22.07.2015 | 01:08

Туризм по правилам

Туристский сезон в разгаре. Как выездного, так и въездного, и внутреннего. Однако не для всех отдых проходит в радужном свете, довольно часто встречаются неприятные моменты, которые заставляют уже бывших туристов обивать пороги судов.
Автор: EXO-YKT

Что должен знать турист, покупая у турфирм их продукт? На что должен обратить внимание, какие моменты должны быть отражены в обязательном порядке в заключаемом с турфирмой договоре, чтобы долгожданный отдых ничем не был омрачен. Об этом наш материал.

 

Простуда на юге? Очень может быть!

Семья С. отправилась на зимние каникулы в Арабские Эмираты. Менеджер турфирмы пообещал, что их номер будет снабжен автономным кондиционером. Но на месте выяснилось, что кондиционер централизованный, и его работа регулируется руководством отеля. Арабы же оказались далеко не экономичными и, не жалея гостиничной техники, эксплуатировали ее на полную мощность. После 40-градусной жары на улице в номере казалось откровенно холодно. В результате вся семья, включая 5-летнего сына, простыла. А чей отдых скрасит насморк и высокая температура?

В апреле Марина отправилась на отдых в Египет и  заплатила за возможность в номере быть одной. Однако по приезду оказалось, что свободных номеров в отеле нет, поэтому ей предложили два варианта: либо она подселяется в комнату к такой же одинокой туристке, либо… ждет пару дней. Жить с чужим человеком Марина отказалась и провела два дня в подсобном помещении, где работницы отеля гладили белье.

Не получил удовольствия от отдыха и Вадим Николаевич, вернувшийся из Турции неделю назад. Обещанный «вид на море» почему-то оказался видом на новый строящийся отель. На обед, когда самая жара и хочется отдохнуть в номере, у рабочих приходился пик строительной активности. В итоге не покой и расслабление, а раздражение и сильные головные боли.

 

Кто в ответе?

Если до 2007 года деятельность туроператоров и турагентов подлежала лицензированию, то теперь туроператору достаточно предоставить финансовое обеспечение в виде договора страхования риска ответственности туроператора или банковской гарантии. Что касается турагента, то для него не установлено никаких требований. Это означает, что, являясь посредником между туроператором и туристом, он не несет какой-либо ответственности по договору, который заключен между турфирмой и туристом.

Вот почему турист должен обратить внимание на то, все ли важные для него условия путешествия отражены в договоре с турфирмой и самой путевке. Проверьте название отеля, количество человек в номере, вид питания, маршрут следования,  наличие экскурсий и т. д. Кроме того, есть ряд существенных условий в договоре, о которых речь пойдет ниже.

 

Что должно быть в договоре?

Договор должен содержать ряд существенных условий, как того требует закон. А к существенным условиям относятся:

  1. Информация о туроператоре: полное и сокращенное наименование, адрес (место нахождения), почтовый адрес, реестровый номер.
  2. Данные о финансовом обеспечении: размер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, данные об организации, предоставившей финансовое обеспечение.
  3. Сведения о туристе (паспортные данные) и его полномочиях.
  4. Общая цена туристского продукта в рублях.
  5. Информация о программе пребывания и маршруте путешествия.
  6. Права, обязанности и ответственность сторон.
  7. Условия изменения и расторжения договора.
  8. Сведения о порядке предъявления претензий к туроператору в случае нарушения условий договора.
  9. Сведения о порядке и сроках предъявления требований о выплате страхового возмещения либо требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

 

Только после того, как между туристом и турфирмой достигнуто согласие по всем вышеупомянутым пунктам, договор будет считаться заключенным. Однако каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств относятся:

- ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;

- изменение сроков путешествия;

- непредвиденный рост транспортных тарифов;

- невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь, отказ выдачи визы и др.).

 

Все зафиксировать!

Если на отдыхе качество оказанных туроператором услуг вас не устроило, собирайте доказательства того, что условия договора нарушены. Так, например, если при покупке путевки вам обещали одноместный номер, а при размещении в отеле подселяют к другому отдыхающему, зафиксируйте это обстоятельство. Ну, например, на видеокамеру, можно получить письменную справку в администрации отеля. В любом случае, при необходимости можно будет ссылаться на свидетельские показания, поэтому возьмите контактные телефоны у других отдыхающих.

То же касается и обещанного вида на море – сфотографируйте ваш номер, отель, объект, заменяющий море. Возьмите справку о том,  в какой именно комнате вас разместили.

