«Святое» дело – военкомат снабжать
Желание следовать букве закона привело 18-летнего Славу Ж. в военкомат города Якутска, где его встретил местный беспредел. Итак, как это было.
Штраф... тетрадками
В общежитии Колледжа связи и энергетики, что на улице Петра Алексеева, желающим получить койко-место студентам, коим стал Слава, заявили, что, мол, без «воинской» печати соваться не стоит. Потому Слава и многие другие ребята направились в военкомат г. Якутска, что на улице Каландаришвили. Так как Слава Ж. по своей молодости забыл сняться с учета в улусном военкомате, на 3 этаже девушка из окошка сообщила ему, что ему нужно выплатить штраф или... закупить на 500 рублей канцелярские принадлежности. И даже адрес указала – мол, перейди улицу, на территории автовокзала находится магазин «Акварель». Но Слава решил оплатить штраф, как положено, по закону, и направился в банк. В банке с него вполне справедливо потребовали реквизиты, кому и на какой счет перечислять деньги. Так как у Славы реквизитов не оказалось, он решил «отовариться» в «Акварели». Накупив канцтоваров на 501 рубль, он вернулся в военкомат и в окно протянул свой чек, мол, принес штраф. На что девушка ответила: «Зачем ты мне квитанцию показываешь! Где канцтовары?». Так, под слова девушки: «Придешь теперь в ноябре» кипа общих тетрадей с ручками перекочевала из Славиной сумки на полку стеллажа в кабинете работников военкомата.
Аналогичный «штраф» заплатили Славин друг и их общий знакомый. Как минимум, в день получилось три «подарка» на общую сумму 1500 рублей.
О том, что Слава заплатил штраф и встал на воинский учет, свидетельствует печать, но никак не административный протокол, где он должен был расписаться, как ознакомившийся.
Странные порядки
Вместе с тетей Славы в военкомат направилась и корреспондент «ЭС». Девушка из окошка отдела подготовки и призыва граждан, что на 3 этаже, представилась Татьяной и отправила нас к своему начальству на 5 этаж. Пока мы ждали руководителя, она почему-то поднялась к нам и сообщила, что нас примет ее непосредственное начальство на 3 этаже. Что ж, непосредственное начальство для нас даже лучше, и мы спустились. Какого же было наше разочарование, когда исполняющая обязанности начальника отдела Жиркова Наталья Евгеньевна с ходу начала чуть ли не обвинять нас. Мол, парень нарушил Федеральный закон и тут же в проеме опять же окошка появляется брошюра закона, и что ему положен штраф – в окошке появляется брошюра КоАП РФ. На мой вопрос: «А почему не был составлен протокол и почему парень не был ознакомлен под роспись, что оштрафован на такую-то сумму?» последовал ответ: «Протокол составлен, лежит на подписи у начальника. И вообще, за такое нарушение положен штраф от 100 до 500 рублей, мол, парень после подписи начальника ознакомится с протоколом».
На свой главный вопрос: «Почему парней отправляют в магазин за канцелярскими принадлежностями?» мы получили железобетонное: «А где ваши доказательства?».
В свете всего этого, странные порядки получаются в этом ведомстве. Следуя им, с составленным протоколом Славу собираются ознакомить аж в ноябре, раз ему сказали явиться именно в этом месяце? Во-вторых, обычно при административном наказании, когда нарушение выявлено впервые, практикуется чаще предупреждение или минимальный штраф. Но в нашем случае работницы военкомата решили оштрафовать парней по-своему и очень жестко – требовали отовариться на максимальную сумму штрафа. Чтоб неповадно было с ними встречаться?
«Секретная часть»
Когда перед нами захлопнулась дверца окошка, разделяющая нас, с позволения сказать, с начальницей Жирковой, мы решили двинуться в военную прокуратуру Якутского гарнизона. Но при выходе из военкомата, на крыльце, наткнулись на двух парней, в руках у которых были пакеты с канцелярскими принадлежностями. Ребята сообщили, что товар закупили в «Акварели» по просьбе работников военкомата за причитающийся штраф. Заглянув внутрь пакетов, мы увидели по пачке бумаги форматом А4, ножницы, клей, скотч и прочие канцтовары. В руках парни держали квитанции – у одного товар «потянул» на 509 рублей, у другого – на 557. Ребята сообщили, что в «Акварели» уже знают их, как «штрафников». Далее ребята поднялись на 3 этаж, вместе с квитанцией один из них, по имени Вадим С., кстати, также студент 1 курса Колледжа связи и энергетики (не преступным ли синдикатом здесь «пахнет»?), протянул пакет с товаром. Девушка за окошком, молча, взяла пакет и направилась в смежную комнату со словами: «Вот штраф», по указке другой работницы кабинета со словами: «А это ко мне на стол» поставила пакет на ее стол. Все это дело нам удалось сфотографировать на мобильный телефон, что увидев, со своего стола вскочила начальница Жиркова и выгнала со словами: «Вы не имеете право здесь фотографировать! Здесь секретный отдел! Выйдите из кабинета!». То, что это – доказательство нарушений со стороны ее подчиненных, как-то ее не побеспокоило. Получается, что работницы отдела действуют с ее согласия.
Такая ли уж и новость?
Вооружившись фотоизображениями, мы поднялись на 5 этаж. В одном из кабинетов, наконец, нашли врио начальника отдела ВК РС (Я) по г. Якутску (в народе: горвоенкомата) Усементая Алексеева. Наш рассказ о поборах в стенах военкомата для него оказался новостью. И он вызвал Жиркову, которая безо всяких объяснений пояснила, что мы, де, ее оскорбили, и что она не желает разговаривать, встала и ...вышла из кабинета, даже не дождавшись разрешения Алексеева. Все-таки странные порядки в ведомстве Шойгу.
Затем был звонок военному прокурору, была встреча с заместителем военного прокурора, где данный случай был рассказан со всеми подробностями. И теперь за дело возьмется следственный отдел Якутского гарнизона.
Нам неведомо, будет ли возбуждено уголовное дело, или кто-то будет наказан дисциплинарно. Все зависит от качества проведенной проверки, от показаний парней, ведь, по существу, 500 рублей соразмерны подарку, а канцтовары в виде «офисной» бумаги и офицерской линейки вполне можно представить, как подарок военному ведомству. Другое дело, общие тетради. На момент нашего визита они все еще лежали на той самой полке. Но мы уверены, что их и след простыл, и нам неведомо, в портфель чьего сына или дочки они перекочевали. Ведь и Усементай Николаевич вполне с нами согласен, что, если рассуждать логически, то Слава Ж. просто-напросто помог собрать чье-то чадо в школу.
Без кроссовок, зато под крышей
А, к примеру, мать Славы наказала сыну, чтобы на эти 500 рублей он купил себе кроссовки. Да и малообеспеченной семье в улусе 500 рублей – отнюдь не лишние. К примеру, для покупки тех же тетрадей как самому Славе, так и его братьям и сестрам.
Также, чтобы вернуться домой, чтобы сняться с воинского учета, Славе нужно было 2 тысячи рублей на дорогу. А их нет, потому Слава выбрал наименьшее «зло» - «штраф» в 500 рублей. И так поступил бы каждый парнишка из улуса – легче сходить в магазин, чем лететь домой. На то и рассчитан ход предприимчивых мадам из военкомата.