В гостях у "бриллиантовой" семьи
В преддверии Дня Победы мы посетили семью Аргуновых – ветерана тыла и труда Аграфену Ивановну и участника Великой Отечественной войны, кавалера Ордена Великой Отечественной войны II степени, ветерана труда Николая Николаевича.
Семья Аргуновых – одна из уважаемых в республике. Они не только все свои годы трудились в народном хозяйстве, но и вырастили десятерых детей. За этот материнский подвиг Аграфена Ивановна была награждена бриллиантовым Знаком республики «Высшая благодарность матери». В этом году супружеская пара отмечает 61-летний юбилей создания семьи. Сейчас у воистину «бриллиантовых» бабушки и дедушки растут 19 внуков и 20 правнуков.
- Мы сейчас даже на улицу не выходим, потому что болезни одолевают, - сетовали при встрече старики. Но, узнав, что их будут фотографировать для газеты, как люди, испытанные военным временем, без лишних расспросов быстренько надели выходные костюмы с медалями и орденами и подготовились отвечать на наши вопросы. Оказались они людьми очень добрыми и веселыми. Мы даже не подозревали, что обычная беседа может наполнить человека таким количеством положительной энергии.
Как мы узнали из рассказа Аргуновых, они оба родом из деревни Тыайа Кобяйского улуса. Выросли там же и после войны поженились. Николая Николаевича забрали на войну, когда ему едва исполнилось 17 лет.
«Нас было 38 новобранцев из Кобяйского района, - рассказывает Николай Николаевич. - Добирались до сборного пункта в Намцах полмесяца. Чаще шли пешком, иногда на лошадиных упряжках, реки переплывали на самодельных лодках. Когда добрались до Намцев, нас на пароходе направили на учебную базу в Чите. Оттуда тех, кто был младше по возрасту, отправили в Иркутскую область на уборку зерновых. Целый месяц мы косили рожь. Как оказалось, в это время наших других товарищей уже отправили на западный фронт. А нас по возвращении снова начали учить военной науке. Я выучился на снайпера. Позже из этой же учебной базы меня направили воевать против Японии. Пленных сопровождал. Обстреливали нас «япошки», но, слава Богу, не ранили. Очень дисциплинированные они были, не убегали. Ели только крупу, хлеб не любили.
Помню, как мы все время копали подземные блиндажи. Особенно помню случай, когда японские разведчики подсыпали пограничникам в еду какой-то яд. 26 человек отравились. Много их там померло. Нас тогда отправили искать по подземным лабиринтам мертвых пограничников. Пришлось даже переночевать там с трупами. Было жутко.
Всю войну до 1947 года прошел в одном полку, батальоне, роте, взводе и отделении. Вот такая мне выпала удача. Очень скучал по родной речи. Ведь земляков удавалось встретить не часто. Только в бане или еще где случайно. Уходя на войну, не знал русского языка, так и вернувшись, не знал. Мне направо велят повернуться, а я – налево (смеется). До сих пор такой.
Победу встретил на железнодорожной станции. Поехал с ребятами в полковую библиотеку «152 полк» получать книги. Библиотека располагалась в клубе. Мы ехали, и наш состав задвинули в тупик 76 разъезда. Что-то там по дороге случилось. Нам ничего не оставалось, как лечь тут же спать. И тут слышим крики, выстрелы. Выбегаем. Смотрим, там все обнимаются, целуются. Говорят, победа. У меня как у снайпера был револьвер с пятью патронами. Все выпустил в воздух. Потом на этой же станции мы без дела шатались еще пять суток. Никого на работе невозможно было застать. Все праздновали победу.
Домой добирался таким же макаром. На пароходе, пешком, самодельной лодке. Из 38 человек в Кобяй нас вернулось с войны только восемь. Два года назад умер последний мой товарищ. Я остался совсем один.
После войны работал в родном селе на руководящих должностях, депутатом сельского совета, председателем. Даже дома редко бывал. Жена сама управлялась. В то время наш наслег объединял три больших села. Все находились далеко друг от друга, приходилось ездить. А тут еще недалеко от нас зэков привезли золото, газ искать. В то же время водородную бомбу взорвали в 20-ти километрах от нашего села. Грохот стоял, что все стекла из окон повылетали. Вспоминать можно бесконечно. Интересная была жизнь, не жалуюсь», - дополняя свой рассказ веселыми шутками, рассказал дед.
Если он что забывал, бабушка, сидевшая все это время рядом, дополняла мужа. А старый воин все рассказывал и рассказывал, легко припоминая цифры, имена и названия мест, словно это было вчера.
Когда пришло время расставаться, Николай Николаевич, шутливо приплясывая со словами: «Только танцевать вот меня девчата не научили», проводил нас до двери. А Аграфена Ивановна от имени всей большой семьи поблагодарила депутата за внимание.
Здоровья вам, дорогие наши, старики, уважаемые ветераны! С наступающим праздником!