Свобода по болезни
«Дума»
Как всем известно, наркоманов у нас в стране подвергают административному штрафу или арестовывают до 15 суток. Но такое наказание не может исправить человека. А согласно статистике, наркоманами в поисках очередной дозы обеспечивается практически весь «уличный» сбыт наркотиков, ими же совершается до 80% мелких краж и грабежей. Таким образом, именно наркопотребители одновременно формируют рынок спроса на наркотики и инфраструктуру их сбыта.
И вот 20 августа за круглым столом собрались представители УФСКН, Верховного суда республики, МВД, УФСИН, Министерства здравоохранения и других заинтересованных ведомств, дабы обсудить вопросы, возникающие в применении на практике правового механизма побуждения наркоманов к лечению, реабилитации и ресоциализации. И надумали.
Так, теперь, если полицейскими будут установлены факты немедицинского потребления наркотиков задержанными, то на них суды могут возложить обязанность пройти диагностику, лечение и профилактику. Для сбытчиков в случае установления наркозаболевания суды предоставят отсрочку или освобождение от уголовного наказания, если осужденный пройдет полный курс лечения. В случае уклонения нарушитель отправится за решетку отбывать наказание за совершенное преступление.
Болезнь на всю жизнь
Итак, наркоману дается право выбора: лечение или тюрьма. Но где гарантия, что вчерашний наркоман-сбытчик, уклонившись от тюрьмы, не возьмется за старое? Ведь ни для кого не секрет, что закодированные алкоголики часто «срываются» и начинают пить еще хлеще или же считают дни до конца срока кодировки, а потом бегут отмечать «это дело». Способна ли современная медицина действительно помочь наркоману, или все «потуги» напрасны? Об этом мы поговорили с главным наркологом республики Петром Тумусовым:
- Петр Сысоевич, возможно ли полное излечение наркомана? Зависит ли это от стажа употребления наркотиков? И сколько длится лечение наркомана?
- А какое заболевание полностью излечивается? После любой раны остается шрам – ненормальное состояние тканей. ОРЗ? Но оно может у одного и того же человека возникать повторно. Гастрит? При нынешнем стиле питания гастритом страдают почти все. О полном выздоровлении нельзя вести речь при давлении, болезнях сердца, сосудов, всех внутренних органов и. т.д. Вообще, болезнь – хроническое состояние живого биологического объекта. По большому счету так. В научном определении алкоголизма и наркомании написано: алкоголизм и наркомания – хронические прогрессирующие психические заболевания, характеризующиеся ремиссиями и обострениями. Речи о полном выздоровлении нет. В медицине вопрос так не стоит. А вот ремиссий можно достичь. Короткие, средние, стойкие. Все зависит от мотивации больного, то есть от того, хочет ли человек избавиться от этой болезни. Если мотивация глубокая, больной всячески содействует лечению, идет навстречу врачу, то ремиссия достигается быстро и длится долго. И наоборот. Степень наркомании не зависит напрямую от продолжительности употребления. Все индивидуально. Например, современные синтетические наркотики вызывают зависимость очень быстро. За один-два приема. А при эпизодическом курении марихуаны зависимость может сформироваться относительно за более длительный срок. Все условно. Сведения о продолжительности наркомании скорее нужны для врача для составления общей картины болезни, а не для употребляющего. Как среагирует нервная система, психика – неизвестно. Лучше вообще не начинать. По поводу лечения — все опять же индивидуально и по решению врачебной комиссии. Лечение может продлиться от трех месяцев до одного года. Это этап медицинской реабилитации. Ресоциализация же занимает намного больше времени. Но ресоциализация – не компетенция медиков.
- Случались ли повторные поступления наркоманов в ваше учреждение?
- Поскольку наркомания – хроническое прогрессирующее психическое заболевание, повторные поступления не редкость. К сожалению, так. По нашим данным, 10-15 больных зависимостью из выписанных 100, проходивших лечение в наших стационарах, поступают в течение года повторно. Это один из показателей качества наркологической помощи, и отслеживается нами особо.
Нет меньшего зла
- Алкоголь или наркотик – что вреднее, и что из них быстрее и легче излечивается?
