Старая баня
В общем, давно дышала на ладан. Ее топили два раза в неделю – в субботу и воскресенье. В первый день мылись женщины, во второй – мужчины. По идее, давным-давно пора было построить новую, более современную баню, с двумя отделениями, которая работала бы и в другие дни недели. Наконец, к счастью селян, в поселок приехал новый начальник, то есть он на самом деле по должности значился председателем райисполкома, но население по старинке всех должностных лиц называло: начальство. Так вот этому тойону страшно не понравилась старая баня, ему там даже мыться, видимо, было стремно (хотя такое слово тогда еще не появилось в обиходе, но, мне кажется, оно как нельзя лучше выражает ощущение того тойона: фу, мол!). И по его велению в скором времени аккурат рядышком со старенькой появилась новая баня, приятно пахнущая свежим деревом, как и ожидалось с двумя отделениями и другим расписанием. Ну а старенькая осталась стоять до поры до времени. То ли сносить было некому, то ли новому начальнику она не мешала. Оставшись не у дел, она стремительно ветшала и сделала опасный крен в сторону реки. Летом под ней целыми днями плескалась в реке детвора. Зимой и поздней осенью баня пугала редких прохожих своим угрюмым, зловещим видом. Про эту баньку еще в пору ее работы ходило множество слухов.
* * *
Говорят, однажды в бане умер молодой парень. По слухам, совершенно здоровый, спортсмен-разрядник по вольной борьбе, которому местный тренер прочил славное будущее. К слову, парень этот и так уже не жил в этом селе, он учился в городе в каком-то училище и приехал на летние каникулы домой. В бане этой работала его мать: продавала билеты, была банщицей и уборщицей, а дети – их у нее было то ли пятеро, то ли шестеро – помогали ей топить и убираться. Сын этот был у нее самый любимый, поскольку остальные не обладали никакими талантами и учились так себе, конечно же, женщина гордилась своим сыном-спортсменом и возлагала на него большие надежды. В тот день он, как обычно, помылся в бане со своим младшим братом, после помывки они должны были хорошенько отмыть полки, ошпарить деревянные скамейки, железные тазы и помыть каменный пол. Младшего возле бани ждали дружки, и он стал ныть: мол, отпусти меня, пожалуйста. Брат, что делать, отпустил его.
Мать, не дождавшись старшего, начала беспокоиться и вместе с другими детьми пошла узнать, в чем дело. Парень без признаков жизни ничком лежал на самой верхней полке парной. На его лице застыла гримаса страха. Приехавшие по вызову медики констатировали смерть от остановки сердца. А почему это произошло, никто ничего не мог сказать.
Когда ни с того ни с сего погибает молодой человек, волей-неволей возникает вопрос: как это могло случиться? Почему с ним это случилось? После похорон по селу пошли всевозможные толки, которые усилились после приезда из армии младшего брата покойного. Нужно сказать, что братья были удивительно похожи друг на друга, будто клонированные. К тому же младший во всем подражал старшему и был больше всех в семье привязан к нему. Для него такая ранняя и нелепая смерть брата была шоком. Говорят, что его видели сидящим на берегу возле старой бани с застывшим, как будто замороженным лицом. Лучше бы он заплакал, говорили сердобольные сельчане и советовали Варваре, матери, поскорей отправить его на учебу. Вскоре так и случилось: парень уехал поступать в то же училище, где раньше учился его брат.
