02.09.2014 | 16:30

Ваш малыш растет: особенности развития

Мы вновь приехали в гости в Центр психолого-педагогической реабилитации коррекции для детей и подростков, чтобы встретиться с председателем городской психолого-медико-педагогической комиссии Оконешниковой Лидией Петровной.
Автор: EXO-YKT
При Центре ведет прием детей с 3-18 лет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) для определения формы обучения (по какой программе может обучаться ребенок), уровня речевого и общего развития. В составе комиссии работают врач-психиатр, врач-невролог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог. Специалисты ПМПК кроме диагностической работы оказывают консультативную помощь родителям по предупреждению и коррекции недостатков развития детей с проблемами. Все специалисты высококвалифицированные, с высшей категорией, с практическим опытом работы с детьми с проблемами в развитии и трудностями в обучении и воспитании.

Лидия Петровна рассказала нам подробно о работе комиссии.

- Всех обеспокоенных родителей хотелось бы предупредить, что комиссия не ставит сразу всем детям «устрашающие» диагнозы. Сначала каждый специалист проводит собеседование с родителями, затем индивидуально обследует детей, по результатам обследования объяснит им причину проблем, возникших при развитии ребёнка. Проконсультирует родителей по вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, даст рекомендации, у каких специалистов наблюдаться или получить соответствующее лечение и.т. п.

- Когда родителям нужно приходить к этим специалистам?
- К сожалению, иногда родители поздно обращаются к узким специалистам, таким как детский невролог, детский психиатр, логопед, психолог. Есть такое понятие «ранняя диагностика и коррекция»: чем раньше выявляется нарушение в развитии ребенка, выясняется причина возникновения проблем, тем успешнее и эффективнее проходит коррекция (исправление) нарушений.

- Давайте более подробно остановимся на раннем развитии детей дошкольного возраста и на признаках отставания в психоречевом развитии. Каждый период жизни ребенка имеет свою закономерность. В норме к 1 году ребенок должен говорить до 10 и более слов, к двум годам должна появиться фразовая речь, т. е. умение говорить предложениями из 2-3 слов. К 3-4 годам ребенок должен правильно произносить все звуки речи, кроме «р», к 5-6 годам и звук «р», на слух различать близкие по звучанию звуки, владеть развернутой фразовой речью, пересказывать сказки, рассказы.

На что следует обратить внимание родителям детей с 0-1 года?


На реакцию ребёнка на шум, звуки речи, голосовую интонацию, гуление, появилась ли лепетная речь. Если ребенок к концу 4 месяца не реагирует на шум, не улыбается, не поворачивает головку на голоса, не гулит, не лопочет, вам потребуется, в первую очередь, консультация врача-сурдолога.

К концу 5 месяца не пытается, находясь на руках матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет.

К 7 месяцам не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.

К концу 9 месяца у ребенка нет лепета, к 1 году ребенок не может произнести ни одного слова, к 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.

К 2 годам не показывает части тела, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», к 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».

К 3 годам не запоминает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказывать, к 4 годам не знает и не различает основные цвета, не может рассказать ни единого стихотворения.

Это все признаки нарушения не только речевого развития, но и общего психического развития. В этом случае, в первую очередь, нужно обратиться за консультацией к детскому неврологу, детскому психиатру по месту жительства, а также Вы можете прийти к специалистам нашей комиссии: врачу-психоневрологу, учителю-логопеду, учителю-дефектологу, педагогу-психологу.

С октября месяца в нашем Центре открылся логопедический пункт, где в течение учебного года детям с 3-8 лет, преимущественно не посещающим детские учреждения, оказывается логопедическая помощь.

Что НАДО делать родителям
  • Радуйтесь вашему ребёнку
  • Разговаривайте с вашим малышом заботливым, успокаивающим, одобряющим тоном
  • Когда ребёнок с вами разговаривает, слушайте его внимательно
  • Установите чёткие и жёсткие требования к ребёнку
  • В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными
  • Будьте терпеливы
  • Говорите медленно
  • Спрашивайте «что?» и «почему?»
  • Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы
  • Если ребёнок ещё не умеет читать или плохо читает, каждый день читайте ему
  • Не скупитесь на похвалу или поцелуи
  • Поощряйте любопытство и воображение малыша
  • Заботьтесь, чтобы у ребёнка были новые впечатления, которыми он мог бы поделиться
  • Старайтесь, чтобы малыш вместе с вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, пусть он помогает вам в домашних делах
  • Приобретите пластинки, кассеты с записями любимых песенок, сказок, стихов: пусть он их слущает несколько раз и пытается пересказывать
  • Помогите малышу выучить его имя, фамилию, адрес, домашний телефон, дату рождения, сведения о родителях, дедушке и бабушке
  • Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится ребёнку
  • Будьте примером для малыша: пусть он видит, как вы с удовольствием читаете книги, журналы, газеты
  • Не теряйте чувства юмора
  • Играйте с ребёнком в разные игры
  • Проблем отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и заняты общими делами
Что НЕ НАДО делать родителям
  • Не перебивайте ребёнка, не говорите, что вы всё поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чём он говорит
  • Не задавайте слишком много вопросов
  • Не принуждайте делать ребёнка то, к чему он не готов
  • Не заставляйте ребёнка делать что- нибудь, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-нибудь другим
  • Не требуйте сразу слишком многого: пройдёт немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно наводить порядок
  • Не следует постоянно направлять, поправлять ребёнка, то и дело повторяя: «Не так!», «Переделай!»
  • Не надо критиковать ребёнка с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей
  • Не надо устанавливать для ребёнка множество правил: он перестанет обращать на вас внимание
  • Не перестарайтесь: доставляя ребёнку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.
  • Не ожидайте от ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста понимания: всех логических связей, абстрактных расстуждений и объяснений
  • Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребёнке: небольшого продвижения вперёд или, наоборот, некоторого регресса
  • Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
По всем интересующим родителей и педагогов вопросам можно обратиться в «Центр психолого-педагогической реабилитации коррекции для детей и подростков» (ПМПК), расположенному по адресу: ул. Рыдзинского, д.18/5, проезд автобусами № 2,41 до остановки рынок «Маньыаттаах» или по телефонам: 43-09-08, 43-09-07.

Новости

Популярное

В Якутии открылась переправа Хатассы – Павловск
Город | 1 день назад
В Якутии открылась переправа Хатассы – Павловск
Проезд по ледовой переправе открыт для транспортных средств до 3 тонн.
Хранители традиционной культуры стали стипендиатами Главы Якутии
Город | 1 день назад
Хранители традиционной культуры стали стипендиатами Главы Якутии
Состоялась торжественная церемония вручения сертификатов о назначении стипендий Главы Якутии 25 олонхосутам, запевалам осуохая, кузнецам и народным мастерам. 
Фестиваль «Зима начинается с Якутии» стартовал с конкурса снежных и ледовых скульптур
Город | 1 день назад
Фестиваль «Зима начинается с Якутии» стартовал с конкурса снежных и ледовых скульптур
После открытия на площади Орджоникидзе начался блиц-турнир по ледовым скульптурам.
Отключения света 25 ноября в Якутске
Город | 1 день назад
Отключения света 25 ноября в Якутске
В графике указано плановое время выполнения ремонтных работ.