Помните: претензию турфирме надо предъявлять в письменной форме в течение 20-ти дней с момента возвращения из поездки. Претензия подлежит рассмотрению в течение 10 дней со дня ее получения. Если решить вопрос не удалось, необходимо обращаться с иском в суд. В соответствии с законом, помимо возмещения убытков, турист вправе требовать компенсации морального вреда и уплату неустойки.

 

Что такое финансовые гарантии?

Другим обязательным требованием закона к туроператору является предоставление финансового обеспечения, суть которого состоит в следующем: туроператор обязан заключить договор страхования своей ответственности или предоставить банковскую гарантию на случай причинения убытков туристам из-за неисполнения своих обязательств по договору. Например, в случае с Вадимом Николаевичем, который весь отдых любовался стройкой, он может по приезду домой обратиться к организации, предоставившей финансовые гарантии, а не к турфирме. К турфирме он может предъявить требование о компенсации морального вреда. 


 

Туроператор, занимающийся внутренним или въездным туризмом, должен иметь в «кошельке» не менее 500 тысяч рублей.

Туроператор, занимающийся выездным туризмом, должен обладать не менее 30 миллионами рублей.


 

Что такое экстренная помощь?

По закону нашей страны каждый туроператор должен быть членом Общероссийского объединения туроператоров и обязан ежегодно вносить в компенсационный фонд не менее 100 тысяч рублей. Эти деньги предусмотрены для оказания экстренной помощи тем туристам, которые оказались за рубежом в форс-мажорных обстоятельствах. И экстренная помощь оказывается в виде эвакуации из страны пребывания: оплата услуг по перевозке и размещению. 

 

Кадры решают все!

Известно, что туристская деятельность является одной из приоритетных отраслей экономики любой мало-мальски привлекательной страны. При этом особое внимание уделяется управлению, маркетингу, менеджменту, бухгалтерскому учету, налогообложению в сфере туризма. Однако, правовая подготовленность сотрудников турфирм играет немаловажную, а порой и решающую роль в продаже туристского продукта. Ведь в жизни полно примеров, когда именно из-за правовой неграмотности последних совершаются различные ошибки, которых можно было бы избежать. Не в этом ли одна из причин преобладания выездного туризма, над въездным в том числе? 

Если раньше в составе лицензионных требований были предусмотрены определенные требования к штату сотрудников, наличие специального образования, стаж работы в области туризма, то на сегодня таких требований нет. В результате незнание закона сотрудниками турфирм приводит к прямому нарушению закона. Например, при болезни туриста турфирма отказывается возвратить уплаченную сумму в полном объеме, даже устанавливает штрафные санкции.

Возьмем нашу республику. По данным Министерства предпринимательства и развития туризма РС (Я), на сегодня в республике действуют десять туроператоров (реестр турагентов министерством не ведется), из которых девять занимаются внутренним туризмом, еще девять туроператоров — международным въездным и лишь четыре - международным выездным туризмом. Это определенный штат сотрудников. Некоторые из них работают в сфере туризма еще с советских времен, имея в своем багаже огромный практический опыт и специальное образование, а некоторые только в последние годы получили соответствующую подготовку в стенах некоторых наших вузов.  Одни профессионально рассказывают гостям древнюю историю, культуру и быт народов нашей республики, кто-то специализируется на активном отдыхе, а с этого года на юридическом факультете СВФУ начнется подготовка магистров в сфере туристского права. 

Новости

Популярное

Евгений Григорьев поздравляет с Днём матери в Российской Федерации
Город | 1 день назад
Евгений Григорьев поздравляет с Днём матери в Российской Федерации
Благодаря высокому уровню рождаемости Якутск – самый быстрорастущий город на Дальнем Востоке.
Отключения света 25 ноября в Якутске
Город | 20 часов назад
Отключения света 25 ноября в Якутске
В графике указано плановое время выполнения ремонтных работ.
В Якутии открылась переправа Хатассы – Павловск
Город | 15 часов назад
В Якутии открылась переправа Хатассы – Павловск
Проезд по ледовой переправе открыт для транспортных средств до 3 тонн.
Хранители традиционной культуры стали стипендиатами Главы Якутии
Город | 15 часов назад
Хранители традиционной культуры стали стипендиатами Главы Якутии
Состоялась торжественная церемония вручения сертификатов о назначении стипендий Главы Якутии 25 олонхосутам, запевалам осуохая, кузнецам и народным мастерам.