Скульптор ледовых фигур: «Стараюсь творить так, чтобы моя работа радовала людей»
Леонид Афанасьев дал «ЭС» интервью во время очередной рабочей поездки. К дороге ему не привыкать, так же, как и к новым материалам: скульптор за всю свою карьеру побывал во множестве российских городов, а также в Китае и Финляндии. Участвуя в различных конкурсах, резчик нередко занимал призовые места. Леонид Афанасьев создаёт композиции не только из льда, он в том числе ваятель и по дереву, снегу, металлу, бетону.
— Как начался ваш творческий путь?
— Я с самого детства рисую. Привык рисовать постоянно. Живопись мне нравится процессом — рисуешь себе или пишешь, и получается картинка. Меня это очень радует. Так, в 24 года я закончил художественное училище. Затем три года проработав учителем в школах, поступил в Якутский филиал Красноярского государственного художественного института им. Сурикова, учился у Артура Дмитриевича Васильева.
То ли в 1994 году, то ли в 1993 году на площади Ленина прошел конкурс, который я посетил в качестве зрителя. Наблюдал за участием моих однокурсников. Вот тогда‑то я и заинтересовался резкой по льду, и в 1995 году я тоже начал заниматься этим ремеслом. Учился сам по себе, наблюдая за тем, как работают другие. Иногда занимался с кем‑то в паре или в команде, это тоже помогало улучшить навыки. Вот так сам и выучился. Наставника у меня никогда не было.
— Как вы работаете? Как из простого льда возникают детализированные фигуры?
— Идея новой композиции приходит сама в голову резко и неожиданно. Потом я взвешиваю, какой материал подойдет этой фигуре больше всего. После я сразу приступаю к работе с тем, что я выбрал. Как только начинается зима, и встаёт лёд, мы сразу начинаем работать по льду. Всегда так. Все 30 лет моей работы. Этой зимой работаем как бригада. Молодых ребят набрали, вместе с ними режем. Их учу мастерству. Они очень заинтересованы в этом ремесле. Если говорить об инструментах, то я использую электропилы, бензопилу, стамески и электрические фрезы разные. Кто, как умеет, пользуется этим набором. Правда, когда холодно, со льдом работаем только с помощью электроинструментов и стамесок, а когда тепло, можем использовать и газовые баллоны. С их помощью лёд можно подтаять, и он становится блестящим. Есть ещё и другие инструменты, это я перечислил основные.
— С какими материалами вы работаете? И чем они отличаются друг от друга?
— Я сам изначально интересуюсь созданием скульптур из разных материалов: из льда, дерева, снега, бетона, металла. Лед такой материал, что из него можно сделать всё. Он не похож ни на дерево, ни на металл. Лёд твердый, но в то же время и мягкий, можно сказать, податливый. Главный инструмент при работе со льдом, который помогает вырезать любую композицию — острая стамеска. Главное — аккуратно работать с инструментами. Лёд не капризный. Да, иногда бывает, ломается, но материал можно восстановить, поэтому со льдом работать удобно.
Если оценивать материалы, с которыми я работаю, то могу сказать, что мне больше всего нравятся лёд и дерево. Летом создавать фигуры из дерева бывает так же приятно, как и зимой — резать композиции из льда. Любую желанную композицию из дерева тоже возможно создать. Минусом работы со льдом могу назвать только зимние морозы. В сравнении, лёд лучше дерева благодаря своему виду, ведь он прозрачный, блестит. У дерева нет этих свойств, но ты можешь придать ему объём. И если создать утонченную фигуру, то дерево тоже хорошо смотрится, так же, как и снег. С другими материалами я работаю не так часто.
— Что для вас является источником вдохновения при создании новых работ?
— Являясь художником, я создаю композиции. Люблю природу, всегда хожу гулять в лес и наблюдать за природой: за деревьями, растениями, животными. Благодаря выработанной «насмотренности», могу составлять композиции. Да и в общем, не только в лесу, стараюсь всегда за всем наблюдать. И жена моя вдохновляет меня в творчестве, помогает придумывать композиции, да и в принципе она — моя самая большая поддержка. Жена тоже, как художник, создает красоту. Можно сказать, что она раскрывает лучшие черты женских лиц. Она визажист. Нас свело творчество. Ей очень понравились мои работы, благодаря этому мы познакомились и продолжили наше общение. — Как вы стали профессионалом? Года опыта накапливаются, годы летят… Каждый день работаешь — работаешь, набираешься опыта, благодаря этому становишься профессионалом. Постоянно надо учиться. У нас в кругу мастеров есть привычка: если у кого‑то из нас появляется что‑то новое, остальные подхватывают за ним это дело тоже.
