Суд да дело
Так - по официальным документам. Однако бывшие жильцы дома утверждают, что его снесли без уведомления жильцов, земельный участок изъяли без разрешения, а бывшим жильцам - собственникам помещений, ничего взамен не дают. В свою очередь, ДЖО приводит свои аргументы. Мнения обеих сторон выслушал корреспондент «ЭС».
«ДОМ МОЖНО БЫЛО ВОССТАНОВИТЬ!»
Об этом редакции «ЭС» рассказали бывшие жильцы дома по ул. Кулаковского, 10/2 Валентина Шленникова и Наталья Егорова.
Днем 1 февраля 2015 года их дом, как выразились пожилые женщины, «подгорел».
- Пожар начался с квартиры на втором этаже, выгорела крыша и еще две квартиры. Но последствия пожара можно было устранить, мы могли произвести ремонт своими силами и дальше жить, но нам не дали. Еще во время тушения пожара дом обесточили, отрезали от тепла, скрутили счетчики, окна и двери на первом этаже заколотили, чтобы не было доступа, - рассказали жильцы, которых выселили после пожара. Но они надеялись уже весной заехать обратно в свои квартиры, подремонтировать их и жить дальше, поскольку большинство квартир от пожара не пострадали, правую сторону дома огонь вообще не затронул, квартиры не были залиты водой. К счастью, человеческих жертв не было.
Позже выяснилось, что огонь распространился из угловой квартиры на втором этаже – в ней гуляла подвыпившая компания, а пожар произошел в результате неосторожного обращения с огнем.
СНОС БЕЗ ВЕДОМА ЖИЛЬЦОВ
Потушив огонь, пожарные уехали, зеваки разошлись, а жители остались у дымящегося дома – гарь, пар от воды, нет электричества, в общем, жить невозможно. Жильцы собрали что есть, оставили громоздкую мебель, диваны и т. д. в закрытых квартирах, а сами переехали кто куда – к родственникам и знакомым. При этом, как отметили владельцы квартир, временного жилья никому не предоставили.
- И вдруг через две недели после пожара, 15 февраля, нам звонят жители соседних домов: «Приезжайте, ваш дом начали сносить!» Мы приехали и буквально грудью встали перед бульдозером. А они уже разрушили часть стены в одной квартире. При этом никого из нас не предупредили, и если бы не соседи, то дом снесли бы до конца! Представляете?! А у некоторых там вещи были, - вспоминают сейчас бывшие жильцы.
ПРИЗНАЛИ АВАРИЙНЫМ ЕЩЕ В 2012 ГОДУ
После пожара с жильцами встретился первый заместитель главы города по городскому хозяйству Дмитрий Садовников. На встрече было заверено, что те, у кого это было единственное жилье, в течение 3 месяцев будут обеспечены жильем, а остальным собственникам придется подождать год-полтора, но им подыщут варианты. Замглавы города также дал поручение ДЖО г. Якутска: встречайтесь с людьми, ведите переговоры, в общем, работайте по своим полномочиям, по закону.
- Из 20 квартир в деревянном доме, 12 были в муниципальной собственности, 8 – в собственности граждан.
- Согласно сведениям ДЖО, собственники жилых помещений на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоят.
- Временное жилье предоставлено только одному собственнику, остальные жители дома с заявлением о предоставлении временного жилья в ДЖО не обращались
Между тем у людей были надежды, что после пожара вопрос сноса и расселения пойдет быстрее, так как еще в мае 2012 года жилой дом по ул. Кулаковского, 10/2 1935 года постройки был признан аварийным и подлежащим сносу, а жильцы – расселению.
- Мы надеялись, что так и будет, и поверили чиновникам. В конце февраля, уже после пожара, нам действительно так и сообщили письменно, что наш дом был признан аварийным и поставлен в муниципальную программу расселения на 2013-2017 годы, что, мол, все будут расселены и так далее. Ну мы и ждали, поверив обещаниям.
Но после пожара выяснилось, что их дом «переместился» по программе сноса и во времени и будет снесен только в 2018 году. У собственников помещений возникли сомнения, что их пустят в квартиры, а дом вообще останется. Особенно после попытки преднамеренного сноса. Напомним, после пожара жильцы были расселены, доступ в дом закрыли, но в квартирах еще оставались вещи жильцов, кое-что из мебели. После этого в доме не раз возникали возгорания, проникали посторонние лица. Поэтому комиссия КЧС приняла решение – дом снести. Но жильцы не дали снести свой дом, чтобы, по их словам, «отремонтировать его и пожить в нем до официального сноса».
- Пусть муниципальных жильцов расселили бы, а мы, собственники, хотели сами за свой счет отремонтировать и жить дальше.
Чувствуя, что дело затянется и все-таки дойдет до сноса, собственники начали оценивать свои квартиры.
В апреле дом все же начали сносить, но жильцы уверяют, что и в июне 2015 года он стоял. А «Жилкомсервис» на запрос жителей выдал справку, что аварийный дом был снесен в период с 1 по 28 августа.
«СНОСИТЕ ЗА СВОЙ СЧЕТ!»
