Умерла, не зная, что ее квартира продана
Здравствуйте, я - ваша «тетя»!
Вера Петровна Пантелеева 1928 года рождения взамен сносимого дома в 1977 году получила 1-комнатную квартиру в КПД на улице Каландаришвили. И прожила в ней до 23 февраля 2016 года, пока не отправилась в мир иной. Не имея собственных детей, будучи в здравом уме и твердой памяти, 25 октября 2011 года она составила завещание, согласно которому единственным наследником ее недвижимости и другого имущества становится ее племянник Валерий К.
После смерти тети, зная о существовании завещания, в апреле 2016 года Валерий направляется к нотариусу, оттуда — в Росреестр, чтобы оформить квартиру на свое имя. Каково же было его удивление, когда на его просьбу Росреестр выдал ему выписку, согласно которой квартира тети перепродана не единожды, и собственником тетиной квартиры является некая Попова Татьяна Борисовна!
Вожделенная квартира
Более того, согласно выписке, квартира «передавалась» из рук в руки аккурат в то время, когда пожилая женщина состояла на учете в Якутском психоневрологическом диспансере с диагнозом «органическое бредовое расстройство сосудистого генеза», а в последние годы жизни диагноз вовсе был изменен на слабоумие с галлюцинациями. Веру Петровну поставили на учет с 5 июня 2012 года, а квартиру она продала (по выписке) 10 июля 2013 года некой Котовской Татьяне Борисовне. 21 августа 2013 года Котовская продает квартиру некому Рудь Александру Андреевичу. 31 октября того же 2013 года Рудь продает квартиру Поповой Татьяне Борисовне. При этом заметьте, что Котовская и Попова Татьяны Борисовны — одно и то же лицо! Конечно, мы сегодня не можем утверждать, что Котовская-Попова меняла свою фамилию, дабы запутать следы своих махинаций. Однако факт остается фактом - одна и та же квартира дважды становится недвижимостью одного и того же человека в течение трех месяцев... Пусть и под разной фамилией, но все же одной женщины.
Доверилась...
Племянник Валерий К.:
- Моя тетя всю жизнь искала справедливости, а по истечении времени стала много жаловаться: то ее затопят, то соседи шумят, то еще что-нибудь... Постоянно жаловалась в полицию, в ЖЭУ, ну везде. Вот Котовская-Попова и подвернулась ей, представилась юристом, сказала, что будет помогать ей вести дела, писать и разбирать жалобы. Поверив, тетя доверилась ей полностью. Потом у Котовской-Поповой оказалась доверенность от имени тети, согласно которой Котовская-Попова уже могла представлять ее интересы в инстанциях. Но дело в том, что в этой доверенности нет ни слова о квартире, ни согласия на продажу, ни на обмен и другие действия с квартирой.
А ведь с 2011 года, когда тетя стала совсем старой, за квартиру платил я, за ней ухаживали вперемежку мы с женой и работники социальной службы. За коммунальные услуги на квартиру по сей день оплачиваю я. Ни до смерти тети, ни после ее смерти Котовская-Попова в ней не проживала, так же, как и Рудь. Естественно, я подал иск в суд.
Встать, суд идет!
Племянник Пантелеевой просил суд признать договор купли-продажи квартиры недействительным и последующих сделок с ней, указывая, что тетя на тот момент была уже психически больным человеком и не могла реально оценивать свои действия, не понимала их значение и не руководила ими.
Котовская-Попова, в свою очередь, утверждала, что на момент заключения договора купли-продажи Пантелеева была адекватной, мол, при оформлении доверенности была даже предупреждена нотариусом о последствиях оформления доверенности, таких как отчуждение квартиры. Кстати, судье она так и не смогла предоставить договор купли-продажи квартиры. На вопрос судьи: «А где же договор-купли продажи?» ответила, что, мол, потеряла... Также Котовская-Попова утверждала, что Вере Петровне по договору купли-продажи отдала 3 миллиона 300 тысяч рублей, что, мол, Вера Петровна собиралась куда-то уезжать. Однако на счетах бабушки никаких миллионов не оказалось, как и не оказалось у Котовской-Поповой и расписки о передаче и получении денег сторонами сделки. Вопрос судьи: «Как можно такие деньги отдавать без расписки?» остался без ответа...
В ходе судебной тяжбы была назначена судебно-психиатрическая экспертиза. Согласно заключению экспертной комиссии в составе трех врачей-психиатров высшей категории, у Пантелеевой в течение 2013 года, в том числе и на момент совершения сделки нарастали психические изменения. Так, у нее отмечалось снижение памяти и интеллекта, ослабление активного внимания, периодически переходящие в кратковременные нарушения сознания, она не могла узнать родных, появлялись бредовые идеи и другие нарушения в психике в силу ее старческого возраста. Естественно, женщина не могла отдавать отчета своим действиям.
Исследовав и оценив все собранные доказательства, суд признал договор купли-продажи квартиры недействительным с применением недействительности и последующих сделок с квартирой. Верховный суд республики поддержал решение суда первой инстанции, и решение Якутского городского суда вступило в силу 21 ноября 2016 года.
Будьте осторожны!
Племянник Веры Пантелеевой — Валерий — обратился к нам в газету с единственной целью — на своем печальном примере предупредить тех, у кого есть старики-пенсионеры, живущие отдельно от своих родных, которые являются собственниками какого-либо жилья, кто в силу своего возраста слишком доверчив к ласковым и сердобольным речам посторонних лиц. Даже постоянно ухаживая за своей тетей, общаясь с ней, он не заподозрил такой опасности. В итоге вынужден был ходить по судам, нанимая адвоката на свою пенсию. И нам понятно его намерение подать на Котовскую-Попову иск на возмещение морального вреда.
Ну а чтобы мы все реже писали подобные истории, пожилым людям, чтобы избежать подобного финала, нужно знать:
1. Заключение пожизненного договора содержания с иждивением. Практически всегда преступники предпочитают не связываться, ежели есть законно оформленный договор пожизненного содержания с иждивением. Связываться с молодыми, грамотными будущими хозяевами квартиры очень небезопасно.
2. На худой конец - деприватизация квартиры. В абсолютном большинстве случаев деприватизация может отбить охоту у преступников связываться с квартирой, принадлежащей государству. Не всегда, но чаще всего преступники предпочтут более легкие варианты своей преступной деятельности.
Как показывает анализ на рынке недвижимости по всей стране, обман стариков связан с:
- излишней доверчивостью стариков (40%);
- возрастными изменениями, повышенной внушаемостью (20%);
- правовой неграмотностью и повышенным самомнением (18%);
- одиночеством (7%);
- желанием сэкономить на услугах профессионального консультанта (3%).
Эксперты подсчитали, что под прицелом аферистов находится пять процентов пожилых людей.
Дополнительными негативными факторами, толкающими людей к проведению необдуманных сделок с недвижимостью, являются:
- наличие серьезных заболеваний;
- нахождение на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере;
- вредные привычки (алкоголизм, табакокурение);
- психические отклонения, связанные с возрастом;
- неспособность критично воспринимать происходящее.
Что обычно предлагают аферисты, чтобы склонить пожилых людей к продаже своих квартир:
- добротный дом в деревне или в ближайшем пригороде;
- серьезную сумму на старость;
- лечение от хронических заболеваний;
- свое общество - милых и заботливых людей