригородном транспорте, по достижению 14-летнего возраста, если у ребёнка нет жилья, заносится в единый реестр по обеспечению жилым помещением, устанавливается полное государственное обеспечение при поступлении в учебное заведение, возмещение проезда один раз в год до места обучения и обратно, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание по месту проживания, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, проведение диспансеризации и т. д., также осуществляется их направление на лечение за пределы территории России за счет федерального бюджета, имеют право на бесплатную юридическую помощь.
От редакции: отдел опеки и попечительства ОА г. Якутска находится по адресу: ул. Октябрьская, 20/1 (4 этаж), к.т. 40-88-32, 40-88-34, 40-88-41, 40-88-39, факс 42-80-82, официальный интернет сайт www.yakutsk-city.ru, адрес электронной почты: opeka-ykt@mail.ru.