Учеба на «удаленке»
В школах и детских садах продолжаются профилактические меры, направленные на борьбу с распространением коронавирусной инфекции и сезонного подъема ОРВИ. Радует, что, по последним данным управления образования, заболеваемость гриппом и ОРВИ среди детей постепенно идет на спад. Тем не менее, в целях защиты здоровья детей отдельные классы переходят на дистанционное обучение. Как с этим справляться родителям? Как научить ребенка самостоятельному поиску информации и как обезопасить его на просторах Всемирной паутины?
С 15 октября по 15 ноября в Якутске начинается месячник психологического здоровья, в рамках которого с детьми из Детского (подросткового) центра и с учениками городских школ проводятся различные мероприятия. Помимо прочего, психологи центра ведут несколько проектов социальной направленности. Консультативный пункт «Инсайт» работает с детьми в ТЖС (трудной жизненной ситуации), проводит психологические консультации для детей и их родителей, старается определить в кружки. Особое внимание уделяется работе детям, посещающим ДПЦ, детям с особыми образовательными потребностями (дети-инвалиды) и особенностями возрастного развития, детям, состоящим на учете в ПДН, КДН; проводится профориентация и др.
Антонина ЧЕКУРОВА, педагог-психолог МБОУ ДО «Д(п)Ц» ГО «Город Якутск»:
— 2020 год для многих стал переломным, в частности, из-за новой коронавирусной инфекции. Пандемия внесла в наши жизни свои коррективы. Еще год назад многие и представить себе не могли, что могут позволить себе работать из дома. Человечество вынуждено было за кратчайшие сроки изменить свой привычный уклад жизни. Система образования тоже не смогла этого избежать. Весной этого года все школьники и студенты в срочном порядке были переведены на дистанционное обучение. Для многих это стало огромной проблемой. К сожалению, никто из нас не был к этому готов. Не все семьи могут позволить себе ноутбуки или компьютеры на каждого члена семьи. Не все семьи, которые могут позволить себе эти ноутбуки и компьютеры, видели в этом необходимость. Не все учителя или педагоги считали нужным заводить свой собственный девайс. Тем не менее, вирус ни у кого не спрашивал разрешения и предупредить заранее о своем приходе никого не соизволил. Детям, родителям и учителям пришлось подстраиваться под новую реальность без права на репетицию.
Конец учебного года большинство из нас встретили с превеликим облегчением, хотя остаток последней четверти успел потрепать нервы многим родителям. К сожалению, результаты выпускных экзаменов, мягко говоря, оказались не такими красочными, как мы ожидали. Дети не были готовы к тому, чтобы готовиться к экзаменам самостоятельно. Самообразование — одна из тех ветвей системы образования, которая оказалась самой уязвимой и шаткой. Пандемия помогла взглянуть на это с другого угла. Если раньше, чтобы ребенок успешно сдал выпускные экзамены, родители нанимали репетитора, то сейчас многие мамы и папы понимают, что этот инструмент не всегда может работать. Грамотное использование интернета заметно облегчает нашу с вами жизнь. Сидя дома на самоизоляции, мы легко можем вызвать врача через приложение, заказать бесконтактную доставку продуктов или воды. Интернет помогает нам учиться и развиваться с разных концов мира, даже в период пандемии.
С переходом на дистанционное обучение дети и подростки стали проводить много времени за компьютерами, ноутбуками, планшетами и телефонами. Вот несколько рекомендаций родителям и детям в период дистанционного обучения:
- Соблюдайте привычный режим дня. Просыпайтесь и ложитесь спать в одно и то же время. Несмотря на соблазн поспать лишний часик перед уроками/работой, помните, что режим — это основа продуктивного рабочего дня. Нарушая режим на «удаленке» или дистанционном обучение, вы рискуете разрушить всю систему и потерять рабочий ритм.
- Не забывайте о своем внешнем виде. Желательно, чтобы на уроках дети были как минимум опрятно одеты, для начальных классов все-таки желательно оставить школьную форму и дома. Школьная форма помогает настроиться на учебный процесс и дисциплинирует.
- Соблюдайте рекомендации СанПиНа по продолжительности онлайн-уроков.
- Не забывайте про внешкольное развитие, а именно дополнительное образование. Система работает в штатном режиме, но в удаленном формате. Найдите и запишите ребенка на любой понравившийся кружок, на рынке дополнительного образования их великое множество. От танцевальной студии до студии юного инженера или кружка шахмат.
Дополнительные занятия не только всесторонне развивают ребенка, но и помогают им найти друзей по интересам, формируют у них правильные установки, являются отличной профилактикой аддиктивного и девиантного поведения. - Помогите ребенку расширить границы использования интернета, учите работать с первоисточниками.
- Уделяйте как можно больше времени самообразованию.
- Просмотрите дополнительные курсы по языку, найдите ютуб-канал с задачами по математике, если зрительное восприятие у вас развито больше, то обратите внимание на специальную литературу, которая находится сейчас в свободном доступе.
- Создайте минимальные условия для учебы и работы. Устройте рабочий уголок, по возможности выделите для этого комнату. Комната должны быть хорошо освещена и проветриваема.
- Не забывайте про физическую активность. Даже если у вас небольшое помещение. Элементарная зарядка по утрам, йога.
- Больше времени уделяйте живому общению с родными. Вечером за ужином поделитесь новостями с детьми, а дети в свою очередь могут рассказать, как прошел их день.
Всё, что попадает в интернет, остается в интернете, или Профилактика кибербуллинга
Чтобы избежать аддиктивного поведение и кибербуллинга, мы должны усвоить с вами несколько правил по кибербезопасности.
Антонина ЧЕКУРОВА:
— Помимо функции «родительский контроль», каждый родитель/опекун/педагог/любой другой взрослый должен донести до детей следующие правила:
1. Ни при каких обстоятельствах не разглашайте в интернете свой личный номер телефона, домашний адрес или реквизиты своей банковской карточки, чтобы злоумышленники не смогли воспользоваться данной информацией против вас.
2. Помните и объясните детям: все, что попадает в интернет, навсегда остается в интернете.
3. Учитесь фильтровать информацию, которую получаете из интернета, не стоит доверять первым попавшимся источникам. Всегда проверяйте всю информацию у официального первоисточника.
4. С детишками младших классов стоит выстроить доверительные отношения, чтобы в случае чего они могли без страха обратиться к родителям/учителям за помощью. Им нужно объяснить, что не следует сообщать незнакомым людям в сети свои личные данные, соглашаться на встречи и так далее. Также стоит подумать о том, чтобы подключить к гаджетам функцию «родительский контроль». Как я уже говорила выше, для профилактики аддиктивного поведения, не только для младшеклассников, нужно предложить детям здоровую альтернативу. Это могут быть кружки, секции, творческие студии, где они могут найти себе занятие, наставников и новых друзей по интересам.
Соблюдая все эти рекомендации и правила, можно найти немало плюсов в дистанционном обучении. Учитесь, развивайтесь и, самое главное, берегите себя и своих близких.