Таинственные знаки, или Они нас слышат
Сразу после смерти закрывали умершему глаза: существовало поверье, что если человек умрет с открытыми глазами и ртом, то непременно заберет с собой в загробный мир кого-нибудь из кровных родственников. А в далеком прошлом был обычай закрывать лицо покойника шкурой соболя, рыси или лисицы (об этом свидетельствуют данные археологических раскопок).
Кроме того, в стародавние времена, оказывается, у якутов, также существовал обычай, который назывался «дьахтар ытатыы» (дословно - женский плач), когда провожающие покойного люди всю дорогу до кладбища громко плакали и стенали. Затем, как пишут в источниках, начиная с девятнадцатого века, плач запретили, считая, что покойник, услышав его и пожалев родню, может вернуться обратно в качестве ера (призрака). С тех пор считается, что каждая слеза по умершему падает на него тяжелым камнем и мешает ему уйти в иной мир. Исходя из таких поверий, якуты провожают своих покойников без излишнего шума, плача и суеты. В доме, где лежит умерший, не говорят громко и тем более не смеются.
* * *
Несколько лет тому назад умерла мать моей хорошей знакомой. В поздний вечер накануне похорон в доме собрались родственники, подруги, друзья хозяйки. Гроб с телом покойной лежал в зале. Мы сидели на кухне и, негромко переговариваясь, помогали резать салаты, жарить оладьи для завтрашних поминок. В это время подошли одноклассницы знакомой, человека три, кажется. Они также сели за стол и стали поминать покойную хорошими словами. Затем как-то незаметно разговор перекинулся в другое русло, женщины ударились в воспоминания о школьных годах и о курьезных случаях той поры и стали смеяться. И тут – я бы не поверила, что такое бывает, если бы сама лично не присутствовала там – на наших глазах с грохотом обрушилась тяжелая полка из кухонного гарнитура, и вся посуда, которая на ней стояла (а это был хрусталь), разбилась вдребезги на мелкие кусочки. Все присутствующие испуганно замерли, не в силах понять, что случилось. Из зала выскочили братья и муж хозяйки и также в недоумении застыли, поскольку мы все сидели далеко от этой полки, никто не вставал с места и не подходил к ней, тем не менее, шум и грохот были таковы, как будто кто с силой дернул ее и специально обрушил. После того, как собрали осколки и вымели мусор, снова уселись на свои места и уже больше не смеялись. Одноклассницы ушли домой. И только потом подруга поделилась со мной, что ее мать недолюбливала ее одноклассниц, особенно одну из них, и, видимо, ей не понравилось, что они громко смеялись, придя в дом, где лежит покойник. Получается, что, действительно, они, покойники, все слышат и все видят! И даже могут что-то сделать, показать свое недовольство. Или, наоборот, выразить свою любовь.
В этой связи вспоминается еще один случай. В школьные годы у моей одноклассницы Нади умер отец. Родители у нее были приемные. Мать была женщиной довольно жесткой и держала Надю в ежовых рукавицах, отец же очень ее любил и баловал. Когда отец умер, она сидела около него и держала его за руку, и рука эта всегда была теплой, а когда подходила мать, то рука становилась ледяной.
Иногда покойники приходят прощаться с близкими, приняв обличие братьев наших меньших, часто в образе птиц. Рассказывает еще одна моя подруга, у которой муж трагически погиб в молодом возрасте:
- В тот день я уехала из дома рано утром, предстоял долгий путь в один из вилюйских улусов. В моей родной деревне открывался музей моего дяди. По дороге заехали перекусить в дорожное кафе. Я сидела как раз напротив окна, как вдруг в него резко ударила клювом какая-то птица и буквально уставилась на меня. Все замерли, поскольку у якутов считается, если птица стучит в окно, дурным знаком. Но что делать? Поехали дальше. А там, в деревне, меня уже ждала телеграмма о гибели мужа. Пришлось тут же сразу ехать в авиапорт и срочно вылетать в Якутск. Та птица постучала в окно именно в то время, когда мой муж, не приходя в сознание после автомобильной аварии, скончался в реанимации. Он приходил попрощаться и предупредить...
