Жилье и бесплатное обучение - как решается проблема с острой нехваткой водителей автобусов в Якутске
В последнее время жалоб от горожан по поводу общественного транспорта становится все больше. Многие сетуют на частые сбои в приложении "умный транспорт", на длительные интервалы между рейсами и на плохое качество услуг перевозок. Многих возмущает, что маршруты не соблюдаются и автобусы приходиться ждать дольше обычного. Особенно это утомительно в жаркий зной под палящим солнцем. В начале недели на городской планерке руководитель МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Эдуард Садовников сообщил, что "сильная жара и нехватка водителей стали причиной неисполнения графика движения городских автобусов".
На городской транспорт жалуются горожане не редко. Тому есть различные причины. Однако в аномально жаркую погоду выбор автобуса как транспорта для передвижения делают не все. Одни все-таки предпочитают такси или пешие прогулки. В зимнее время, конечно, пассажиропоток максимально увеличивается. По словам Эдуарда Садовникова, количество автобусов зимой достигает до 330 ежедневно.
"По нашим данным в зимнее время городскими перевозчиками перевозится свыше 3-3.5 млн. человек в месяц", - отметил Садовников.
В летнее время количество автобусов сокращается до 270 в сутки, поскольку горожане предпочитают личный транспорт, услуги такси или езду на велосипеде. К слову про велосипедистов. Редакция "Эхо Столицы" публиковала материал о велосипедисте, которого 15 июня чуть не переехал автобусник на ул. Ярославского. Водитель - Гаджикурбан Таривердиев как выяснил пострадавший, приехал в Якутск из Ханты-Мансийского АО, зарегистрировал ИП, закупил автобусы и начал заниматься бизнесом по транспортировке горожан с 2015 года. После ДТП он принес свои извинения и оправдывался, что не надел очки, поэтому ничего не мог видеть в боковых зеркалах, а контактными линзами не умеет пользоваться. Правда, когда речь зашла о возмещении морального и материального ущерба пострадавшему, Таривердиев предпочел скрыться.
Буквально на днях горожан возмутила другая новость - вечером 26 июня в Якутске пассажир выпал из окна салона маршрутного автобуса вместе с боковым стеклом (ВИДЕО). В результате дорожно-транспортного происшествия пожилой пассажир 60-ти лет получил травмы, ему было назначено амбулаторное лечение, а Следственный отдел по г. Якутску начал проверку.
Так что же происходит с муниципальными перевозками и насколько безопасно ездить пассажирам?
- Эдуард Юрьевич, как прокомментируете произошедшие события?
- На сегодняшний день, с участием водителей автобусов произошло два резонансных случая, это ДТП с участием велосипедиста по ул. Ярославского и пассажира, который выпал через окно автобуса.
По имеющейся у нас информации по факту ДТП с велосипедистом в настоящее время идет процессуальная проверка в ОГИБДД, после результатов проверки нами будут приняты решения в отношении перевозчика, вплоть до расторжения действующего договора. На данный момент на период разбирательства водитель автобуса отстранён, при этом нами были направлены соответствующие запросы в НО «СоюзАвто» о предоставлении информации касательно принятого окончательного решения правоохранительных органов, а также результатах внутренней проверки.
По факту выпадения пассажира из маршрутного автобуса также по имеющейся информации в ОГИБДД МУ МВД России «Якутское», а также в СУ СК по РС (Я), ведутся процессуальные проверки, по результатам которых нами также будут приняты соответствующие решения. На период проверки водитель автобуса также был отстранён от права перевозки пассажиров на общественном транспорте.
Кроме того, в связи с указанными происшествиями в адрес НО «СоюзАвто» нами была направлена претензия с указанием усилить работу с водителями и предпринимателями по профилактике дорожно-транспортных происшествий и в целом безопасности дорожного движения.
Между тем, МКУ «Организатор пассажирских перевозок» ГО «город Якутск», также инициировало свое внеплановое проведение занятий по соблюдении ПДД с городскими перевозчиками. Такое занятие мы проводили весной текущего года с участием водительского состава муниципального предприятия «ЯПАК». Такие занятия мы проводим традиционно перед каждым сезоном, особенно перед гололедицей и в зимнее время, когда осложняется видимость движения на дорогах.
