Универсальный солдат
Афанасию Наумову 34, у него открытое лицо, четкая рассудительная речь, быстрота движений и действий, он носит погоны старшего прапорщика милиции.
Афанасий Наумов – один из лучших участковых уполномоченных милиции II отдела милиции УВД по городу Якутску по Октябрьскому округу. В милиции он трудится 11 лет, участковым уполномоченным – семь. В канун Дня службы участковых уполномоченных милиции, который ежегодно отмечают 17 ноября, наш рассказ о нем.
Главная проблема участкового
… От здания УВД, расположенного по улице Дзержинского, мы идем пешком до II ГОМа. Улица Клары Цеткин, Жорницкого, Пирогова. Для кого-то это путь дальний. Ему не привыкать. Одна из особенностей работы любого участкового – пешком накручивать километры и километры городских улиц, переулков и темных проулков.
Рабочий день начинается обычно с совещания у начальника участковых в отделе: намечаются планы работы на день, выявляются срочные дела, берется на вооружение произошедшее за ночь. Далее участковый работает с документацией, с другими подразделениями милиции, организациями, а после идет на участок.
Участок Наумова – 23 квартал. 35 тысяч населения Октябрьского округа обслуживают 10 участковых. Афанасий Афанасьевич ответственен за 3100 человек.
– Не асоциальные люди и семьи – проблема моего участка, – рассказывает он, – а расселение из домов застройщиком. На территории участкового Наумова строит элитные дома московская фирма «Нова-С». С трудом, с нервами идет процесс переселения в другие квартиры. Жильцы первых трех домов, которые стояли на территории, отведенной этой строительной фирме на улице Петровского, кое-как обрели крыши над головами.
Афанасий Афанасьевич помнит только одну семью, которая смогла путем долгих мытарств въехать в новый ипотечный дом. Остальным жильцам «Нова-С» чаще всего предлагает старые «деревяшки» на окраинных городских кварталах города. Но есть несогласные с таким расселением.
По улице Лермонтова, 89 стоит дом, на месте которого строительная фирма возведет в недалеком будущем новостройку. Дом расселяется. Но остались в нем две семьи, которые не желают выезжать в предложенное аварийное здание по улице Можайского, 19.
– Жильцы нашего дома сбежали от страха в ужасные условия, – говорит 24-летняя Нилетта Мелигян. Она живет в квартире № 11 площадью 39 квадратных метров с двухлетней дочкой, матерью и двумя сестрами. Еще тут прописан отец. Всего на этих 39 метрах обитает шесть человек. Квартплату исправно платят, а отопление дали только в … октябре. Выжили за счет обогревателя, включенных газовой и электрической плит.
– А почему – от страха? – переспрашиваю.
– Приходили с «Нова-С» представитель Сергей Петрович Новгородов и некая Оксана, кажется, Афанасьевна, угрожали.
– Как угрожали?
– Грозились выселить с милицией или через суд.
– Так и говорили?
– Так и говорили… Всем так говорили, поэтому все и съехали. Между тем, расселять подобные дома застройщик обязан не угрозами, а выплатив жильцам сумму, на которую они смогут приобрести другое жилье. «Нова-С» вначале предлагала 850 тысяч на шесть человек. Прошлым летом эта сумма увеличилась до 950, чего, понятно, на новое жилье не хватает никак.
Олег «золотые руки»
В комнате общежития по улице Лермонтова, где обитает 43-летний Олег С., нас с участковым встречает застоялый запах крепкого табака, перегара и безысходности. Эта комната и ее хозяин хорошо знакомы Афанасию Афанасьевичу. На пороге нас встречает высокий мужчина хорошо подшофе, бормоча, что вчера был у него день рождения, а на диване обнаруживается сам хозяин квартиры. Он тоже не совсем свеж и видно, что обладатель прически «под ноль» бывал в серьезных житейских передрягах. Но, к счастью, не сидел. А вот пить пьет. Притом постоянно. Однако Наумов доволен. Следуют объяснения хозяина типа «все закрыто», «девкам хода нет» непонятны.
Афанасий Афанасьевич был здесь неделю назад, увидел вечный «праздник», скопище людей, и дал время на то, чтобы привести в порядок и комнату, и себя, никого не привечая. Хозяин послушался. «Комнату не узнать, в сравнении с тем, что было», – говорит участковый уполномоченный, оглядывая нехитрое убранство апартаментов. А после, когда опять же пешком идем на другой адрес, добавляет: – «Хороший Олег, нормальный, добрый. Если бы не пил, несколько автомастерских у него, наверное, было бы…
«Сломали» Олега реформы 90-х.Без работы остался. Ушла жена. Но долго еще был востребован. Руки у него золотые. Двигатель любой машины может отремонтировать с закрытыми глазами. А после удачного ремонта что? Выпивка. Итог – сейчас дворник, день прошел – и ладно. Приютил друга, тоже дворника. Вот и вся жизнь».