После его отъезда кто-то из его друзей рассказал удивительную вещь: оказывается, в смерти брата парень обвинял одну местную девушку – Райку Ч., которая утонула четыре года тому назад, купаясь под этой баней в реке. Ее нашли не сразу, течение в этом месте довольно быстрое, тело девушки унесло далеко за пределы села, в конце концов ее выловили рыбаки. Девушка эта только-только закончила школу, но никуда, как другие выпускники, поступать не поехала. Как выяснилось потом, она была беременна. И виноват в этом, как говорили знающие люди, не кто иной, а именно тот парень, умерший в бане. В тот год он как раз приехал из армии и на первых же танцах в сельском клубе заметил и выделил в толпе старшеклассниц, которые всеми правдами и неправдами ухитрялись проникать во взрослые танцы, совершенно зрелую на вид симпатичную Райку. Они стали встречаться. Конечно, родители девушки были против того, чтобы их несовершеннолетняя дочь встречалась с взрослым парнем, и всячески препятствовали этому. Благодаря их сопротивлению роман еще больше разгорелся. Подружки таскали записки от одной стороны к другой, и молодые все равно ухитрялись встречаться. И если любовь девчонки, для которой это было первое серьезное чувство, все больше разгоралась, то парень вроде как стал остывать. Возможно, кто-то его приструнил из вышестоящего звена, была одна такая ретивая инструкторша в райкоме комсомола, которая сама была бы не прочь прибрать такого парня к рукам, тем более года уже поджимали. А тут какая-то малолетка путается под ногами… А как далеко зашло у них дело, может, в селе и не знали.
В общем, к весне парень, так сказать, сдулся и не знал, куда спрятаться от влюбленной девчонки. В то же время он, видимо, боялся ее родителей и не мог ее сразу взять и отшить, а когда узнал о ее беременности, вообще чуть не наложил в штаны. Дело было как раз аккурат после выпускного бала. Они встретились на берегу реки, где у них произошел последний откровенный разговор. Сейчас, конечно, трудно строить предположение, что там между ними произошло, что такого он ей сказал, но девчонка с того дня буквально стала таять от тоски. Веселая и озорная от природы, она закрылась дома и никуда не выходила, перестала следить за собой, подурнела. Свою лепту, скорей всего, внесли и родители, особенно языкастая мать. Однажды девочки-соседки позвали ее искупаться возле старой бани. В тот день стоял очень жаркий душный день, и девушка нехотя пошла с девочками на реку. Путь лежал мимо бани, во дворе которой она увидела свою любовь. Он что-то делал там, кажется, колол дрова, а на завалинке сидела новая зазноба парня – та самая активистка-комсомолка, вся из себя причепуренная, в игривом сарафане, и звонко смеялась. Увлеченный разговором, парень даже не посмотрел в сторону девчоночьей стайки.
Через каких-то полчаса Рая утонет, а девочки, эти маленькие пигалицы, не смогут ее спасти. Начнется страшная гроза, а когда хватятся, побегут к моторкам, будет уже поздно. Так никто и не узнает, была ли это трагическая случайность или Рая покончила собой от несчастной любви. После Раиной гибели парень быстро уехал, так что и инструкторша осталась с носом. Об этом случае поговорили, поохали и вскоре забыли. Каждый год в этом селе, стоящем на берегу Лены, тонули люди, в основном молодые.
А через год про баню эту стали рассказывать нехорошие истории. По слухам, припозднившихся посетителей бани стала пугать молодая девушка, которая неожиданно появлялась перед ними в парной. Она была похожа на утопленницу, с длинными распущенными волосами, безумным взглядом она шарила руками перед собой, как будто кого-то искала и хотела утащить с собой. В парную теперь стали заходить только скопом по три человека, не меньше, а если совсем не заходить, то какая тогда баня?! Женщин банное привидение вроде не трогало. Как-то оно возникло и перед братом того парня: он, как обычно, пришел, чтобы помочь матери с уборкой. Баня была еще теплая, вот он и решил сначала вымыться, попариться, залез на полку и лег. И даже чуток задремал, как вдруг перед ним откуда ни возьмись возникла какая-то странная белая фигура, которая как бы колыхалась в парном воздухе. От испуга он сразу проснулся, но фигура не растаяла, а, наоборот, пошла на него, протягивая к нему руки и скаля зубы. Воздух в парной наполнился тошнотворно-гнилостным запахом. От ужаса он, кажется, на минуту отключился, а когда опомнился, услышал в раздевалке голоса младших братьев. Им он ничего не рассказал, чтобы не пугать, хотя понял, кто это был. Это была Рая, она, наверное, искала брата и приняла его за него. Возможно, ее спугнули братишки, которые вовремя подоспели. А может, ей нужен был только брат. Кто знает… И она все равно нашла в конце концов того, кого ждала все это время и за кем охотилась…