Сколько всего маршрутов в Якутске
По информации МКУ "Организатор пассажирских перевозок" на сегодняшний день в Якутске действуют 19 маршрутов. А также 9 пригородных маршрутов, осуществляющих свое движение в отдаленные части, в том числе в округ «Жатай». При этом, дополнительно работают 3 сезонных маршрута, которые занимаются перевозками в летний период в дачные кооперативы, расположенные на Вилюйском и Намцырском трактах.
Таким образом, всего на территории городского округа, организован 31 маршрут общественного транспорта.
Летом общественным транспортом пользуется 2 млн человек
- Как проходит работа в летний период?
- Количество выхода на линию транспортных средств в летнее время уменьшается вследствие того, что многие горожане и гости столицы передвигаются пешком или на личном транспорте. На сегодняшний день ежедневно на линию выходит до 270 городских и пригородных автобусов, согласно действующих графиков движения.
В зимний же период эта цифра значительно увеличивается и достигает до 330 автобусов ежедневно. По нашим данным в зимнее время городскими перевозчиками перевозится свыше 3-3.5 млн. человек в месяц. В летнее время, эта цифра достигает чуть более 2-2.2 млн человек. Так, например, за июнь 2023 года городскими перевозчиками перевезено 2 218 020 человек.
Но тут, необходимо понимать, что все данные по статистике приводятся по проведенным оплатам транспортных или банковских карт. Таким образом, поездки, совершенные за наличный расчет, не учитываются, поскольку отследить их в настоящее время практически невозможно. По информации перевозчиков в последнее время пассажиров оплачивающих проезд за наличный расчет стало гораздо меньше, всё-таки оплата поездок транспортными картами стала более доступной и выгодной для населения.
Автобус должен работать 7 дней в неделю круглый год
- Маршрутных автобусов хватает?
- В целом в данное время хватает, но надо понимать, что общественный транспорт — это очень ответственное дело с которым связано множество факторов, в том числе сама техника, которая всегда должна работать исправно, бывает ломается. Тогда неисправный транспорт вынужденно заменяется, поднимается резервный водитель маршрута, соответственно меняются графики и интервалы движения общественного транспорта со всеми вытекающими. Все это пагубно влияет на общественное мнение населения, и на сам процесс перевозки в целом.
Также надо иметь ввиду, что транспортное средство должно быть технически исправным и готово к длительной эксплуатации 7 дней в неделю из месяца в месяц, поэтому есть процент тех предпринимателей, что ставят в летний период свои автобусы на капитальное техническое обслуживание, готовя их для движения в суровые зимние месяца.
- Какие маршруты самые загруженные по статистике?
- В настоящее время самыми востребованными маршрутами, конечно же, являются те, что заезжают в центральную часть города, это 4, 14, 17 и 20. Показатели этих автобусов практически неизменны и стабильны. Есть маршруты с более низкими показателями, где пассажиропоток значительно ниже - это 1, 2, 8, 15 и 25.
Почему не хватает водителей?
- Горожане жалуются на большие интервалы между рейсами, что вы можете сказать по этому поводу?
- Конечно и в нашей работе возникают непредвиденные ситуации, досрочные сходы автобусов в связи с поломкой транспорта, неудовлетворительным состоянием здоровья водителя или ДТП, при этом, нельзя забывать про "пробки" в городе. Как мы видим, в теплое время года количество транспортных средств значительно увеличивается. Сюда же можно отнести ремонт дорог, ограничивающий движение, поэтому весь транспортный поток устремляется в незатронутые ремонтом дороги, где курсируют маршрутные автобусы.
Но есть проблемы и глобального характера.
Так, на сегодняшний день, частные перевозчики в лице НО «СоюзАвто» испытывают острую нехватку водительского состава, сегодня это цифра составляет порядка 193 человек, что значительно осложняет стабильный выход на линию транспортных средств.
