Связанные рекой и флотом
Флагман Лены
Пассажирский флот всегда считался и считается элитой морского и речного флота. С них особый спрос, особая ответственность за пассажиров. Экипажи всех видов пассажирских судов обязаны ходить по форме, что не так строго требуется от остальных речников.
«Демьян Бедный» является неофициальным флагманским судном якутских речников и перевозит ежегодно наибольшее количество пассажиров в сравнении с другими судами. В межнавигационные периоды 2011-2013 годов прошёл модернизацию. Теплоход выполняет круизные рейсы Якутск – «Ленские столбы» - Якутск, ежегодный рыболовный круиз «Love is РЫБКА», речные прогулочные рейсы, а также рейсы по специальной программой. Так, в 2012 году выполнял рейс Якутск – Тикси - Якутск, в 2014 – «Форсайт-ФЛОТ». По итогам работы в 2014 году «Демьян Бедный» признан лучшим теплоходом «Ленатурфлота».
Красавец-теплоход построен в австрийском городе Корнойбург в 1985 году, а на Лену пришел через год, после зимовки в Москве. В перегоне участвовали ленские речники –знаменитые капитан Анатолий Пуденков, механик Игорь Пугачев и электромеханик Александр Ковальский. Впечатления от новенького теплохода, начиненного сложнейшей электроникой, от Северного морского пути были незабываемыми. Об этом рассказывает участник перегона Александр Станиславович Ковальский, который уже 30 лет бессменно работает на данном теплоходе. В те годы на Лену шли «Ленанефти», «Сибирские» - уникальные суда, которые по всем характеристикам и сегодня являются современными.
«Демьян Бедный» — трёхпалубный речной пассажирский теплоход, проект Q-065. Назван в честь русского поэта и общественного деятеля Демьяна Бедного. 90 метров в длину, 15 в ширину, а доковый вес пассажирского лайнера составляет 1260 тонн. Из пассажирского флота именно «Демьян Бедный» и систер-шип «Михаил Светлов» были и остаются туристическими теплоходами повышенной комфортности, класса «люкс» - их строили по спецзаказу для «Золотого кольца» России, карта которого до сих пор хранится в рубке лайнера. Осадка теплохода в 1,63 метра позволяла ходить по неглубоким западным рекам, а так как Лена имеет ограниченные габариты, то именно эти суда, а не 300-местные «чемоданы» в свое время были переданы Ленскому пароходству для повышения уровня обслуживания туристов.
О тех, кто за штурвалом
Алексей Романович родом из Киренска, учился в Якутском речном училище. На первую плавательскую практику в 1969 попал на «Крым», затем были ТР-1004, СТ-625. Весной 1972-го был призван в ряды Советской Армии в морские части погранвойск в Анапу, дослуживал на Амуре, патрулировал водную границу. Три года пролетели быстро. Алексей после армии поступил в НИИВТ. Молодого энергичного парня заметили и пригласили в горком комсомола в Осетрово, но долго в кабинете он не просидел – в 1980 году пришёл на «Ракету-3», а через три года стал капитаном на «Восходе-5». В 1986 году назначили начальником отдела кадров Жатайского судоремонтного завода. Через четыре года вернулся на «Восход-5», затем 9 лет работал в Российском речном регистре. Горбунов на капитанском мостике четверть века и по праву считается одним из опытнейших капитанов пассажирских линий Ленского бассейна. За всю его бытность капитаном не было ни одной посадки на мель. Именно это и послужило главным аргументом для назначения на должность капитана «Демьяна Бедного». Его супруга Наталья Анатольевна - учитель по трудам, но одну навигацию в молодости все-таки сходила поваром. Горбуновы воспитали хороших детей: старшая дочь Людмила по образованию юрист, Татьяна трудится в транспортной полиции, сын Роман посвятил себя аэрокосмическому приборостроению.
- Не думал, что вернусь на регулярную пассажирскую линию, - улыбаясь, делится Алексей Ромнович. – А принял в прошлом году теплоход, и как будто, так и надо. Экипаж хороший, руководство отличное. Работаем с удовольствием.
Добавлю, что Алексей Романович — ветеран труда, награжден медалью «300 лет российскому флоту», имеет много грамот и благодарностей.
