Виртуальные мечты Украины, или маразм крепчает
До этого еще никто не додумался. Во всяком случае, в мире подобного прецедента пока не было. Национальная комиссия Украины по регулированию связи и информации (НКРСИ) поставила перед подотчетными компаниями-операторами грандиозную задачу: вычислить российские транзитные терабайты информации, чтобы обложить их специальным тарифом. Инициатором идеи выступил председатель комиссии. В ответ представители компаний-операторов заявили, что учет транзитного трафика технически невозможен. Однако чиновник увидел в этом влияние российских компаний, которые хотят «на халяву» осуществлять передачу информации, в то время как на транзите IT-трафика якобы можно хорошо заработать. Мол, Украина выгодно находится между Европой и Азией, и этим преимуществом необходимо воспользоваться.
Вменяемые люди, входящие в интернет-ассоциацию Украины (ИАУ), уже неоднократно пытались объяснить регулятору как некорректность самой идеи и чрезмерную сложность ее реализации, так и то, что это скорее Россия является IT-транзитным государством. И неизвестно, кто еще выиграет, учитывая размеры соседа, если он введет аналогичные тарифы. В общем, «овчинка не стоит выделки», да и юридической базы для этого нет. Однако НКРСИ жестко настаивает на подсчете транзитного трафика в терабайтах на километр. Эти цифры обязательно должны фигурировать в квартальной отчетности, а в противном случае операторов грозят лишать лицензии. Притом что на Украине рынок оптового интернета вообще не лицензируется.
О том, что транзитный IT-трафик, как источник дохода, не представляет интереса, заявил крупнейший оператор «незалежной» «Укртелеком». Основную прибыль компании-монополисту приносят услуги иностранным клиентам за международные телефонные разговоры. Связано это как раз с тем, что многие зарубежные фирмы не рассматривают Украину в качестве ключевой страны для транзита. Им, прежде всего, интересна внутренняя многомиллионная аудитория. Другая влиятельная украинская компания «Евротранстелеком», построившая свои сети и сдающая их в аренду, напоминает, что именно за счет отсутствия лицензирования на местном рынке сформировалась конкуренция, а услуги по предоставлению интернета населению имеют практически нулевую рентабельность. Иными словами, исполнение требований НКРСИ может привести к росту тарифа для физических и юридических лиц, поскольку компании, скорее всего, переложат новый налог на плечи простых украинцев.
Однако эксперты видят и другую причину виртуальных мечтаний украинских чиновников – доминирование русских предпринимателей бизнесе страны-соседа. Россияне контролируют 60% процентов транзитного IT-трафика, тогда как «свои родные» — не более 40%. А это неправильно и нарушает суверенитет страны. Значит, ситуацию надо как-то изменить. И,
судя по всему, на украинском рынке оптового интернета начинается «охота на ведьм» с одной единственной целью — прибрать к рукам лакомые кусочки.
В частности, ряд аналитиков видят в инициативе НКРСИ прямой рейдерский интерес. У ряда игроков украинского рынка интернет-транзита есть прямая бизнес-заинтересованность в том, чтобы российских и пророссийских компаний на нем было меньше. И чтобы добиться этого, надо увязать свои стремления с государственной политикой — не поощрять бизнес России. Например, к турецкой компании TurkTelecom Int, монопольно осуществляющей IT-трафик с Ближнего Востока на юг Европы, никто из членов украинского комитета по регулирования связи не обращался с требованием предоставлять отчетность об объемах транзита.
С другой стороны, транзитный IT-трафик из России в Европу идет по многим направлениям, в том числе, минуя Украину. Мировая паутина построена так, что включиться в точку по обмену трафиком могут все без исключения интернет-провайдеры. Иными словами, попытаться обложить транзит IT-трафика тарифом, по аналогии с трубой «Газпрома», не получится технически. Но денег «из воздуха» очень хочется.