Уроки клонирования для школьников
Это стало возможным благодаря победе Хатасской школы в конкурсном отборе в рамках Национального проекта «Образование». На создание лаборатории, не хуже, чем в исследовательских институтах, из федерального бюджета выделено шесть миллионов рублей.
Диана ВАСИЛЬЕВА, руководитель научно-учебной лаборатории Хатасской школы:
— Всего у нас будет три направления: агротехнология, агробиотехнологии и робототехника. Будем заниматься микроклональным размножением растений, особенно уделим внимание картофелю. В направлении агробиотехнологии будем создавать чистейшую почву для растений, которую получим с помощью вермокультирования, научим работать с червями.
— Как же тут замешана робототехника?
— Она должна связать предыдущие два направления, чтобы мы могли получить автоматизированные новшества по типу умной теплицы. Для того чтобы создавать нечто подобное, дети должны уметь программировать. Наша задача — изучить 3D-моделирование, программирование и создать автоматизированных роботов для сельхозтехники.
— С какого класса планируете принимать детей?
— С 5-го по 11-й класс. Так как мы являемся агропрофилированной школой, с первого класса учим детей растениеводству, то есть к этому времени ученики будут готовы к изучению основ агротехнологий. Агроклуб будет работать в качестве кружка дополнительного образования.
Наши учителя и научные сотрудники прошли в этом году обучение в Москве, получили сертификаты на проведение микроклонального размножения растений. У нас будет четыре вида гидропонных установок. К примеру, для картофеля нужна аэропоника, а аквапонику будем использовать для размножения и получения рассады.
— Как происходит клонирование?
— В чистейших условиях под ламинаром (лабораторный прибор для работы с биологическими объектами в стерильных условиях). Будет «чистая» зона для экспериментов и «грязная» зона, где в подходящем микроклимате непосредственно будут жить растения. Новоклонированные семена будут возрастать в спецсреде на основе агар-агара, здесь растение не будет нуждаться в дополнительном уходе. От них будем получать микроклубни. В итоге мы должны прийти к тому, что у нас появятся суперэлитные сорта картофеля.
— Почему именно картофель?
— Та картошка, которую мы едим, к сожалению, практически вся, процентов 98%, зараженная. Если на картошке будет точечка или паутинка под кожурой, это зараженная, что, конечно, непосредственно влияет на наше здоровье. Сейчас в России стоит острая проблема отсутствия безвредных, безвирусных семян в связи с тем, что евро подорожало. У нас, к сожалению, биотехнологии не так развиты были после 90-х годов. Мы потеряли основу получения чистейших семян.
Сейчас все еще идет процесс закупки оборудования и укомплектования лаборатории, поэтому пока дети проходят практическую часть обучения в ЯГСХА. Проводить эксперименты в стенах родной школы дети смогут уже с декабря.
Фото автора