Сохраняя память о великом подвиге
Читая текст, невольно всплакнула, когда прочла, что «в нынешнем году исполняется 80 лет с трагической даты начала Великой Отечественной войны — самой жестокой и кровопролитной в истории 20‑го века». Прошло восемь десятилетий, многое стерлось в памяти, но этот день забыть невозможно.
Мне шел восьмой год, я готовилась пойти в первый класс, но это событие отошло в сторону. Наша семья, как и вся страна, опечалилась. Почтальон принесла телеграмму от отца, в которой он сообщал о призыве его в армию.
Особенно опечаленной была бабушка. Ведь ей в свое время пришлось провожать на Первую мировую войну дедушку и остаться одной на хозяйстве с двумя детьми и слепой свекровью. Трудности наступили во всех семьях, но все они казались преодолимыми по сравнению с теми, которые происходили на фронтах и оккупированных врагом территориях.
Мы, дети, жили войной, учились, недоедали, особенно нас не жалели, спрашивали строго, часто ставили в пример школьников оккупированного Ленинграда. Рано научившись преодолевать трудности военного и послевоенного времени, получив специальность, достойно трудились там, куда нас направляли по распределению. Но война и военное время навсегда остались в нашей памяти. Любые трудности и невзгоды как-то сглаживались воспоминаниями священных дат 1941–1945 гг.
Жили и живем под девизом «Только бы не было войны!»
Долгие годы моя педагогическая деятельность была связана со школой № 9, директором которой был участник Великой Отечественной войны М. И. Кершенгольц. Учебную часть возглавлял Е. С. Таркин, участник войны, получивший тяжелое ранение на Курской дуге, учителем физики и руководителем секции по легкой атлетике был Корякин К.Е., участник войны и участник парада Победы, духовым оркестром школы руководил Половинкин В.Л., тоже участник войны. Учитель пения Швыркова Л.Г. и учитель начальных классов Мустафина Л.А. познали блокаду Ленинграда.
Для нас, молодых педагогов, все они являлись примером служения своему делу. Нам было чему у них учиться. «Чтобы из-за учителей дети не страдали!» — вот таков был девиз школы. Педагоги-воины особенно положительно влияли на поведение мальчиков. Дисциплина в школе царила отменная. Детей учили учиться, трудиться, заниматься спортом, участвовать в художественной самодеятельности.
С особой торжественностью проводились уроки мужества. В день таких мероприятий под руководством пионервожатой выстраивался почетный караул из пионеров и комсомольцев у стенда, где были занесены фамилии учеников и учителей школы № 9, погибших во время войны. Стенд, расположенный в коридоре напротив вестибюля, почетный караул, школьные знамена сразу как-то подтягивали школьников, настраивали на серьезное восприятие предстоящих встреч с участниками войны.
Шли годы, старели ветераны войны, менялась страна, и даже появлялись новые толкования военных событий. Но в школе № 9 традиции остались неизменными. В настоящее время коллектив под руководством Черных Нины Петровны, заслуженного учителя республики, не просто продолжает традиции патриотического воспитания подрастающего поколения, но делает это с учетом современных непростых условий. Одно дело — дети войны и послевоенного времени. А сейчас, когда постоянно насаждается идея успешности, престижности, состоятельности, а участники войны, оставшиеся в живых, не всегда в глазах детей выглядят героями-победителями, конечно, трудно. Но педагоги стараются и добиваются успехов. Иначе нельзя. Ведь школа носит имя Кершенгольца Моисея Израилевича.
Не забыты имена и других педагогов-воинов и учеников-воинов. Частым гостем в школе в свое время была Малеванчук А.М., известная библиотекарь города, с рассказами о своем погибшем отце Малеванчуке Милии Кондратьевиче, работавшем до войны учителем физики в 9‑й школе. Выступал с песнями о войне в память о своем погибшем брате Николае, выпускнике 9‑й школы Самсонов А.П.. С литературно-музыкальной композицией, составленной на основе писем с фронта родным погибшего в бою Горбунова Павла, тоже выпускника школы, выступали ученики школы на городском празднике «Литературная весна».
В 2013 году в торжественной обстановке кабинету физики было присвоено имя Корякина Константина Евгеньевича. Должное внимание отдано Таркину Емельяну Степановичу. В 2018 году, когда вся страна отмечала 75‑летие победы на Курской дуге, в школе провели литературную гостиную. Собравшимся гостям показали фрагменты школьного фильма о событиях под Курском и после его окончания прозвучали слова: «Среди участников этой исторической битвы был педагог нашей школы Таркин Емельян Степанович». Перед собравшимися выступили ученики, которые провели поисковую работу о жизни и деятельности Емельяна Степановича и оформили свои находки на стенде. Зачитали письмо-воспоминание о нем как о педагоге от Потаповой Г.П. из Воронежа, а также письмо от сына, где говорилось о скромности родителя-воина: «… отец мало говорил о войне, но считал себя счастливым человеком, выжившим в суровых боях…». Своими воспоминаниями поделились приглашенные учителя — ветераны школы. Закончилось мероприятие торжественной минутой молчания.
А в 2020 году в дни празднования 9 Мая в школе торжественно присвоили кабинету истории имя Таркина Емельяна Степановича. Учащиеся поделились новыми результатами поисковой работы. Присутствующие заслушали в записи благодарность коллективу учителей и учащихся за память об отце от сына Таркина Игоря Емельяновичава, выпускника МГИМО, проживающего сейчас в Москве.
Работу учителей по патриотическому воспитанию школьников поддерживают родители и общественность. Заметной она стала и для жителей микрорайона. Не только лозунгами и транспарантами школа привлекает внимание, но и результатами кропотливой работы. В прошлом году прохожие знакомились со стендами, где для обозрения были представлены материалы о педагогах-воинах, об участниках блокадного Ленинграда и ветеранах — детях войны.
В этом году на обозрение представлены содержательные и эстетически оформленные стенды о городах-героях как результат большой поисковой работы учителей и учащихся. Читая текст и рассматривая фотографии, невольно вспоминаешь своих близких, знакомых, кто был участником Великой Отечественной войны, всех, кто вернулся победителем или остался молодым навсегда, выполняя свой гражданский долг. И мы, живые, должны помнить об этом, завещать этот долг своим детям и детям своих детей. И воздать должное тем, кто бережно хранит память о великом подвиге победителей и передает ее будущим поколениям.
Большое ветеранское спасибо Нине Петровне Черных и коллективу учителей, родителей и учащихся школы № 9 за высокий уровень постановки воспитательной работы по патриотическому воспитанию.
Сюндюкова Галина Борисовна,
ветеран Великой Отечественной войны, Почетный ветеран системы образования республики, заслуженный учитель школ ЯАССР
Фото автора