Собственникам помещений были вручены требования о необходимости сноса, т.к., согласно Жилищному кодексу, если многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, то это является основанием для предъявления к собственникам помещений требований о сносе или реконструкции дома. И если собственники не выполнят в срок требования о сносе, то земельный участок изымается в пользу муниципалитета. Напомним, из 20 квартир в муниципальной собственности было 12 квартир, 8 – в собственности граждан. В Якутске, как правило, аварийные дома сносят застройщики, собственники земельных участков под сносимыми домами. Но в случае с домом на Кулаковского, 10/2, ситуация была иной – земельный участок был изъят, распоряжение об изъятии вышло 2.06.2016 года. Между тем, согласно закону, с жильцами должно было быть заключено соглашение о выкупной цене помещений. Но стороны - мэрия и собственники - к соглашению не пришли. Ни по выкупным ценам за квартиры, ни по долевой части земельного участка.
Тогда жильцы обратились в прокуратуру. Надзорный орган усмотрел нарушения со стороны администрации города, как то: непринятие мер по расселению жильцов данного дома, признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания; неправомерное изъятие земельного участка без заключения соответствующего соглашения с собственниками жилых помещений. По мнению прокуратуры, цитируем, «это существенным образом нарушает гарантированные государством права на благоприятные условия проживания». В общем, в июле 2015 года дело жильцов снесенного дома на Кулаковского, 10/2 дошло до суда.
«ДЕЛО ЕГОРОВОЙ»
Наталья Егорова была собственником квартиры в доме, у которой это жилье было единственным. Сразу после пожара ей и ее сыну-инвалиду временно выделили комнату в общежитии на ул. 50 Советской армии. Но по мнению мэрии, в комнате она не проживала, а сдавала ее посторонним лицам. Сама Наталья Ивановна при разговоре в редакции уверяла, что проживала в комнате с сыном-инвалидом и племянником: «Меня вынудили сдать ключи и съехать из общежития. Может, соседям присмотрелась комната, не знаю…». В общем, под гнетом обстоятельств пожилая женщина сдала ключи в ДЖО.
Сейчас она нашла работу консьержки. Специально, чтобы иметь крышу над головой.
По Егоровой суд вынес решение – обязать мэрию предоставить ей жилое помещение, не меньшее по площади, чем предыдущее, то есть не менее 20 квадратных метров.
Как сказал директор ДЖО Игорь Ткаченко, «Решения по Егоровой, а также Шленниковой будут приняты в срок до 31.03.2017 года. Но суды продолжаются, и какие решения вынесет суд, так и будем действовать».
ДЖО Г. ЯКУТСКА: «ЦЕНЫ ЗА КВАРТИРЫ ЗАВЫШЕНЫ»
О ситуации и дальнейшей судьбе жильцов погоревшего и снесенного дома по Кулаковского, 10/2 мы попросили прокомментировать уполномоченный орган – Департамент жилищных отношений. Когда люди получат выплаты за квартиры или получат новые? На что им рассчитывать? Почему имеются разные даты по сносу дома? Что будет с земельным участком под домом? А что было бы с домом и жильцами, не случись пожара?
Директор Игорь Ткаченко:
- Собственники вышли на судебные разбирательства и взыскания через суд денежных сумм с администрации города за свои помещения. Замечу, что при этом были сделаны очень высокие оценки имущества – квартиры в 15-20 квадратов были оценены в 3-4 миллиона рублей, но это же нереальные суммы. Мы им тогда сказали: «Доказывайте свои оценки в суде».
- У некоторых собственников и муниципалов это было не единственное жилье. Кроме Егоровой.
- У нас не было заинтересованности в затягивании сроков по сносу дома, повторю, он представлял угрозу.
- Земельный участок изъят распоряжением от 2 июня 2016 года. У собственников было право на земельный участок и вопрос выплаты возмещения за земельный участок – это совершенно отдельный вопрос.
- Не все муниципальные квартиры этого дома расселены, только часть, остальные мы планируем решить в ближайшее время.
- Если бы не пожар, то дом простоял бы до официального срока сноса и расселения, начиная с 2018 года.
- Сейчас идет работа над второй редакцией муниципальной адресной программы, она должна начать работу с 2018 года. В новую программу должны войти дома, которые были признаны аварийными после 1.01.2012 года.
«ВОЗМОЖНО, ВЫЙДЕМ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ»
- Да, есть выкупная стоимость, но ведь наша оценка будет реальная, а они вынесли завышенные оценки, потому мы и не вышли на соглашение.
- По нанимателям жилья на Кулаковского, 10/2 будет действовать принцип «квадрат на квадрат», как сейчас. А по собственникам, скорее всего, будет принято решение о денежном возмещении. Какой будет механизм, процедура, об этом пока говорить рано.
Из сводки МЧС:
Огнем повреждены: две квартиры на втором этаже и кровля дома на общей площади 450 кв. м. Причина, виновник и ущерб устанавливаются. До прибытия пожарных подразделений 20 человек самостоятельно покинули жилые помещения. Администрацией г. Якутска был организован автобус для обогрева жильцов. Из 27 человек, проживавших в доме, пятеро временно размещены в отделении социальной адаптации и экстренной психологической помощи «Тирэх» в г. Якутске, остальные – у родственников и знакомых.