Нет плохих людей!
Так считает Афанасий Афанасьевич. Плохих нет. Есть слабые и несчастные, которым он обязан помочь. И помочь не угрозами, силой, штрафами, а добрым словом, пониманием ситуации, советом и своими делами. Это у него в крови – понимание другого человека. Этому же учил старший лейтенант Валерий Алексеевич Сухарев, в руки которого попал молоденький Наумов в 1998-м, придя на работу в милицию на должность помощника участкового.
Сухарев – опытный участковый – раскрыл суть профессиональной деятельности: В первую очередь не карать в первую очередь, а понимать людей, влезать в их шкуру, помогать в решении проблем. Участковый уполномоченный должен разбираться в людях, подходить к ним объективно. И если перед ним даже самый запущенный во всех отношениях человек, относиться уважительно. Тогда он не станет в пику делать недобрые дела.
Участковый уполномоченный – солдат универсальный. У него и профилактика преступлений, и розыск, и работа с другими подразделениями милиции, и работа с документами, требующая знания законов, и такая вот работа психологическая, тонкая игра на сознание и подсознание человека.
Как -то все сложится?
…В небольшой квартирке с новой, современной мебелью нас встречают мужчина и женщина. Не так давно тут был скандал. Пьяный муж накинулся на жену, она его толкнула, он разбил себе при падении голову, но все равно остался виноватым. Паспорт его забрала милиция, а дело передали в мировой суд.
Почему так жестко? Потому что супруг находится на условно-досрочном освобождении, и должен вести себя на свободе примерно, а не пить и скандалить. Тут на биржу труда надо идти, на работу устраиваться, а паспорта забрали. Афанасий Афанасьевич решился помочь ему в этом вопросе, но если у Вячеслава опять будут еще два подобных пьяных скандала, то решением суда его вернут обратно туда, откуда он пришел – в колонию строгого режима.
Отсидел Вячеслав за убийство семь лет. Возвращаться туда – кому охота? Поэтому он намерен жить нормально, работать. Специальностей у него хватает: и слесарь-сантехник он, и машинист твердого и жидкого топлива, и повар. Как-то все сложится?
Кто «поднял » 69 квартал
Афанасий Наумов вырос в Якутске и хотел стать адвокатом. После понял, что это не его. Адвокат – профессия несвободная. Он просто обязан защищать человека, к которому нет даже положительных эмоций – убийцу, педофила. Но юристом стал, окончил Челябинский юридический техникум.
Кино, театры проходят его пока стороной. Единственный выходной, если куда-либо по работе не вызовут, он посвящает детям. У него любящая жена Валя, новая ипотечная квартира, за которую платить еще 20 лет, два сына. Старший Костя радует его своими успехами. В свои девять лет он выбрал скрипку, ходит в музыкальную школу и уже выступает в школе со своими сольными номерами. Что еще надо человеку для счастья? Все у него есть.
В пункте участковых уполномоченных милиции Октябрьского округа в тиши кабинета что-то набивает в компьютер лейтенант милиции Роман Егорович Дягилев.
– Вот о ком писать надо, – говорит Афанасий Афанасьевич.
– В смысле?
– Вместе с участковым Василием Васильевичем Готовцевым они «подняли» 69 квартал. Это район между улицами Каландаришвили и Петровского. Там всегда в техэтажах обитали бомжи. Жили. Пили. Дрались. Обосновались прочно. Вместе с округом провели большую работу, вывели их оттуда, позакрывали все техэтажи. Жильцы довольны.
– А у тебя тоже они есть?
– У меня они мигрируют, не так основательно оседают, как у них, но тоже работаем.
– А вообще реально вернуть вот таких людей к нормальной жизни?
– Реально. Но необходимо пойти на нарушение прав человека – возродить лечебно-трудовые профилактории. Чтобы жесткое воспитание было. По-другому не получится.
Альбина Избекова,
пресс-служба МВД по РС (Я),
фото автора
Такие беседы с подопечными – каждый день
Участковые уполномоченные, старший прапорщик милиции Афанасий Наумов (справа) и лейтенант Роман Дягилев, друзья и коллеги
Дом по улице Лермонтова, 89, где живут никому не нужные люди