Татьяна Рубина: "Управлять государством? Могу, но не хочу!"
Тогда в почете были люди, десятки лет трудящиеся на одном предприятии. Сейчас же психологи рекомендуют как минимум раз в семь лет кардинально менять сферу деятельности. Но все же, видимо в силу привычки, мы до сих пор удивляемся, почему некий N сменил работу и профессию без очевидных к тому причин? Тем более это удивительно, когда речь идет о молодой успешной женщине, ушедшей с поста топ-менеджера процветающей компании. Почему, в погоне за чем она пошла на это?
Об этом и не только интервью «ЭС» с Татьяной Рубиной – экс-директором сети магазинов «Л'Этуаль», новым руководителем сети магазинов «Сотовый мир».
Новый холст
- Я не собиралась уходить из «Л'Этуаль», когда начала работать в компании «Сотовый мир». Я лишь искала дополнительную деятельность, - признается Татьяна Рубина.
- И все же, почему ушли?
- Приблизительно за полтора года до того как ушла, почувствовала, что мне нужны перемены. И выложила свое резюме в Интернет. Потом обследовала наш рынок на предмет вакансий директора. «Сотовый мир» пригласил на собеседование, но… Оно затянулось, мы ждали друг друга – в какой-то момент они не могли, в какой-то момент я, потом встретились…
- …и вы открыли салон.
- Нет, я взяла семь салонов сразу.
- Вы управляли на тот момент двумя парфюмерными магазинами и взяли еще семь? Татьяна, не считаете, что это огромная нагрузка?
- Нет. Когда вы приходите и видите, как интересно работать на новом поприще, в новых исходных условиях, с новым, можно сказать, пластилином, холстом, вы просто делаете это. Вот и я сходила «на разведку», посмотрела, что да как, взглянула со стороны, подумала, что могла бы внести нового, и поняла, что могу это сделать.
Татьяна Рубина: «Когда передо мной ставят цель, потом не спрашивают, каким способом я ее добилась».
- Не было желания открыть еще магазины парфюмерии вместо телефонов?
- «Л'Этуаль» – федеральная сеть. Я не могла открыть еще один или два магазина, просто потому, что мне этого хочется. В период кризиса компания не планировала развиваться «количественно», была концепция удержаться на том уровне, который есть сейчас.
- А «Сотовый мир» кризису не поддался?
- «Сотовый мир» – сеть локальная, в этом ее большой плюс: есть возможность развиваться количественно. Скоро мы откроем еще одну точку в торговом центре «Палладиум».
Ответственность добавляет свободы
- Что важнее, по-вашему, быть понимающим или требовательным руководителем?
- Требовательным, жестким. Должно быть беспрекословное подчинение работников. К сожалению, со временем демократическим принципам управления я предпочла авторитарные.
Татьяна Рубина: «Команду строит сам руководитель. Каждый человек является элементом в цепи, шестеренкой в двигателе. И эта шестеренка либо работает в том темпе, в котором работает механизм, либо из нее выпадает. Незаменимых людей не бывает, но у меня есть начальник отдела продаж, к примеру, который работает со мной уже четыре года».
- Но многие говорят, что вы достаточно мягкий руководитель.
- Что значит мягкий? Да, я не ругаюсь матом, но в любом случае у коллектива авторитет имею. И я не говорю, что я жесткий начальник. Таким быть лучше, таким нужно быть. Я пока стремлюсь к этому.
- И вам, чувствую, сложно.
- Да, в некотором роде. Мне нужно тренироваться. Начальник должен уметь контролировать все процессы жизнедеятельности вверенного ему бизнеса какими-то определенными методами, и я не принимаю сближения с подчиненными. Это у меня получается неплохо. А сложность иногда заключается в том, что я выгляжу достаточно молодо, поэтому многие думают: «Такая молоденькая девочка взвалила на себя управление нами» и стараются каким-либо образом оградить от каких-то вещей.
- Вам это не на руку? Ведь проще сложить на кого-то свои обязанности.
- Нет, нет, нет, сложить обязанности – значит, упустить контроль. Считается, что любое передаточное звено уменьшает практически в два раза качество исполнения к требуемому проекту. Допустим, мне нужно покрасить стену в желтый цвет. Я совершенно четко представляю себе этот цвет, например, он с лимонным отливом. Беру вас как передаточное звено и прошу покрасить. Но для вас желтый цвет – с оттенком охристого, в итоге качество выполнения теряется без каких-то четких-четких регламентов. Поэтому не надо ни на кого перекладывать ответственность. Плюс ответственность добавляет свободы. Чем больше человек берет на себя ответственности, тем больше свободы ему предоставляется.