При изучении проблемы, мы выяснили, что значительная часть водительского состава ушла именно в период «ковида», а также в период установленного запрета для некоторых иностранных граждан бывших республик «СНГ», которые ранее могли осуществлять деятельность по пассажирским перевозкам. Таким образом, вся рабочая нагрузка перешла в основном на местные кадры, которые начали свою деятельность в 90-ые и нулевые года. И они вынуждены работать с утра до вечера, каждый день без выходных и праздников, что для нас, потребителей, незаметная обыденность.
Работа сама по себе не такая уж простая, нужно это понимать, очень нелегко и в жару, и в холод, и в туман наворачивать одни и те же круги, протяжённостью до 21 км (1 круг) с 6 утра до 10-11 вечера. При этом, естественно, люди устают работать в таком режиме, бывает болеют, случаются какие-то жизненные ситуации и, как результат, нередко мы наблюдаем не выход на линию какого-либо транспортного средства, что, как я сказал ранее, резко отражается на общественном мнении населения и на самом процессе пассажирских перевозок.
Практически такая же ситуация с водительским составом имеется и в муниципальном предприятии «ЯПАК», где водители работают по 2-3 смены. Тут нужно понимать, что предприятие осуществляет перевозки не только на территории городского округа «город Якутск», но и междугородние перевозки в Горный, Чурапчинский, Хангаласский и Намский районы, а это длительные поездки и также без выходных 7 дней в неделю.
Также следует отметить, что пассажирские перевозки по 18-ти городским маршрутам осуществляются частными предпринимателями в лице некоммерческой организации «Союз автоперевозчиков города Якутска» (НО «СоюзАвто). Остальные 9 пригородных маршрутов, 3 сезонных и 1 городской «100-сотый» маршруты, осуществляются муниципальным предприятием «ЯПАК» ГО «город Якутск».
Водителям готовы предоставить жилье
- Как то стимулируете водителей?
- Конечно, это одно из направлений нашей работы. Окружная администрация города Якутска разработала соответствующую дорожную карту (план мероприятий) по привлечению водителей с категорией Д: увеличивается заработная плата, частным перевозчикам предоставляют жилье при переезде, и бесплатно обучают и переобучают на категорию Д.
Кроме того, плотно ведется работа с городским центром занятости населения, где также у нас имеется поддержка кандидатов по бесплатному обучению на категорию Д, на постоянной основе нами размещается информация о наборе водителей.
В настоящее время нами запланирован ряд командировок как внутри республики, так и за ее пределами для привлечения водительского состава.
Также, забегая вперед, хочу озвучить, что к осени мы готовим проведение традиционного конкурса лучшего водителя городского маршрута с соответствующими призами и номинациями.
Кроме того, в этом году при поддержке Главы Республики Айсена Николаева и главы ГО «город Якутск» Евгения Григорьева, в марте этого года был снят ранее действовавший запрет на привлечение водителей иностранных республик. Однако и тут не все так просто, поскольку водительское удостоверение таких работников должно быть российского образца, что в свою очередь затрудняет привлечение желающих кандидатов. Но мы нашли выход - существует договоренность, повторюсь, с частными перевозчиками о бесплатном переобучении, а также о предоставлении им бесплатного временного жилья при переезде в Якутск.
Обновленный автопарк и новые маршруты
В 2022 году при поддержке Айсена Николаева было приобретено 100 новых автобусов, 90 из которых были переданы Якутску, а в этом году планируется приобрести еще 40 новых автобусов с кондиционерами и специальными пандусами для маломобильных групп населения.
- В этом направлении работа ведется усиленно. - говорит Эдуард Юрьевич, - К 2025 году мы планируем обновить весь общественный транспорт городского округа, чтобы пассажирские перевозки в Якутске стали более комфортабельными, экологичными и доступными для всего населения, в том числе для маломобильных групп.
Отмечу, что в этом году Окружной администрацией города Якутска завершена большая научно-исследовательская работа по разработке новой маршрутной сети города, в рамках которого планируется значительное улучшение общественных пассажирских перевозок. Автобусы будут двигаться чаще и достигать остановочные пункты быстрее, чем сейчас, охватывая значительную часть города и пригородов Якутска, и появится множество новых маршрутов, где ранее автобусы не осуществляли свое движение, а сама маршрутная сеть станет более удобной и понятной.