Вчера и сегодня школы № 1
Первое сентября уже отзвенело первыми звонками, прошли первые восторги от встреч старых друзей и одноклассников, не видевшихся все лето, да и учителя стали уже строже спрашивать с учеников – первые дни, за которые ребята должны втянуться в учебный процесс, завершены. Началась учеба и в школе № 1.
Одна из старейших школ Якутска, основанная в 1921 году как 1-я Советская школа первой ступени, очень скоро, 5 ноября, отпразднует свой 90-летний юбилей. И уже почти четыре года она находится в самом центре города. Изменился адрес, а вместе с ним и сама школа, и ее дух, контингент учащихся и родителей, но главное осталось неизменным – сеять разумное, доброе и вечное.
Новое место – новая жизнь
Новое месторасположение школы, ее компактность, обучение учащихся на русском и якутском языках, оснащенность кабинетов современным оборудованием – за все это коллектив благодарен Министерству и городскому Управлению образования. Школа динамично развивается во всех направлениях. Потребности в образовании определили изменение статуса школы, а с открытием в 2009 году десятого профильного социально-экономического класса, школа стала средней общеобразовательной школой № 1 Якутска. Теперь в ней имеются спортивный и тренажерный зал, библиотека, буфет, мастерская, медицинский и процедурный кабинеты, компьютерный класс, оборудованные учебные кабинеты по различным предметам, пять кабинетов начальных классов, кабинеты психолога и социального педагога. Раньше, когда «первая» находилась на улице Чайковского, ее окружали заболоченные участки, помойки, разруха и неразбериха. Сегодня школа расположена в самом центре города, а это значит, что в непосредственной близости Школа искусств, Дворец детского творчества, Музей достижений школьников, Национальная библиотека, Национальный художественный музей, кинотеатр «Синема центр», Театр оперы и балета, Театр юного зрителя, поликлиника N№1 и главная площадь столицы – площадь Ленина. Потому окружающая школу среда позволяет наладить взаимодействие и сотрудничество с образовательными и культурными учреждениями различных типов и видов.
Вчера и сегодня
Заместитель по воспитательной работе Ирина Семенова вспоминает, что в старой школе было действительно трудно работать. И дело было не в старом, ветхом одноэтажном здании еще советской постройки. И даже не в том, что дети вокруг видели только серость и убогость. Главная проблема состояла в том, что в школе училось много детей из так называемых неблагополучных семей, детей сложных, трудных. И не только ученики, но и многие родители были неблагополучными. И даже если они не пили горькую, хорошо зарабатывали, одевали и кормили своего ребенка, все равно оставались в стороне от внутреннего мира своего ребенка, не интересовались его школьной и личной жизнью, самоустранялись, считая, что школа должна выполнять функцию и обучения, и воспитания. И школа старалась сделать все, чтобы воспитать из детей личность. Но многие ребята не стремились к школе, оставались равнодушными, отсиживали положенные часы, а то и прогуливали. Конечно, это не значит, что все были такими. Училось много и замечательных, любознательных ребят, со своим мнением, которыми школа гордится до сих пор. Один выпуск сменялся другим, но каждый оставлял свое видение мира, свои приоритеты, свой накал жизни. И пионерская организация, которая сохранилась еще с советских времен, со всей своей атрибутикой, формой, уставом и правилами, привлекала в свои ряды ребят.
Сейчас многое изменилось. Школа переехала в центр города, и пришли в нее совсем другие ученики. Пришли с желанием учиться, развиваться, получать знания, уже с малых лет зная, что без образования в этой жизни не добьёшься ничего. По словам Ирины Гавриловны, этот факт напрямую зависит от того, что практически все мамы и папы – с высшим образованием и очень ответственно относятся к образованию своих детей, выбору школы, внеклассных занятий и секций, кружков, которых в школе свыше сорока.
Среди них – современные танцы, самооборона, хор, различные спортивные секции, моделирование, занимательная математика и биология, совершенствование английского, уроки словесности, фитнес-аэробика и многое другое. Следует отметить, что добрую половину из них ведут именно родители. Многие называют первую школу малокомплектной, но Ирина Семенова считает, что это неправильно. Просто почти в каждой параллели всего по два класса, тогда как в других школах их число достигает десяти. В этом году порог школы перешагнули 570 учащихся. А это значит, что все они на виду и каждый может рассчитывать на индивидуальный подход, и обучение качественней, и атмосфера почти домашняя.
