02.09.2014 | 16:30
Ваш малыш растет: особенности развития
Мы вновь приехали в гости в Центр психолого-педагогической реабилитации коррекции для детей и подростков, чтобы встретиться с председателем городской психолого-медико-педагогической комиссии Оконешниковой Лидией Петровной.
Автор: EXO-YKT
При Центре ведет прием детей с 3-18 лет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) для определения формы обучения (по какой программе может обучаться ребенок), уровня речевого и общего развития. В составе комиссии работают врач-психиатр, врач-невролог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог. Специалисты ПМПК кроме диагностической работы оказывают консультативную помощь родителям по предупреждению и коррекции недостатков развития детей с проблемами. Все специалисты высококвалифицированные, с высшей категорией, с практическим опытом работы с детьми с проблемами в развитии и трудностями в обучении и воспитании.
Лидия Петровна рассказала нам подробно о работе комиссии.
- Всех обеспокоенных родителей хотелось бы предупредить, что комиссия не ставит сразу всем детям «устрашающие» диагнозы. Сначала каждый специалист проводит собеседование с родителями, затем индивидуально обследует детей, по результатам обследования объяснит им причину проблем, возникших при развитии ребёнка. Проконсультирует родителей по вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, даст рекомендации, у каких специалистов наблюдаться или получить соответствующее лечение и.т. п.
- Когда родителям нужно приходить к этим специалистам?
- К сожалению, иногда родители поздно обращаются к узким специалистам, таким как детский невролог, детский психиатр, логопед, психолог. Есть такое понятие «ранняя диагностика и коррекция»: чем раньше выявляется нарушение в развитии ребенка, выясняется причина возникновения проблем, тем успешнее и эффективнее проходит коррекция (исправление) нарушений.
- Давайте более подробно остановимся на раннем развитии детей дошкольного возраста и на признаках отставания в психоречевом развитии. Каждый период жизни ребенка имеет свою закономерность. В норме к 1 году ребенок должен говорить до 10 и более слов, к двум годам должна появиться фразовая речь, т. е. умение говорить предложениями из 2-3 слов. К 3-4 годам ребенок должен правильно произносить все звуки речи, кроме «р», к 5-6 годам и звук «р», на слух различать близкие по звучанию звуки, владеть развернутой фразовой речью, пересказывать сказки, рассказы.
На реакцию ребёнка на шум, звуки речи, голосовую интонацию, гуление, появилась ли лепетная речь. Если ребенок к концу 4 месяца не реагирует на шум, не улыбается, не поворачивает головку на голоса, не гулит, не лопочет, вам потребуется, в первую очередь, консультация врача-сурдолога.
К концу 5 месяца не пытается, находясь на руках матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет.
К 7 месяцам не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
К концу 9 месяца у ребенка нет лепета, к 1 году ребенок не может произнести ни одного слова, к 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
К 2 годам не показывает части тела, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», к 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
К 3 годам не запоминает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказывать, к 4 годам не знает и не различает основные цвета, не может рассказать ни единого стихотворения.
Это все признаки нарушения не только речевого развития, но и общего психического развития. В этом случае, в первую очередь, нужно обратиться за консультацией к детскому неврологу, детскому психиатру по месту жительства, а также Вы можете прийти к специалистам нашей комиссии: врачу-психоневрологу, учителю-логопеду, учителю-дефектологу, педагогу-психологу.
С октября месяца в нашем Центре открылся логопедический пункт, где в течение учебного года детям с 3-8 лет, преимущественно не посещающим детские учреждения, оказывается логопедическая помощь.
Что НАДО делать родителям
Лидия Петровна рассказала нам подробно о работе комиссии.
- Всех обеспокоенных родителей хотелось бы предупредить, что комиссия не ставит сразу всем детям «устрашающие» диагнозы. Сначала каждый специалист проводит собеседование с родителями, затем индивидуально обследует детей, по результатам обследования объяснит им причину проблем, возникших при развитии ребёнка. Проконсультирует родителей по вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, даст рекомендации, у каких специалистов наблюдаться или получить соответствующее лечение и.т. п.
- Когда родителям нужно приходить к этим специалистам?
- К сожалению, иногда родители поздно обращаются к узким специалистам, таким как детский невролог, детский психиатр, логопед, психолог. Есть такое понятие «ранняя диагностика и коррекция»: чем раньше выявляется нарушение в развитии ребенка, выясняется причина возникновения проблем, тем успешнее и эффективнее проходит коррекция (исправление) нарушений.
- Давайте более подробно остановимся на раннем развитии детей дошкольного возраста и на признаках отставания в психоречевом развитии. Каждый период жизни ребенка имеет свою закономерность. В норме к 1 году ребенок должен говорить до 10 и более слов, к двум годам должна появиться фразовая речь, т. е. умение говорить предложениями из 2-3 слов. К 3-4 годам ребенок должен правильно произносить все звуки речи, кроме «р», к 5-6 годам и звук «р», на слух различать близкие по звучанию звуки, владеть развернутой фразовой речью, пересказывать сказки, рассказы.