- Алкоголь, наркотик, табак, бензин, ацетон и прочие вещества относятся к психоактивным веществам. Их применение вызывает изменения психической деятельности человека. Когда эти изменения достигают болезненного состояния, включаемся мы, наркологи. С этой точки зрения алкоголь и наркомания – болезни с одинаковой причиной и механизмом развития. Бытует мнение, что алкоголь и есть наркотик. Я склонен согласиться с этим. Есть еще другие зависимости, например, от компьютерных игр, Интернета, игровых автоматов. Здесь вещества нет, но механизм развития зависимости один и тот же. Как при употреблении психоактивных веществ. Лечение однотипное – длительная реабилитация, перековка измененной психики.
Наркоманов в пять раз больше?
“На учете у наркологов республики состоит порядка 1 000 больных наркоманией и около 1 500 злоупотребляющих. Всего 2 500 человек. На 100 тысяч человек населения индекс распространенности составил 170. Много ли это или мало? Для сравнения: средний по РФ индекс – 280-320. По данным МВД, в республике на учете состоят четверо несовершеннолетних. А по результатам проведенного в прошлом году тестирования в пяти школах Якутска, наркоманов не обнаружено.
- Петр Сысоевич, насколько эти цифры отражают реальную картину?
- Есть так называемая «скрытая», латентная наркомания (алкоголизм). Имеется экспертный коэффициент их оценки, вычисленный учеными. Согласно этой методике, надо умножить число состоящих на учете у наркологов на коэффициент 5. Тогда будем иметь близкую к реальной картину уровня наркомании. Но это опять-таки не точный, оценочно-экспертный коэффициент. Результат умножения вовсе не означает, что у нас именно столько наркоманов на самом деле.
- Как вы отреагировали на новые правила «игры», по которым наркоман-распространитель получает возможность уйти от уголовной ответственности?
- Мотивация наркоманов на лечение и реабилитацию – главная задача на текущем этапе. Больные зависимостями страдают так называемой анозогнозией, то есть непризнанием болезни. Это особенность их болезни. Если больной человек не считает себя таковым, то лечить нечего. Он просто не пойдет к врачам. Очень малая толика таких больных приходит к осознанию состояния самостоятельно, по доброй воле. Подавляющее большинство не желает лечиться. Это проблема. Раньше она решалась просто – суд и ЛТП. Ныне это невозможно - законы не позволяют принудительное лечение. Поэтому надо искать пути психологической работы с нашим контингентом, направленной на мотивацию к лечению. Мы в настоящее время работаем над созданием системы медиации (посредничества) между проблемными людьми и наркологами. Посредник – бывший наркоман (алкоголик), обученный по специальной программе психологического консультирования. Как говорится, рыбак рыбака видит издалека. При удачной организации процесса медиации можно добровольно привлечь к лечению часть зависимых. Часть больных мотивируется другим способом. Например, через суд. Однако эта мера не может быть какой-то лазейкой для уклонения от уголовного преследования. Почему? Во-первых, суд будет принимать решение только на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы о болезни осужденного и нуждаемости его в лечении. Во-вторых, к нам придет уже осужденный за свои деяния преступник, но с отсрочкой исполнения приговора. Так что лазеек тут нет.
Добровольно-принудительно
На примере с Владимиром расскажем, как «работает» новый метод борьбы с наркосбытом.
Итак, в ходе следствия следователь выяснил, что мотивом для совершения преступления стала тяжелая зависимость Владимира от «дури». Он признался, что знакомство с психоактивными веществами у него началось еще в подростковом возрасте с бытовой химии — клея, бензина. Затем он стал потреблять марихуану, а с 2010 года перешел на «спайсы». Таким образом, Владимир вот уже много лет живет в зависимости от дозы и, как следствие, вовлечен в незаконный оборот наркотиков. О наличии тяжелой формы наркомании подтвердила и проведенная медэкспертиза. К своим 25 годам Владимир заработал целый букет болезней, в том числе психическую и физическую зависимость от наркотиков, поражение вен - «наркотическую дорожку».
Суд приговорил Владимира к пяти годам лишения свободы. Но, учитывая его заболевание и добровольное желание избавиться от зависимости, суд предоставил ему отсрочку на три года - на период лечения сроком. Сейчас Владимир состоит на учете в уголовно-исполнительной инспекции и обязан посещать наркологический диспансер. Если он будет уклоняться от лечения или реабилитации либо совершит новое преступление, суд отменит решение, и фигурант отправится в колонию.
Таким образом, дамоклов меч все равно будет висеть над ним, и ему решать, что лучше — «уйти» в стойкую ремиссию и перестать вредить своему и чужому здоровью или любоваться голубым небом «в клеточку».