— В каких конкурсах вы участвовали?
— Во многих конкурсах участвовал: в Харбине, в Хабаровске, в Иркутске, в Забайкалье, в Салехарде, в чемпионатах России, в Финляндии был во многих городах. Здесь, в республике, тоже участвовал во многих конкурсах. Каждый год становлюсь участником какого‑либо конкурса. В 2005 году мне сообщали о конкурсе в Харбине, в Китае. Я согласился. В итоге занял 1 место с композицией из льда «Зов предков». В Финляндию меня звали в якутскую команду. Вторые, третьи места занимали. Мастера Финляндии, по моему мнению, слабее якутских. У них аккуратные работы, но реалистичные фигуры создавать они не умеют. Саха мастера намного сильнее. Мы можем вдохновляться образами из якутского фольклора, эпоса Олонхо для своих фигур. У нас есть свой стиль, воплощающий культуру нашего народа.
— Каким образом вы советуете начинающим ледорезчикам освоить это искусство?
— Молодым начинающим скульпторам советую, главное — терпение. У нас то холодно, поэтому терпеть надо морозы. Если терпение есть, можно любую работу сделать, вытерпеть. Человек от чистого сердца должен хотеть работать, и так он становится профессионалом спустя время, трудясь с истинным желанием. Воплощение в жизнь заветных композиций, проявление креативности во время поисков новых идей и труд — всё это, связываясь, делает из тебя мастера, умеющего всё. И от того, что ты так много умеешь, ты уже счастлив. В итоге с этим истинным желанием всё получится. И я считаю, что любой скульптор за весь период своей работы должен попробовать все материалы и техники. Это раскроет профессиональный потенциал.
— Сколько уходит времени на одну скульптуру?
— По-разному бывает. Иногда требуется час, иногда — два, может быть и дня два. Это зависит от размера, тонкости и уровня сложности работы.
— Есть ли самая любимая фигура, которую вы сделали?
— Вообще за весь свой опыт работы я создал множество фигур. Могу выделить две фигуры из недавно сделанных: в прошлом году зимой — весной на 203 микрорайоне вырезал «Аал-лук маас» с фигурами животных, которые обитают в Якутии. А вторая любимая работа — это «Мост любви» из льда в Соттинцах.
— Какой ледяной объект вы мечтаете создать в будущем?
— В будущем хочу свой частный объект сделать, комплекс. В планах создать свой ледовый городок интересный, но это я вам как бы по секрету рассказываю.
— Чем вы занимаетесь летом?
— Летом занимаюсь строительством деревянных сооружений. В основном для Ысыахов делаем урасу, балаганы, коновязи, арки и так далее.
— Что вы испытываете в теплое время года, когда все ваши фигуры начинают таять?
— Когда весна наступает, становится жалко весь проделанный труд. Ведь работу делаешь зимой, во время холодов. Всю свою энергию отдаешь, чтобы сделать красоту, а весной всё тает, исчезает. Жалко очень. Хорошо было бы иметь свой булуус, чтобы отвозить туда на хранение фигуры из льда каждый год, как в Китае. Душа болит, когда твоя работа исчезает весной.
— Какие представления или эмоции вы хотите вызвать у зрителей своих ледяных скульптур?
— Если говорить о желанном результате в моём творчестве, то я всегда стараюсь творить так, чтобы моя работа радовала людей. Своими композициями я хочу поднимать зрителям настроение. Хочу вызывать в них чувство прекрасного, чтобы мои композиции надолго оставались в памяти у людей. Люблю, когда зрители фотографируются с моими работами. Самое главное для меня — сделать их довольными, впечатлить.
— Каким вы видите будущее ледяных скульптур и их влияние на искусство в целом?
— В будущем искусство ледяных скульптур будет развиваться, я думаю. В других городах, странах это тоже уже принимают за искусство. Начинают ценить высоко, даже дипломы дают за изготовление красивых ледовых скульптур.