- Как это?
- Потому что он принимает решения. Но он должен взять на себя ответственность за последствия.
- На каком уровне предпринимательство в Якутске?
- Средний бизнес… Я не испытываю особых трудностей, тем более, когда бизнес прозрачен.
Выйти замуж за магната?
- Вот смотрите, мне времени хватает, я могу растянуть рабочий день до десяти, если надо. Но мне сложно растянуть время других людей, от которых мне, допустим, нужно что-то получить. Как у вас с этим?
- Мне не хватает времени для себя, и я хочу научиться тайм-менеджменту – науке о распределении времени, о грамотном выделении первостепенных и второстепенных целей. Очень часто нас отвлекают. Очень важно грамотно разложить свой труд, чтобы иметь возможность завершать свои дела вовремя.
- Вы говорите очень четко, но словно по какому-то уставу. Словно выучили это в каких-то специальных книгах.
- Если вы о заученных фразах, то, может быть, они оттого, что я люблю заниматься в свободное время саморазвитием. Обожаю читать разные «умные» книги о том, как нужно управлять компанией, персоналом, финансами.
Татьяна Рубина: «Я не умею рисовать, поэтому люблю фотографировать».
- Удивительно видеть перед собой женщину, которая напряженно работает, а в свободное время еще и читает книги!
- Сейчас я читаю «Оставьте брезгливость, съешьте лягушку» Брайана Трейси – о том, как правильно распределять свои задачи.
- Ну вот, опять!
- Да, да, мне это очень интересно. Я не читаю «женских» романов. Мне интересны книги, которые могут меня к чему-то побудить.
- В таком случае, наверное, вы совершенно не готовите?
- Ой, ну зато когда я готовлю – какое это счастье (смеется – прим. авт.)! Вообще, я неплохо готовлю, обычно это бывает по выходным.
Татьяна Рубина: «Я не умею сочетать одежду, поэтому покупаю уже подобранные комплекты».
- Многие живут с чувством хронического напряжения из-за работы, когда не можешь выкинуть ее из головы. Вы говорили, что и вам это знакомо.
- С тех пор ничего не поменялось. Помните свои чувства перед экзаменом в институте? Предприниматель находится в этом состоянии постоянно, это становится для него нормой. Тем более, для топ-менеджера, когда с одной стороны - подчиненные, а с другой – учредители.
- И вы к этому привыкли?
- Да. Это мой образ жизни.
- Смогли бы изменить Ваш образ жизни?
- Как? Что значит изменить? Выйти замуж за алмазного магната? Трудно представить себя зависимой от другого человека. Для меня такой образ жизни неприемлем.
- Допустим, ваша жизнь изменится, если вы родите еще одного ребенка.
- Рожу, посижу месяца три и снова на работу, как делают все директора. В 12.00 - роды, в 12.30 - совещание (смеется – прим. авт.).
Татьяна Рубина: «Я общаюсь в той среде, где рождение ребенка вносится в график».
- Насчет стресса – от него нужно избавляться или вы все-таки привыкли к этому?
- От него надо избавляться – ходить по магазинам, покупать себе красивые вещи, радовать себя. Да, я балую себя. Ем суши, пиццу, покупаю себе туфельки…
Могу, но не хочу
- Однажды увидела на фотографии город Токио, вы представляете, это город, полностью закованный в камень. Это, конечно, определенная завораживающая красота, но с другой стороны, насколько люди, которые так развиты в одном, ущербны в другом. Представляете, у вас отняли возможность видеть деревья? Мне нужно солнце, мне нужна зелень, я радуюсь, как ребенок, любимым периодам весны – началу марта, когда появляется солнце, и концу мая, когда появляется первая зелень.
- И пропускаете моменты, когда слякоть!
- Пропускаю, да, слякоть это тяжело.
- В Вашем подчинении немало работников, могли бы вы управлять государством или городом?
- Трудный вопрос. Могла бы, нашла бы способ, но не хотела бы. Не знаю, что скажу через год или два, приобретя какой-то опыт жизни и в управлении, но на сегодняшний момент большого желания «лезть в политику» нет.
Татьяна Рубина: «Если бы я владела достаточным количеством средств, построила бы питомник для бродячих животных. Найдутся люди, которые будут кормить людей, я из тех, кто будет кормить животных».
- А что у вас в планах?