Пионер – всем пример!
Люди среднего поколения прекрасно помнят пионерскую организацию. Я, к примеру, была пионеркой, и у меня остались самые хорошие впечатления. Вся атрибутика - знамя, старенький потертый стяг с золотыми кистями, галстуки, пионерская форма, барабан и пионерский горн, без которых просто была немыслима ни одна линейка или сбор дружины, - все это бережно хранилось и передавалось из поколения в поколение. И ни одного ребенка в организацию не загоняют насильно, напротив - в дружине только отличники и ударники учебы, активисты и общественники. И дети, видя, что только лучшие из лучших могут стать пионерами, стремятся в их ряды. К тому же пионерская организация не относится ни к одной из партий, она совершенно не политизирована, главная цель этой организации – воспитать патриотов Родины, людей с активной жизненной позицией, неравнодушных и целеустремленных. Им рассказывают о пионерах-героях, ветеранах, проводятся пионерские сборы и походы - вот только большой пионерский костер разжигать не разрешают…
Конечно, пионерская организация - это не кружок по интересам. Есть у нее и конкретные воспитательные задачи, такие, как воспитание товарищества, доброжелательности и милосердия, уважения к людям и общечеловеческим ценностям. Нужно научить ребят сопереживанию за своих товарищей, ответственности перед коллективом за выполнение поручения. И работа пионерской организации - не просто объединить ребят в одно сообщество. Патриотическое, этическое, эстетическое, спортивное и оздоровительное воспитание, любовь к большой и малой родине, сохранение традиций пионерской организации, развитие общественной активности и самосознания. Разве это плохо? Если в нескольких словах, то пионеров школы N№1 можно охарактеризовать так: единство слова и дела, дружбы и товарищества, чести и совести, заботы и милосердия. Не зря ведь когда-то говорили: пионер - всем пример. Это можно сказать и сейчас.
В преддверии юбилея
У школы много достижений и планов на будущее. И она по праву гордится своими ребятами, которые стали неоднократными победителями в городских, окружных и республиканских предметных олимпиадах, на научно-практической конференции «Шаг в будущее», литературных, музыкальных и танцевальных конкурсах, городских интеллектуальных играх. Да и вообще талантливых ребят в школе более чем достаточно. У «первой» тесные контакты с депутатами, заключено соглашение с поликлиникой № 1. Теперь ребята проходят постоянное медицинское обследование, отдыхают в грязелечебнице «Хоту».
Скоро юбилей школы, поэтому и коллектив, и ребята находятся, как говорится, в некой творческой лихорадке. Хочется ведь, чтобы все было красиво, празднично, ведь юбилей – не просто радостное событие. Это прекрасная возможность вернуться в детство, в юность, поблагодарить своих любимых учителей за их труд и любовь, а учителям почувствовать гордость за своих учеников. Это всегда время добрых воспоминаний и не менее добрых надежд. В коллективе школы давно сложились теплые, доверительные отношения, и каждый работает на своем месте, принося максимальную пользу.
Каждая школа не мыслит себя без выпускников и гордится ими. Среди них есть и педагоги, и врачи, и экономисты, и инженеры, и военные, и юристы, и труженики сельского хозяйства. И хочется верить, что сегодняшние ученики школы № 1 найдут своё место в жизни. Наверняка каждого выпускника будут с трепетом ждать в стенах школы в день празднования юбилея. А пока проходит ряд мероприятий, приуроченных к этой дате. Проводится поисковая работа, идет подготовка печатной продукции, сценария, музыкальных поздравительных номеров, впереди – различные конкурсы, такие, как «Школа № 1 в 21 веке», создание видеороликов «Наша школьная страна» и виртуальных поздравительных открыток, конкурс рисунков, классные часы, посвященные юбилею, презентация юбилейного школьного сайта. И многое другое, интересное, захватывающее, все то, что объединит и педагогов, и учеников.
У Булата Окуджавы есть замечательные слова «Чувство меры и чувство ответственности не присущи унылой посредственности». Можно сказать, что места унылой посредственности в первой школе нет, а с чувством меры и ответственности все в порядке, значит, по плечу имеющиеся проблемы, а впереди – новые победы и свершения.