Трудовая вахта Ивана Горохова
Славный «Якутцемент»
С этого времени и начинается официальная история республиканского лидера отрасли строительных материалов и одного из крупнейших промышленных субъектов строительного комплекса Якутии – ОАО Производственное объединение «Якутцемент».
История «Якутцемента» – это сплетенная в единый узел судьба великой страны, сурового региона и тысяч людей, энтузиастов, патриотов, которых объединил под одним крылом завод, стоящий на соколиной горе у поселка Мохсоголлох.
А еще это цемент. Собственно подавляющее большинство каменных домов, построенных после 1971 года в Якутске, сделаны из мохсоголлохских скал (известняк), суглинка и плюс к этому олекминский гипс. Это три главных ингредиента якутского цемента. И, конечно, рабочие руки, мастерство и трудовой пот работников мохсоголлохского цементного завода.
И студенты, и девушки, и уркаганы…
Но начиналось это все со строительства. Конечно, сюда было вложено много сил, начиная от комсомольцев со всех концов Якутии, которые корчевали тайгу. Рабочие десятков специальностей приехали сюда со всей страны строить этот завод. Не обошлось, как водилось в те годы на Севере, без труда заключенных. Под строительство завода была организована контрагентская исправительно-трудовая колония (ИТК) №6 усиленного режима. Как показала последующая эксплуатация цементного завода, решение использовать при строительстве сложнейшего промышленного объекта труд спецконтингента было довольно спорным. Но таковы были реалии того времени. Инерция еще гулаговского опыта. Дармовой труд заключенных на неквалифицированных работах использовали, где могли, в том числе и в Якутске, где спецконтингент строил, к примеру, аэропорт и целый ряд других крупных объектов… Но руководили ими естественно не охранники, а образованные инженера. Первостроителей осталось мало. Одного из непосредственных строителей цемзавода – Ивана Ивановича Горохова – редакция нашла…
Мастера своего дела
Мы сидим у него в кабинете. Иван Иванович – заместитель начальника отдела, советник генерального директора Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)».
Он вспоминает о далеких годах, когда только стал инженером. «В ту пору, – говорит он, –Орджоникидзевский район (сегодня переименован в Хангаласский) был центром строительной индустрии Якутии, а Мохсоголохский цемзавод – передовой стройкой республики». Город Мирный тогда еще не гремел, о городе Нерюнгри даже речи не шло.
На стройку пускового цементного завода молодой выпускник Якутского государственного университета Иван Горохов приехал 18 июля 1971 года. «Нас было четверо выпускников инженерно-строительного факультета, – рассказывает Иван Иванович. – Наверное, четверо самых смелых. Других желающих здесь работать не было. Все знали, что работать придется с заключенными. На стройке нас определили мастерами. Условия работы были жесткими. Я сомневаюсь, что смог бы сегодня найти инженера, который бы согласился трудиться в таких условиях. Для примера, я был мастером, а после – прорабом ночной смены и два месяца подряд отсыпался после смен на бильярдном столе в конторе СМУ «Промстрой». Спать удавалось от силы часа три. В конторе начинался рабочий день, какой уж тут дальше сон… Помыться бегал на реку. Ребята не выдержали, ушли в сельское строительство, а я остался».
На стройке цементного
«В моей смене были 34 девушки вольнонаемных из Покровска, они занимались штукатурно-отделочными работами, и бригада заключенных. Приводили их ночью под конвоем. Поначалу с ними было сложно. Вот их привели, глядь, а никого нет, все они разбежались, расползлись, попрятались по углам, закуточкам. И кто чем занимается: где-то в карты играют, где чефир заваривают, лишь бы не работать. Приходилось каждого натуральным образом вытаскивать и ставить задачу. Хорошо, парень я был крепкий, спортсмен, победитель республиканских и всесоюзных соревнований по легкой атлетике, вольной борьбе. А заключенные – людьми очень информированными, они это все знали. И обходилось без стычек, грубых слов, пререканий. Для них была важна справедливость и в этом отношении, между нами никаких обид не было. Но некоторые инциденты все же случались. Был у меня на практике молодой стажер, студент Владимир Кудреватых. Поднимаюсь я как-то на шлам-бассейн, а это сооружение немаленькое – 27 метров высотой. И вижу: два заключенных вытащили Володю из оконного проема и вот-вот сбросят. Сцепился с ними, выручил стажера. Начал разбираться. Оказалось, заключенные приставали к девушкам, а Кудреватых заступился…
Сложно было и с автобусами. Если на смену девушек привозили вовремя, то после смены приходилось ждать автобуса и по три часа. Стройка была огромной, здесь трудилось много подразделений, бригад. У всех план, всех поджимают сроки. Порой доходило до курьезов, когда не могли поделить раствор на бетонно-смесительном узле. Стояли мастера, шум, гам, очередь. Я брал туда из своей смены нескольких самых страшных с виду уркаганов, и почему-то цемент нам всегда доставался без лишних споров.
Помню, в день предварительного пуска печи случился казус. В цех заехал водитель на машине «КрАЗ» (это была наша машина), вывалил груз и забыл опустить кузов. И этим самым кузовом снес трубу, которая подводит к печи газ. А к этому событию собрали журналистов, телевидение, и пришлось всем разойтись, вернее разбежаться. Трубу, конечно, пришлось полностью менять, её подняли на несколько метров выше и облегченно выдохнули. Повезло, что такое произошло в тот момент, а если бы это было во время эксплуатации печи, страшная авария могла получиться…»
Трудовой путь
Сегодня тот молодой мастер, прораб ночной смены, – очень уважаемый человек в республике. Если перечислять все его регалии и заслуги, не хватит и целой страницы. Достаточно сказать, что он – заместитель председателя Общественной палаты РС (Я),
Депутат Верховного Совета ЯАССР XII созыва, Депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) II созыва. Заслуженный работник народного хозяйства РС(Я), почётный гражданин четырех районов Абыйского, Верхоянского, Вилюйского, Хангаласского улусов, г. Верхоянска, с. Абый. И до сих пор трудится на ниве народного хозяйства Якутии. Трудовой биографии того молодого инженера-строителя, не побоявшегося поехать в сложные условия строительства нового завода, хватило бы, наверное, и на пятерых. После пуска завода инженера заметили и пригласили в качестве главного инженера, начальника Орджоникидзевского СМУ «Якутколхозстроя». В 1979-1984 г. он – председатель исполкома Покровского поселкового, заместитель председателя исполкома Вилюйского районного Совета народных депутатов. С 1986 г. – председатель исполкома Абыйского районного Совета народных депутатов, 1-й секретарь Абыйского райкома КПСС, председатель районного Совета народных депутатов.
С 1991 г. – заместитель генерального директора АПК «Север» по капитальному строительству. С 1992 г. по 1997 г. – глава Администрации Верхоянского улуса. С 1998 г. – заместитель руководителя Администрации Президента РС (Я). И сегодня Иван Иванович на своем трудовом посту. Работает и завод, в стенах которого есть доля труда и инженера Горохова.