25.02.2021 | 10:03

В каких условиях будут строить мост

Институт мерзлотоведения им. Мельникова СО РАН в Якутске проводит научно-­исследовательские работы по заказу ЗАО «Институт Гипромостстрой — Санкт-­Петербург», компании по проектированию мостов и транспортных сооружений, проектировщика Ленского моста. 
В каких условиях  будут строить мост
Автор: EXO-YKT

Ученые и специалисты института проводят научное сопровождение инженерно-­геологических изысканий на месте, где будет построен мост через реку Лена. Другими словами, изучают, какие мерзлотные условия на месте строительства Ленского моста существуют, и какие могут возникнуть риски при его строительстве и эксплуатации, связанные с геокриологическими особенностями.


«ГДЕ ЕСТЬ МЕРЗЛОТА, А ГДЕ НЕТ»


О проведенной работе Института мерзлотоведения — института Сибирского отделения Российской Академии наук рассказала и.о. заведующего лабораторией подземных вод и геохимии криолитозоны, кандидат геолого-­минералогических наук Надежда ПАВЛОВА.


— Наша основная задача — изучение геокриологической обстановки, составление мерзлотно-­ландшафтной и геокриологической карты территории, где будет вестись строительство моста с сопутствующей инфраструктурой: подъездными путями, вахтовым поселком, временными дорогами и прочим.


— То есть, если простыми словами…


— В каких условиях будет вестись строительство: где есть мерзлота, а где ее нет. Длина мостового перехода составит 14 километров. Строительство его будет проводиться на разных участках, на каждом из них свои условия. Например, пойма — это постоянно затапливаемая территория, здесь часто встречаются талые грунты среди мерзлых. Низкая надпойменная терраса — это низменная территория, тоже ранее подверженная затоплению. Бестяхская терраса — песчаная, со своими грунтовыми и мерзлотными особенностями.

— Надежда Анатольевна, вы упомянули Бестяхскую террасу. Я правильно понимаю, что рассматривались и другие территории, где будет построен мост через Лену?


— Нет. Мостовой переход будет пересекать несколько геоморфологических уровней: пойму реки на левом берегу, русло, затем — пойменную часть с протоками на правом берегу, дальше — низкую надпойменную террасу и следующую за ней Бестяхскую террасу.


— Какие работы уже провели?


— Изучали разрезы скважин и измеряли температуру грунтов. Эти скважины были пробурены заказчиком работ, и часть из них оставили нам для ведения наблюдений. Температуру замеряли с марта по декабрь 2020 года, эти работы будут продолжаться и в 2021 году Летом выезжали непосредственно на место, на разных участках измеряли специальным щупом глубину протаивания пород, смотрели, проявляются ли ­какие-то процессы, которые необходимо учитывать при любом строительстве. Описывали, какая растительность произрастает на местности. По ней тоже можно определить, как глубоко протаивает или промерзает грунт, есть ли близко подземные воды.


Мы проводили геофизические исследования. Они были нужны для уточнения мерзлотных условий. Многие знают, что под руслом р. Лена сквозной талик, нет вечной мерзлоты. А на какую площадь простирается этот талик вглубь берега? Где границы у надмерзлотных таликов, которые встречаются на пойме реки? По данным геофизических работ это всё можно определить. Такие исследования проводились, в основном, на спорных участках, чтобы выяснить, какая там обстановка в грунтах.


«РАБОТЫ НАЧИНАЛИ ЕЩЕ ДО ДОГОВОРА. БЕЗ ДЕНЕГ…»


— В какое время вы вели или продолжаете вести работы и наблюдения?


— Свои работы и наблюдения наш институт начал с марта прошлого года, еще до заключения договора. Потому что мы понимали, что подобные работы необходимы, и если мы их не начнем, то будет упущено время, а режимную информацию невозможно восстановить и, тем более, получить заново.


— Самый сложный период был после закрытия ледовой переправы. Наблюдения за температурой грунтов надо ведь проводить постоянно. И мы заранее забросили на правобережье реки наших научных сотрудников, и они полтора месяца, до ледохода, вели свою работу.


Заказчик работ предоставлял нам материалы бурения, разрезы скважин. В работах приняли участие 27 сотрудников Института мерзлотоведения из 4 лабораторий.



«ОЧЕНЬ СЛОЖНАЯ ОБСТАНОВКА»


Ученые Института мерзлотоведения отмечают, что территория, где планируется строить мост, «очень сложная».


«Во-первых, здесь есть подрусловой талик. Под руслом реки Лена имеются подземные воды, которые движутся, конечно, со значительно меньшей скоростью, чем в самой реке. Во-вторых, на пойменной территории и на террасах на обоих берегах присутствуют надмерзлотные талики — талые непромерзающие породы, насыщенные водой. Далее, по температурам. На глубине 10 метров нами отмечены температуры от минус 0,2 градуса до минус 1,5 градусов. А где талики — отмечаются положительные температуры. Довольно, скажем так, «пестрая» обстановка. И при строительстве все это надо будет учесть».


Моделирование — какая будет гидрологическая ситуация во время весеннего паводка и изменятся ли ледовые условия во время ледохода на реке Лене при строительстве будущего моста, выполняют лаборатории МГУ им. Ломоносова и Санкт-­Петербургский государственный гидрологический Институт.

Как отметили в Институте мерзлотоведения СО РАН в Якутске, «не только на моделях, но и в натурных условиях нужно обязательно следить, как поведут себя грунты и при строительстве, и при эксплуатации моста в тех или иных ситуациях. Так, мы предложили наиболее интересные, на наш взгляд, участки, где надо проводить систематические наблюдения за температурой грунтов и подземными водами. Наша следующая задача — просчитать, насколько изменятся геокриологические условия при строительстве и эксплуатации моста. Все это требуется для того, чтобы он надежно и долго эксплуатировался. Варианты взаимодействия моста и временных сооружений с грунтами сейчас просчитываются».


«ОЦЕНКА РИСКОВ — ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП»


К настоящему времени закончен второй этап работ по договору с заказчиком. Изучены геокриологические условия территории, гидрогеологическая обстановка, составлены необходимые карты. При подготовке отчета максимально использовались и фондовые материалы. Напомним, что работы по изучению грунтов в районе прохождения железной дороги и возможного мостового перехода через Лену проводились еще в 70‑е и в 80‑е годы прошлого столетия. Впереди у ученых — третий окончательный этап, на котором будут проведены теплотехнические расчеты и выведены результаты — оценка геокриологических рисков.

Новости

Популярное

Ремонт проспекта Ленина начнется в июле
Инфраструктура | 1 день назад
Ремонт проспекта Ленина начнется в июле
Об этом глава Якутска Евгений Григорьев сообщил на пресс-конференции в Минтрансе республики, посвященной дорожным работам в этом году.
Временное изменение автобусных маршрутов
Инфраструктура | 1 день назад
Временное изменение автобусных маршрутов
Мэрия Якутска сообщает, что с 22 апреля текущего года автобусы № 15, 25, 41 будут осуществлять движение по Вилюйскому тракту — улица Чайковского.
Общественная премия «Неравнодушный гражданин»
Новости | 1 день назад
Общественная премия «Неравнодушный гражданин»
При поддержке Фонда президентских грантов и представительства Агентства стратегических инициатив в ДФО в Якутии впервые проходит Общественная премия «Неравнодушный гражданин».
В Якутске появится кластер «Квартал труда»
Новости | 1 день назад
В Якутске появится кластер «Квартал труда»
После реконструкции в бывшем здании ФАПК «Якутия» на ул. Труда разместится креативный кластер «Квартал труда», решили столичные власти.