Александр Станиславович - простой деревенский паренёк из крепкой работящей семьи, где и научился принимать решения самостоятельно. Поступил в Благовещенское речное училище, выучился на электромеханика, получил красный диплом и в 1976 году приехал на Лену. Распределился в Жатай. Дело в том, что в те годы поступить в речные, морские учебные заведения было очень сложно. Конкурс доходил до десяти человек на место, трудно было и учиться. А в легендарные пароходства распределяли только лучших из лучших. Таким был смолоду Ковальский. Он проходил практику на Лене, где особо запомнились люди. Начальник пароходства Василий Максимович Дубровский был руководителем с особенным отношением к людям, с отеческой заботой к молодёжи. Тепло рассказывал об экипаже «Волгонефти», которую переименовали в «60 лет Октября», где капитаном был Игорь Лисовский. Экипаж был постоянный, настоящая флотская семья. И сегодня Александр Станиславович превыше всего ценит человеческие отношения, своего рода комфортность в коллективе, когда все друг друга понимают с полуслова, не надо никого упрашивать, заставлять. Со временем он стал отличным «психологом». Всем известно, что работа на пассажирском флоте очень ответственная. Одно дело отвечать за экипаж, который живет и трудится по уставу, другое – за туристов. А отдыхающий народ, как принято, отдыхает, как может, вплоть до «бросков» за борт. Понятно, когда человек случайно упадет, а если это попытка суицида? Был такой случай, когда молодой крепкий парень в состоянии алкогольного опьянения прыгнул за борт из-за несчастной любви и никак не поддавался спасению. Но Ковальский всё-таки уговорил, сказав просто: «Подумай о своей семье…». Спасена человеческая жизнь.
Денис Васильевич родом из Киренска. В 2002 году 13-летним подростком приехал поступать в ЯРУ, после окончания которого сразу же поступил в НГАВТ. Плавательскую практику проходил на Белой горе на СПН-722 и ТО-600. После окончания ЯРУ получил диплом II помощника капитана-механика, что бывает редко, но этого молодой человек добился своим упорством и стремлением к знаниям. Поработал на СК-2023 и СОТ-1125 по одной навигации, а после окончания НГАВТа в 2009 году пришел на теплоход «Демьян Бедный».
- В нашем экипаже 28 человек, - рассказывает Денис Васильевич. – К нам приезжают на практику курсанты из Усть-Кутского института водного транспорта и речного училища, мои земляки, ребята хорошие. Думаю, что всё у них получится.
Денис всё успел сделать к 26 годам: и высшее образование получить, и по карьерной лестнице продвинуться, и жениться на красавице Анне, и дочка Анечка подрастает. Оказывается, что он опять учится, но пока скрывает где: «Получу диплом, тогда скажу...».
Андрей Владимирович Ефимчук после окончания в 1994 году Жатайского училища был направлен сюда радиооператором. Через год по ходатайству капитана судна Виктора Егоровича Богданова его перевели начальником радиостанции. Молодой специалист не стал останавливаться на достигнутом и окончил электромеханический факультет НГАВТа. 20 лет на одном месте, в экипаже одного теплохода - это говорит о многом. Вместе с супругой Ириной, воспитательницей Жатайского детского сада «Чебурашка», воспитывают восьмилетнюю дочь Карину.
Туристическое «лицо» Якутии
«Ленские столбы» - это визитная карточка Якутии, обязательный пункт культурной программы для всех без исключения гостей нашей республики. А теплоход «Демьян Бедный» - это ключевое звено популярного туристического маршрута. И от профессионализма, от работы членов экипажа в немалой степени зависит, каким будет впечатление от поездки на «Ленские столбы» – приятным или поистине незабываемым. Мы рассказали вам о комсоставе, который на «Демьяне» всегда был и остается высокопрофессиональным.
У экипажей лайнеров-близнецов «Демьяна Бедного» и «Михаила Светлова» есть свои традиции – они соревнуются в спорте. В прошлом году играли в футбол за переходящий кубок. Тогда победила команда «Демьяна Бедного» со счетом «1:0», и вечером в музыкальном салоне Марина под громкие овации вручила кубок победителям.
Сегодня теплоход «Демьян Бедный» уходит в свой очередной рейс, и юбилей экипаж теплохода отметит на стоянке у «Ленских столбов» в День речника торжественным построением на палубе и троекратным «Ура!». Семи футов под килем!