На что следует обратить внимание родителям детей с 0-1 года?
На реакцию ребёнка на шум, звуки речи, голосовую интонацию, гуление, появилась ли лепетная речь. Если ребенок к концу 4 месяца не реагирует на шум, не улыбается, не поворачивает головку на голоса, не гулит, не лопочет, вам потребуется, в первую очередь, консультация врача-сурдолога.
К концу 5 месяца не пытается, находясь на руках матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет.
К 7 месяцам не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
К концу 9 месяца у ребенка нет лепета, к 1 году ребенок не может произнести ни одного слова, к 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
К 2 годам не показывает части тела, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», к 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
К 3 годам не запоминает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказывать, к 4 годам не знает и не различает основные цвета, не может рассказать ни единого стихотворения.
Это все признаки нарушения не только речевого развития, но и общего психического развития. В этом случае, в первую очередь, нужно обратиться за консультацией к детскому неврологу, детскому психиатру по месту жительства, а также Вы можете прийти к специалистам нашей комиссии: врачу-психоневрологу, учителю-логопеду, учителю-дефектологу, педагогу-психологу.
С октября месяца в нашем Центре открылся логопедический пункт, где в течение учебного года детям с 3-8 лет, преимущественно не посещающим детские учреждения, оказывается логопедическая помощь.
Что НАДО делать родителям
- Радуйтесь вашему ребёнку
- Разговаривайте с вашим малышом заботливым, успокаивающим, одобряющим тоном
- Когда ребёнок с вами разговаривает, слушайте его внимательно
- Установите чёткие и жёсткие требования к ребёнку
- В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов
- Ваши объяснения должны быть простыми и понятными
- Будьте терпеливы
- Говорите медленно
- Спрашивайте «что?» и «почему?»
- Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы
- Если ребёнок ещё не умеет читать или плохо читает, каждый день читайте ему
- Не скупитесь на похвалу или поцелуи
- Поощряйте любопытство и воображение малыша
- Заботьтесь, чтобы у ребёнка были новые впечатления, которыми он мог бы поделиться
- Старайтесь, чтобы малыш вместе с вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, пусть он помогает вам в домашних делах
- Приобретите пластинки, кассеты с записями любимых песенок, сказок, стихов: пусть он их слущает несколько раз и пытается пересказывать
- Помогите малышу выучить его имя, фамилию, адрес, домашний телефон, дату рождения, сведения о родителях, дедушке и бабушке
- Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится ребёнку
- Будьте примером для малыша: пусть он видит, как вы с удовольствием читаете книги, журналы, газеты
- Не теряйте чувства юмора
- Играйте с ребёнком в разные игры
- Проблем отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и заняты общими делами
- Не перебивайте ребёнка, не говорите, что вы всё поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чём он говорит
- Не задавайте слишком много вопросов
- Не принуждайте делать ребёнка то, к чему он не готов
- Не заставляйте ребёнка делать что- нибудь, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-нибудь другим
- Не требуйте сразу слишком многого: пройдёт немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно наводить порядок
- Не следует постоянно направлять, поправлять ребёнка, то и дело повторяя: «Не так!», «Переделай!»
- Не надо критиковать ребёнка с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей
- Не надо устанавливать для ребёнка множество правил: он перестанет обращать на вас внимание
- Не перестарайтесь: доставляя ребёнку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.
- Не ожидайте от ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста понимания: всех логических связей, абстрактных расстуждений и объяснений
- Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребёнке: небольшого продвижения вперёд или, наоборот, некоторого регресса
- Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
Новости
15 часов назад
Более 80 мероприятий пройдет в рамках декады Олонхо в Якутии
20 часов назад
Якутянин притворялся сотрудником УФСБ и шантажировал женщин
20 часов назад
Автовокзал перенесут в пригородные территории Якутска
20 часов назад
Ледовые скульптуры украсили центральную площадь Якутска
21 час назад
Прогноз погоды на 26 ноября в Якутске
1 день назад
В Якутии открылась переправа Хатассы – Павловск
1 день назад
Отключения света 25 ноября в Якутске
Популярное
Город | 1 день назад
В Якутии открылась переправа Хатассы – Павловск
Проезд по ледовой переправе открыт для транспортных средств до 3 тонн.
Город | 1 день назад
Хранители традиционной культуры стали стипендиатами Главы Якутии
Состоялась торжественная церемония вручения сертификатов о назначении стипендий Главы Якутии 25 олонхосутам, запевалам осуохая, кузнецам и народным мастерам.
Город | 1 день назад
Фестиваль «Зима начинается с Якутии» стартовал с конкурса снежных и ледовых скульптур
После открытия на площади Орджоникидзе начался блиц-турнир по ледовым скульптурам.
Город | 1 день назад
Отключения света 25 ноября в Якутске
В графике указано плановое время выполнения ремонтных работ.