Такси просят притормозить
В России давно и остро стоит проблема нелегальных такси – «бомбил», которые не платят никаких налогов, техосмотр не проходят, медосмотр тоже, но пассажиры продолжают с ними ездить, не думая о своей безопасности. Складывается ситуация, что пользоваться услугами легальных такси с более высоким уровнем обслуживания становится дорого, и выбор падает на бомбил.
Закон вводит строгие требования к организации таксистской деятельности в стране. Подчиняясь, таксисты должны будут получать разрешение на деятельность сроком не менее пяти лет, причём оно будет действовать по всей республике. Кто будет уполномочен выдавать их, решат законотворцы. С 1 сентября этого года система должна начать работать. На сегодняшний день закон находится на согласовании с заинтересованными ведомствами. Только после окончательного утверждения будут известны детали: кто и каким образом будет заниматься этим на местах. На уровне Окружной администрации Якутска проводятся различные совещания с предпринимателями, занятыми в данной сфере. В частности, идет обсуждение создания таксопарка и заслушиваются предложения по улучшению исполнения закона.
Как рассказал руководитель сектора автомобильного транспорта Министерства транспорта РС(Я) Анатолий Потапов, чтобы стать легальным таксистом, в первую очередь, необходимо зарегистрироваться в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя и указать пассажироперевозки как вид деятельности. Затем – установить в каждой машине таксометр и приклеить наклейки с шашками. Пока что разрешения будут выдаваться всем, кто соответствует законным требованиям и желает стать таксистом. С 2015 года планируется ввести квоты на места для перевозчиков; в связи с этим желающим обрести разрешения и не попавшим в квоты, придется их покупать на аукционах.
Как и у всякого закона, здесь есть свои тонкости. Автомобиль должен быть поставлен на учет на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. Кроме того, если кто-то захотел организовать свой таксопарк, то использовать одно разрешение на весь таксопарк нельзя, даже если все автомобили принадлежат одному предпринимателю – нужно получать разрешение на каждый автомобиль. Со временем машину нужно будет перекрасить в желтый цвет, но требовать это в обязательном порядке начнут с 2013 года. Вносить все изменения и дополнения в автомобиль перевозчикам придется за свой счет. Расценки на перевозки будут регулировать сами перевозчики, но Госкомцен России изучает этот момент. Как отметил собеседник из Минтранса: «Пока что не регулируется, но будет».
За невыполнение новых норм с 1 января 2012 года предусмотрены штрафы. Например, за невыдачу чека таксометра придется раскошелиться на 1000 рублей, а за отсутствие раскраски в виде «шашечек» – 3000 рублей. За управление автомобилем без соответствующего разрешения придется заплатить 5000 рублей, юридическое лицо оштрафуют уже на 200 000 рублей. Проводит соответствующие проверки и выписывать штрафы будут при помощи ГАИ и Госавтонадзора.
Конечно, рынок таксомоторных перевозок отреагирует повышением цен на ужесточение требований. Так или иначе, новый закон должен оказать положительное влияние на целую отрасль пассажироперевозок. В свою очередь поднимется ответственность водителей к перевозкам и уровень сервиса. Шашечки и желтые автомобили должны стать знаком качества, как во всем цивилизованном мире.