Тахир Минликаев: "Решение может быть только комплексным"
Казалось бы, мы – законопослушные жители города Якутска – не только выносим мусор, но и исправно оплачиваем квартплату каждый месяц. Почему же в жилищно-коммунальной сфере все еще существует ворох проблем, которому ни конца, ни края не видно?
Рядовому горожанину, возможно, следует знать немного о структуре ЖКХ и сложившихся отношениях в коммунальной отрасли. Предоставление коммунальных услуг населению порождает цепочку, состоящую из поставщиков этих услуг, управляющих компаний или ТСЖ и населения.
Ключевые организации, поставляющие населению воду, свет, газ, тепло и вывоз мусора, осуществляют свою деятельность в долг управляющим компаниям. Квартплата начисляется с учетом того, что когда-то эти средства поступят организациям, поставляющим населению коммунальные услуги.
Но пока им самим приходится где-то их находить, по сути дела, решать проблему социальной защиты населения. Самым проблемным априори является деревянный жилой фонд. На сегодняшний день 30% жилищного фонда города Якутска составляет неблагоустроенный деревянный фонд, в котором нет высокого уровня платежеспособности, присущего жильцам благоустроенных квартир в каменных домах.
Управляющие компании не могут обеспечить сбор денежных средств за предоставленные услуги. В связи с этим идет накопление неплатежей населения в целом, которые, как снежный ком, выливаются в огромные долги, в результате которых опять же страдает простое население, недополучающее должного качества обслуживания.
Вот вам и схема: растущие долги управляющих компаний порождают за собой отсутствие качественного обслуживания горожан. Возникает вопрос: каким образом и, самое главное, за счет каких средств будут погашаться долги управляющих компаний? Любимой их ссылкой становятся небезызвестный финансовый кризис, неплатежи населения, низкие тарифы и отсутствие дотации на содержание жилого фонда и вывоз бытовых отходов.
Грубо говоря, сегодня в долг вынуждены работать все поставщики коммунальных и жилищных услуг. Однако если ресурсо-снабжающие организации имеют определенные рычаги воздействия на злостных неплательщиков – вентили жизненно важных коммуникаций у них в руках, то жилищные услуги всегда оплачиваются в последнюю очередь за счет того, что осталось.
На сегодняшний день в Якутске вывозом отходов занимается Якутская Городская Транспортная Компания, в чьем ведении находятся и городская свалка, и сливная станция, и львиная доля договоров на обслуживание жилого фонда по вывозу мусора. Представьте себе ситуацию, что из-за недоплаты вдруг мусор перестанут вывозить? Откачивать отстойники, если закроют единственную сливную станцию? Перестанут убирать грязный снег с обочин дорог?
Печальный юбилей
Кроме сухого мусора ЯГТК вывозит все сточные, талые и фекальные воды с неканализированной части города на единственную сливную станцию, стаж которой 40 лет, где изначально не была предусмотрена биологическая очистка и обеззараживание отходов, неминуемо образующихся в результате жизнедеятельности населения и объектов коммунальной инфраструктуры.
В связи с очень затратной эксплуатацией данного объекта (текущий ремонт старых труб, штрафы надзорных и природоохранных органов) остро назрела необходимость строительства новой сливной станции с подключением к биологическим очистным сооружениям.
Да что говорить! Об этом говорят уже много лет, но только теперь, когда Росприроднадзор посчитал ущерб, нанесенный окружающей среде в результате эксплуатации действующей сливной станции, в деле строительства начались какие-то подвижки. На данный момент проходит процедуру утверждения мировое соглашение, в результате которого новая сливная станция должна все-таки появиться.
Генеральный директор ОАО «ЯГТК» Тахир Минликаев:
– Основная деятельность компании направлена на оказание транспортных услуг по вывозу бытовых отходов, санитарной очистке города и уборке городских территорий. Среди заказчиков ОАО «Якутская Городская Транспортная Компания» – предприятия жилищно-коммунального хозяйства (в том числе управляющие организации), учреждения здравоохранения и образования. Численность автопарка составляет более 100 единиц специализированной техники.
Хочется отметить, что в городе Якутске только ОАО «ЯГТК» может обеспечить транспортировку отходов, начиная от санитарной точки и заканчивая пунктом конечного назначения, то есть полигоном для захоронения отходов или сливной станции, как балансодержатель данных объектов, у нас имеются все разрешительные документы для осуществления столь специфичной деятельности, как наша. Но по ряду объективных причин мы не можем в полной мере реализовать наши возможности.
В сложившихся экономических условиях для сохранения стабильной работы предприятия, наша компания вынуждена сокращать объемы оказываемых услуг, которые не оплачиваются в полной мере в большей степени управляющими организациями. Однако это не значит, что работа по уборке мусора будет приостановлена совсем. Компания работает и строит планы на дальнейшую оптимизацию своей деятельности.
– Тахир Михайлович, вы перевидали много мусора и чистых городов. Как вы считаете, какие меры необходимо принять для того, чтобы город стал чище?
– Думаю, нужно применять передовой опыт других муниципальных образований, а может быть, и зарубежных стран, повысить экологическую культуру горожан. Несмотря на то, что основная деятельность компании направлена на качественное оказание услуг по вывозу мусора, время показало, что решение вопросов может быть только комплексным, и зависит не только от работы предприятий нашей сферы.
Стремление сделать город чистым и уютным должно быть заложено с детства, и для этого мы начинаем с малого – со строительства аккуратных и красивых детских площадок для маленьких горожан. Положительные результаты приносят традиционные городские субботники, социальные проекты, в которых наша компания принимает непосредственное участие. Хотелось бы, чтобы такого рода мероприятия и акции проводились как можно чаще, а мы, в свою очередь, всегда готовы поддержать инициативу.
На сегодняшний день хотим предложить дополнительную услугу для населения и предпринимателей по оказанию комплексных услуг по уборке санитарных точек.
У нас есть положительный опыт, который мы провели в СОТах Автодорожного округа совместно с управой – установили санитарную точку в частном секторе и заключили договор на ее обслуживание. При содействии возможно внедрение подобной практики и в других округах столицы.