Учитель-дефектолог: «Многие родители не знают, как и с чего начать»
В ГБУ РС (Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» города Якутска вот уже пятый год применяется интересная методика – игровая терапия. Сотни семей, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, проходят таким образом социализацию.
О преимуществах метода корреспонденту «Эхо столицы» рассказала сотрудник центра, учитель-дефектолог Сусанна Иванова.
– В чем новизна такого метода, как игровая терапия?
– Новизна практики игровой терапии заключается в подборе комплекса игровых моделей, направленных на совместную с родителями социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Находясь на занятии, дети вместе с родителями обыгрывают предложенную модель, затем повторяют и развивают в домашних условиях и в социуме. Основные темы комплекса игровых моделей – «В поликлинике», «В боулинге», «На приеме у врача», «В магазине», «В столовой» и другие.
– Показал ли такой метод свою эффективность?
– За эти годы мы убедились, что игровая терапия в детском возрасте позволяет эффективно социализировать ребёнка в обществе. Комплекс модели игр рассчитан на 21 день в период реабилитации и абилитации и состоит из двух блоков с постепенным усложнением материала, которые подразделены на три уровня развития детей. Нашей задачей является перевод ребёнка на более высокий уровень, исходя из освоения им материала.
Например, во время игры «В поликлинике» наша цель – формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое,
внимательное отношение к заболевшему вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам. Так каждая сюжетно-ролевая игра имеет свои цели и задачи.
– Родители могут участвовать в игровой терапии вместо со своими детьми?
– Так как реабилитацию у нас дети проходят вместе с родителями во многих случаях мы замечаем, что самим родителям необходима наша помощь и поддержка. Многие родители не знают, как и с чего начать. В игровом кабинете мы предлагаем родителям освоить некоторые простые игровые техники. Когда взрослые играют с детьми, они сами как будто попадают в своё детство, становятся более непосредственными в общении, начинают лучше понимать своих детей. После каждого занятия проводим индивидуальные и групповые консультации для родителей по вопросам психологического развития ребенка, чем бы они могли самостоятельно заниматься, даём рекомендации.
Мы отметили, что совместные игры помогают снять напряжение, позволяют открыто выражать свои эмоции, снимают мышечные зажимы. Таким образом, игровая терапия является основным инструментом подготовки к какому-либо роду деятельности, помогает учиться и быть приспособленным к жизни в обществе, так как через игру дети с ограниченными возможностями здоровья знакомятся с правилами и культурой поведения, инфраструктурой поселения, передвижения и ориентирования.