Моя бабушка по материнской линии, как я помню, была очень больной, у нее плохо слушались руки и ноги, скорей всего, она перенесла инсульт. Тогда наша семья жила в одном заполярном поселке, а все остальные наши родственники, в том числе бабушкины сыновья, жили в Хангаласском районе, который в те времена назывался Орджоникидзевским. В одно лето бабушка собралась в гости к сыновьям. Уже и билет был куплен, и вещи собраны. Но, встав поутру, бабушка наотрез оказалась ехать: ей приснился дурной сон, в котором ее сильно лягнула лошадь. Потом она долго болела и, чувствуя близкую кончину, что-то упорно просила у дочери. Как потом оказалось, бабушка верила, что на тот свет обязательно нужно появиться с серьгами в ушах, раз уши проколоты. Мама почему-то ей все время отказывала. Возможно, просто не придавала этому никакого значения, может, думала, что успеется. Весной того года бабушка умерла. Мать с горечью вспомнила на поминках, что не исполнила ее последнюю просьбу, не купила ей какие-нибудь серьги. Затем я стала слышать то, что обычные люди не слышат и не чувствуют, но по малолетству не особо об этом задумывалась и почему-то ни с кем не делилась этим. Возможно, боялась, что старшие братья будут надо мной смеяться. Как теперь вспоминаю, я, обычно спящая очень крепко, как говорится, без задних ног, неожиданно просыпалась в середине ночи и с замиранием сердца слышала, как из дальней комнаты, где спала бабушка, шелестели шаги и шли в сторону родительской спальни, а потом обратно. Это были именно бабушкины характерные шаги: она после инсульта немного подволакивала ноги. Я зарывалась в одеяло и лежала, затаив дыхание, видимо, как и все дети, боялась: сейчас откроется дверь, и войдет мертвая бабушка...Но, к счастью, шаги никогда не останавливались возле нашей комнаты. Рядом, в соседней кровати, безмятежно спала моя старшая сестра. Если бы я ее разбудила и рассказала о своих страхах, она бы сильно на меня рассердилась. Я бы, может быть, рассказала младшей сестре, но она спала в другой комнате, а бежать среди ночи туда, где бродить тень бабушки, которая может меня схватить и утащить с собой, я, конечно же, не отваживалась.
Или, к примеру, стуки. Их иногда также производят мертвые. Человек сидит дома и слышит стук в дверь, открывает – никого. И так несколько раз, пока человек не поймет, что это особый знак с того света, какое-то предупреждение, а не проделки хулиганистых мальчишек. Причем стуки могут быть не обязательно в дверь, куда угодно: в потолок, стену, пол, могут быть как громкие, так и нежные Их обычно называют полтергейстом, а в народе – «барабашками». Кстати говоря, сколько ни пытались представители и эзотерической школы, и ортодоксальной науки, в том числе такие выдающиеся ученые, как Дмитрий Иванович Менделеев, который в начале двадцатого столетия сам лично участвовал в нескольких спиритических сеансах, которые были тогда, так сказать, в моде, как-то научно обосновать такого рода явления и подвести под научные факты, им это не удалось. Русский поэт Василий Жуковский, который в своей статье «Нечто о привидениях» написал о том, как сам однажды столкнулся с призраком, более того – тот же призрак увидела и его жена! И завершает свою статью такой мыслью: такие явления навсегда останутся для людей тайной, отделяющей этот мир от другого, что это не что иное, как закон и воля самого Создателя, который отделил таинственной завесой от человечества то, что он не должен знать. И люди со смиренной верой должны стоять перед этой завесой, не стараясь проникнуть в ее тайны и тем более не преследуя ее своими умствованиям, часто вредными для нашего разума.