30.09.2016 | 19:20

Воруют деньги с мобильных телефонов? Как их вернуть?

Многие сталкивались с ситуацией, когда деньги на мобильном телефоне кончаются раньше, чем должны по тарифному плану. Куда же они исчезают? Наиболее вероятный вариант ответа – деньги уходят на платные контентные услуги (так называемые подписки), о подключении которых абонент может и не знать. Вернуть украденные средства, именно так стоит называть незаконно списанные деньги, можно. Рубрика «Право знать» расскажет, как это сделать.
Автор: EXO-YKT

Что такое подписка?

Официальное определение контентным услугам дано в Федеральном законе от «О связи». Согласно ему, контентными считаются услуги, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности. Другими словами, это услуги, которые абоненты получают через смартфоны, планшеты и другие мобильные устройства. Абонент оплачивает их оператору связи по договору.

Для примера, человек хочет получать каждое утро на телефон прогноз погоды или криминальные новости, для чего он оформляет подписку на соответствующую услугу. Платные подписки от мобильного оператора обычно стоят недорого, но если их вовремя не отключить, набежит внушительная сумма. «Серфингуя» по просторам интернета, можно нарваться и на такие подписки, которые в один момент опустошат счет телефона, чем нередко пользуются и мошенники.


Оформление подписки по закону

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N229-ФЗ были внесены изменения в ФЗ «О связи». В поправках, которые вступили в силу 1 мая 2014 года, были обозначены правила, по которым предоставляются контентные услуги. Они должны оказываться абоненту только с его согласия, которое должно быть явно выражено (п. 5 ст. 44). Услуги, оказанные с нарушением этого условия, не подлежат оплате (п. 5 ст. 54).

Что такое явно выраженное согласие? Это значит, что абонент должен совершить действия, однозначно идентифицирующие его и позволяющие достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг. То есть нечаянный клик ребенка или подслеповатого человека не на ту кнопку отнюдь не означает явно выраженное согласие абонента. 

В свою очередь, для получения согласия оператор связи должен предоставить абоненту информацию о тарифах и кратком содержании услуг. По желанию абонента такие услуги оплачиваются с отдельного счета, который бесплатно открывается по его обращению. Об изменении перечня услуг, оказываемых абоненту, мобильный оператор обязан его информировать короткими текстовыми сообщениями (п. 113 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N1342).


Как происходит на самом деле?

После принятия поправок в закон «О связи» количество жалоб на операторов мобильной связи и контент-провайдеров уменьшилось, однако проблема навязывания платных услуг осталась. Часто абоненты обнаруживают, что подписаны на платные услуги лишь спустя много месяцев, когда потрачены сотни или тысячи рублей. Особенно остро проблема стоит с устройствами, которыми пользуются дети. Один неверный клик, и деньги «утекли» оператору подписки.

Вот один из примеров. «Вчера узнал, что на мой номер телефона уже порядка двух месяцев подключены две платные подписки, списано около 800 рублей, – говорит Александр. – Интересует вопрос, возможно ли получение компенсации с оператора за заведомо ложные и завышенные счета, которые они мне выставляли в течение нескольких месяцев. Мне непонятно, как можно выставлять счет за услугу от какого-то стороннего поставщика, которую абонент не только не заказывал, но даже не в курсе, что ему подключили данный сервис?»



Как отказаться от подписки?

Первый вариант - проверить наличие платных подписок можно по телефону контактного центра вашего мобильного оператора.


Как дозвониться до МТС:

- короткий номер – 08460, для звонков с городских телефонов и др. операторов – 8 (800) 250 0890 (после соединения нажать 1, а потом 0).


Как дозвониться до МегаФона:

- короткий номер 0505 (после соединения нажать 0), для звонков с городских телефонов и др. операторов – 8 (800) 550-05-00 (после соединения нажать 0).


Как дозвониться до Билайна:

- короткий номер 0611 (после соединения нажать 0), для звонков с городских телефонов и др. операторов – 8(800) 700-06-11 (после соединения нажать 0).


Второй вариант – зайти в офис мобильного оператора и попросить сотрудников проверить подписки. Для этого нужно иметь с собой паспорт.


Важно! 

Мобильный оператор обязан заблокировать рассылку SMS-сообщений с коротких номеров, а также все платные и рекламные сервисы по первому требованию абонента, даже если тот честно давал на них согласие.


Как вернуть деньги?

Для возврата денег, списанных за платные услуги, на которые абонент не давал своего согласия, необходимо обратиться к мобильному оператору. Для начала можно ограничиться устным обращением. В большинстве случаев уже после звонка абонента деньги возвращаются на счет.

Если звонок не помогает, необходимо написать претензию. Претенциозный порядок урегулирования спора является обязательным в соответствии с п. 4 ст. 55 ФЗ «О связи». Если претензию не написать, то даже если вы обратитесь в суд, ваше исковое заявление будет возвращено без рассмотрения (ст. 135 ГПК РФ).

