«Солнечные поводья Олонхо» на Ысыахе в Якутске
Во время «Ысыаха Туймаады» в местности «Ус Хатын», на двадцати площадках этнокомплекса прошло более ста ритуально-обрядовых, культурных, спортивных мероприятий.
На площадке «Сайылык туhулгэтэ» Национальный художественный музей РС (Я) представил в урасе выставку картин художников Якутии из фонда музея «Солнечные поводья Олонхо». Передвижная выставка была посвящена Олонхо. Здесь были представлены самые известные работы художников, о которых подробно рассказала заведующая картинной галереей академика Афанасия Николаевича Осипова Наталья ХРИСТОФОРОВА:
— Представлены картины Михаила Носова, Марианны Лукиной, Туяры Шапошниковой, графика Афанасия Мунхалова, живопись Андрея Чикачёва. И, конечно, же наш знаменитый Карамзин и представлены работы Евстафьева и Сэксея Парникова. Наша выставка посвящена теме Олонхо. Не зря у нас первой в экспозиции стоит картина Михаила Носова «Сээркээн Сэсэн», который по легенде был основателем Олонхо, сказителем. Эта работа более этнографическая, потому что Михаил Михайлович Носов был учёным-этнографом. На картине можно видеть наскальные рисунки, самое начало рождения жизни на земле, где изображены три мира, который соединяет священное дерево - Аал Луук маас. Три мира - Верхний, Серединный и Нижний. Он изображает их очень красиво. А якутские узоры, орнаменты как бы повторяют эти три мира.
— Также здесь у нас выставлен известный якутский натюрморт с весами Марианны Лукиной. Её стиль, ни с кем не сравнимый. Это гладкое письмо, всё очень чётко, очень лаконично, стильно, выдержанно. Её работы в основном все такие. У каждого художника есть свой почерк, по которому можно сразу отличить художника, так и её работы можно выделить по этому стилю. Рядом работа Туяры Шапошниковой, она представила работу печатной графики. Это работа «Путь Эллэя», выполненная в технике литографии. К сожалению, у нас на Дальнем Востоке нет таких мастерских. И специально художники ездят в Москву, Красноярск, потому что это очень сложная техника.
- Здесь у нас несравненный, легенда якутской графики Афанасий Мунхалов. Представлена картина «Летний натюрморт». Он выполнил эту работу в технике высокой печати, в основном работал в технике линогравюра. Линогравюра от слова линолеум. Эта техника появилась в начале 20 века, когда пришёл этот новый материал, как линолеум. Художники - это же экспериментаторы, и вместо дерева они начали использовать линолеум. Так родилась новая техника, линогравюра.
— И, конечно же, народный любимец Андрей Чикачёв с работой «Три грации» или «Одуванчики». Два названия у этой работы. Здесь мы автоматически возвращаемся в своё лето, детство. От картины буквально идёт этот тёплый ветерок, запах аласа. И всё так неспешно, так ярко! Самое яркое детство! Художник очень хорошо передал ощущения, что у каждого человека оно ощущается так же, как изображено на этой картине.
— Карамзин Владимир Семёнович с серией работ «Якутский героический эпос». Здесь родоначальники, красавица Среднего мира и богатырь. Выполнены в очень интересной технике. Если внимательно приглядеться, то помимо главных героев на картине за серым фоном прячется целый рассказ повседневной жизни.
— Также представлена работа Алексея Евстафьева, эту работу можно сравнить с картиной Чикачёва, от которой также идёт тепло, хотя она в чёрно-белом изображении. Но она не нарисована карандашом, это не карандаш. Это печать, литография, которая относится к плоской печати. Ну и мы для передвижной выставки подобрали работу Сэксея Парникова, на которой изображён удаган. Об этой картине тоже можно многое рассказать. Она выполнена в технике литографии. На первый взгляд кажется простенькой работой. На самом деле на небольшой по размеру картине очень много цветов – коричневый, зелёный, красный, розовый и чёрный. Для каждого цвета подбирается камень, каждый раз разный. Это пять камней - одна работа, и столько много работы. Причём каждая краска должна ещё просохнуть. Вот так коротко, чтобы было понимание, как такая работа создаётся.
_____________________________________
- В тексте:
- Национальный художественный музей РС (Я)