- Количественное развитие, улучшение – это все по стандарту, в плане работы. Все свои силы и возможности я отдаю сети «Сотовый мир», хочу вывести ее на очень высокий уровень. Что касается личного, то это улучшение своего благосостояния за счет заработков. А еще хочется заняться спортом – я такая лентяйка! А еще было бы здорово иметь возможность ездить два раза в год в отпуск. Раньше я не могла себе этого позволить, а сейчас более удобный график.
- Что вы будете делать, если на сегодняшнем месте снова станет скучно?
- Думаю, в течение пяти лет мне скучно не станет. А если станет… Значит, снова будем уходить, искать себя.
- Откуда такая смелость?
- Действительно, многие называют меня смелым человеком, говорят: «Как Вы ушли, ведь это мечта любой женщины – быть директором «Л'Этуаль». Ну а чем хуже та специфика, в которой я сейчас? На самом деле не так-то все просто. Все поступки обдуманны, ты делаешь свод-анализ, учитываешь риски. «Л'Этуаль» - это детище. И ты этого ребенка растишь, растишь, а потом его надо отпускать в свет, проверить, как он может развиваться без тебя.
- Вам легко дался уход?
- Нет. Я чувствовала себя, наверное, как чувствуют себя пожилые люди, когда уходят на пенсию. Интересная вещь: когда ты проводишь с людьми собеседование, а потом сам проходишь через него, испытываешь некий драйв. Можно идти с разными мыслями, но просто в какой-то момент созреваешь и понимаешь, что ты – идеальный кандидат для определенной должности. Успешные люди всегда четко прописывают цели и четко знают, к чему стремятся – спросите любого, они будут говорить то же самое.
Татьяна Рубина: «Когда ты влияешь на свой заработок, условия жизни, когда ты решаешь, что ты хозяин своей жизни, – это и является решающим фактором. И стоит этот шаг сделать».
Найти себя и дорабатывать
- Вы такая точная во всем: в работе, даже в отдыхе. Не бывает хаоса? Может быть, у вас машина ломается?
- Абсолютно верно. Я плохо слежу за машиной, нещадно ее эксплуатирую. И иногда забываю поливать цветы.
- Кстати, какая вы хозяйка?
- Хорошая я хозяйка (смеется – прим. авт.)
- И полы чистые, и шторы свежие?
- Штор у меня еще нет, несмотря на то, что я заселилась в новую квартиру два года назад. Полы средней чистоты. Посуду я могу свалить в гору. Да, я сама занимаюсь своим домом, и мне доставляет удовольствие при наличии свободного времени заниматься домашними делами. Обычно это бывает в затяжные выходные, как я называю их – «смерть бизнесу», когда банки не работают (смеется – прим. авт.).
- Вы любите рисковать?
- Нет.
- Тем не менее, вы очень часто начинали что-то новое. Неужели каждый раз была полная уверенность, что все получится?
- Я иду на перемены только тогда, когда чувствую уверенность, либо когда они улучшают существующее состояние. Вот такая я зануда, я же водолей. Они все противные.
Татьяна Рубина: «Я не из тех, кто включает правый сигнал поворота, поворачивая налево, с мыслью: «Женщина имеет право передумать!»».
- Татьяна, вы любите людей?
- Да.
- Вы согласны с тем, что в некоторых людях, как в небе или космосе, бесконечно интересно что-то искать, смотреть на них, а некоторые напоминают лужу, в которой отражаются те же звезды, та же глубина, а наступишь – мелко?
- Согласна. Я все-таки разделяю людей на некоторые категории. Есть люди, например, с которыми я не могу общаться, не смогу найти что-то положительное, общее, потому что они, извините за грубость, тупы. Тяжело общаться с человеком, который не может развить свои мысли.
- Вы встречаете таких людей среди предпринимателей?
- Нет. Предприниматели – это люди с достаточно острым умом, развивающиеся. Я не знаю бизнесменов, которые бы почивали на лаврах. С ними очень интересно общаться, все они деятельные, активные. Они подталкивают к каким-то действиям, от них получаешь много информации, заряда. Вокруг меня очень много таких людей. И еще я уверена, что человек к 20-25 годам должен определиться, кто он. Если он и после все еще мечется, он так и будет метаться всю жизнь.
- 20 лет, Боже мой, это ведь так мало! Из тысячи нынешних двадцатилетних твердое желание и цель имеют лишь десять!
- Вот они и добьются в своей жизни всего, чего хотят.
- Говорят, что люди могут искать себя всю жизнь.
- Дорабатывать. Найти себя, а дальше - дорабатывать модель «себя». Я так считаю.