Претензия предъявляется в письменной форме и подлежит регистрации не позднее дня, следующего за днем обращения. У оператора обычно есть фирменные бланки претензий, но абонент не обязан ими пользоваться. Претензию должны принять, даже если она написана на клочке бумаги. Документ можно отправить по почте с уведомлением о вручении или вручить лично в офисе оператора с отметкой на экземпляре потребителя о ее принятии с указанием даты.

К претензии прилагаются копия договора, а также иные необходимые для рассмотрения документы. В претензии потребитель вправе сослаться на п. 5 ст. 44, п.5 ст. 54 ФЗ «О связи», Закон о защите прав потребителей, п. 113 Правил оказания услуг телефонной связи и указать требование, которое он предъявляет. Например, о возврате излишне уплаченных сумм или аннулировании задолженности, перерасчете, др. Целесообразно также пригрозить оператору жалобой в Роспотребнадзор и Роскомнадзор, так как за нарушение вышеназванных норм закона предусмотрена административная ответственность в виде денежного штрафа по ст.ст. 14.1, 14.4, 14.8 КоАП РФ (от 500 до 50 000 рублей). 

Претензия рассматривается оператором в срок, не превышающий 30 дней с даты регистрации (ст. 55 ФЗ «О связи»). В случае удовлетворения деньги возвращаются в 10-дневный срок, при отказе – потребитель имеет право обратиться с иском в суд.


Что требовать в суде?

Перед обращением в суд лучше проконсультироваться у профессиональных юристов, которые специализируются на тяжбах с мобильными операторами. В суде потребитель вправе предъявить требование о взыскании необоснованно списанных денежных сумм за дополнительные услуги, неустойки за просрочку исполнения требований истца, компенсацию морального вреда, судебные расходы по оплате услуг представителя, штраф за отказ от добровольного удовлетворения требований. Есть судебный прецедент, когда  был удовлетворен иск о возврате денежных средств, списанных оператором связи за услуги, которыми абонент не пользовался. Доказательств направления абоненту кода активации подписки на услугу и получения им такого кода не представлено, платные услуги были оказаны абоненту без его согласия.

Если ранее мобильный оператор был привлечен к административной ответственности по заявлению абонента, то последний вправе просить суд истребовать административный материал для рассмотрения гражданского дела, так как в нем отражено нарушение прав потребителя (ст. 57 ГПК РФ).


Новости

Популярное

«Якутск вдохновляет»: продолжается прием заявок на фотоконкурс
Город | 1 день назад
«Якутск вдохновляет»: продолжается прием заявок на фотоконкурс
Окружная администрация Якутска и НВК «Саха» приглашает жителей столицы республики принять участие в городском фотоконкурсе «Якутск вдохновляет», посвященном 392-летию основания города. Конкурс проводится в целях формирования позитивного имиджа Якутска, пропаганды его историко-культурного наследия города, отражения общественной и культурной жизни города посредством фотографий. Якутяне старше 14 лет могут принять участие в...
Концерт якутской эстрады ко Дню города
Афиша | 1 день назад
Концерт якутской эстрады ко Дню города
Дорогие жители и гости г. Якутска!  Центр культуры и современного искусства им. Ю.А. Гагарина приглашает вас 5 сентября 2024 г. на праздничный концерт "Расцветай, Якутск!", посвященный Дню города! 🎇 В концерте принимают участие: ⭐️Олимпия,⭐️Бүөккэ Бөтүрүөп, ⭐️Антон Иванов, ⭐️Лэгэнтэй, ⭐️Владимир Дормидонтов,⭐️Кирилл Матвеев, ⭐️Кланура, ⭐️Айыллыына Сандаар, ⭐️Евгения Шамаева, ⭐️Василий Татаринов-Хоту уолан, ⭐️Аида...
В Якутске утвердили список получателей субсидии для некоммерческих организаций города на 2024 год 
Город | 1 день назад
В Якутске утвердили список получателей субсидии для некоммерческих организаций города на 2024 год 
23 августа прошло заседание комиссии, которая рассмотрела поступившие 24 заявки на общую сумму свыше 13 648 643 рублей. В том числе запрашиваемая сумма составила около 7 206 670 рублей, вклад участников - более 6 791 973 рублей. Общая сумма субсидии 2 100 000 рублей. Прием заявок на оказание муниципальной поддержки...
Фотовыставка «Женщины СВОих Героев» откроется в Якутске
Город | 1 день назад
Фотовыставка «Женщины СВОих Героев» откроется в Якутске
Выставка фотографий жен и матерей участников специальной военной операции готовится к открытию в Центре культуры и искусства им. Ю.А. Гагарина. Это событие приурочено к Году семьи в России и к предстоящему 392-летию города Якутска. Патриотическая акция «Жены Героев» зародилась в Самаре и приобрела всероссийский масштаб. Автор идеи – Екатерина Колотовкина,...