Война в Донбассе глазами якутских добровольцев
С чего все началось
Россия в те лихие годы нашла некие компромиссы между элитой и народом. Особо жадных и наглых олигархов, тех, кто не хотел договариваться, либо посадили, к общей радости, как Ходорковского, либо лишили всего и отправили в Лондон, как Березовского. Страна потихонечку выкарабкалась из девяностых, пережила 2008-й, собрала, оснастила и накормила армию, подняла с колен промышленность. Не забыла о людях, российским пенсиям, зарплатам и «социалке» на самом деле могут завидовать не только страны бывшего СНГ, но и отдельные государства развитого капитализма.
А вот в Украине ничего такого не было. Украина по сравнению с Россией начала свои 90-е с более выгодных стартовых позиций. Промышленность? Там делали все от булавок до тяжелых ракет и самых лучших в мире грузовых самолетов. Сельское хозяйство? Первые позиции по зерновым, масляничным и сахарным культурам в мире. Логистика? Прямой выход в Европу, морские порты, лучшие дороги в СССР и развитая железнодорожная сеть. Здесь лили свою сталь и добывали уголь. Была даже собственная добыча газа с шельфа Черного моря. Газа было мало, но так кто не позволял развить добычу? Не было своей нефти, зато есть свои АЭС. Даже экспорт сырья, к примеру, ильменита - титановой руды, на которой завязан весь выпуск этого металла в России. Лучшие курорты СССР - на Украине. Самая вооруженная и многочисленная армия Европы, не считая российской, - украинская. Военпром, танковые заводы, военно-морской флот, заводы, где строились самые крупные авианесущие крейсеры СССР. Свое двигателестроение. 45 миллионов населения, свои институты, университеты, своя, наконец, наука. Средний уровень жизни рядового украинца был в разы выше нашего. И все это, кроме сельского хозяйства, было за последующие годы проедено, разворовано, брошено. Ничего нового, кроме шоколадных заводов, не построено…. Шахтеры на Донбасе добывали уголь,как при царе, из копанок - самодельных шахт… Народу надо было как-то объяснять, почему люди живут все хуже и хуже. И врагом, на которого начали указывать пальцем, стала дикая Россия в валенках, которая пьет кровь и душит рядового украинца ценами на газ и нефть. Но Россия за границей, ей от этого ни холодно, ни жарко, потому градус ненависти и презрения достался своим согражданам русским либо таким же украинцам, но имеющим пророссийские взгляды.
Пришел майдан
Потом был майдан – по идее народная революция против своих олигархов. Но на деньги европейских и американских фондов и руками маргиналов и националистически настроенного студенчества. Майдан привел к власти таких же олигархов, но уже не стесняющихся своей нацисткой сущности, откровенных бандеровцев. Майдан расколол страну. И часть населения отказалась жить в стране с откровенно фашистским режимом, который вешает на тебя ярлык человека второго сорта. Первым от Украины откололся полуостров Крым. Крым - исторически российская территория, с принятием её под юрисдикцию России проблем не возникло. После Крыма взбунтовались восточные регионы. В Одессе, Харькове, Мариуполе бунты были жестко подавлены, а с административными центрами - Луганском и Донецком - этот сценарий не прошел. Народ взялся за оружие. Началась гражданская война. Открытую поддержку от России она не получила. Введи Россия войска, была бы война, большая и кровавая. Мечта каждого русофоба. Но Россия своих в беде не бросила. Через границу пошли потоком добровольцы. Туда – добровольцы, оттуда - беженцы…
Парадокс добровольца
Традиции добровольчества - это тоже историческое. Добровольцев в России хватало еще со времен Минина и Пожарского, а то и раньше. То же выражение «гибридная война» придумано не сегодня. Была поддержка добровольческих отрядов и во времена гражданской войны в фашисткой Италии, где в интербригадах плечом к плечу с итальянцами, немцами и даже американцами с советским оружием в руках воевали советские коммунисты-добровольцы. А будущий герой Сталинграда маршал Чуйков в свое время был добровольцем и военным советником в воюющей с японцами Армии Гоминдана при маршале Чан Кайши…
Хватало добровольцев и в новейшей истории страны в окопах Карабаха, под бомбежками Белграда, в Таджикистане, Приднестровье, Чечне, Дагестане, Грузии везде, даже наряду или параллельно с российской армией были воины, именующие себя добровольцами! Феномен добровольчества сам по себе интересен даже в разрезе российского общества. Если не считать афганский конфликт, участникам которого сегодня уже далеко за 40, а то и 50 лет. Россия, начиная с перестройки, прошла через целый ряд локальных конфликтов. И сегодня сотни тысяч граждан нашей страны за своими плечами имеют не просто армейскую службу, а службу, подкрепленную боевым опытом. Сюда можно прибавить и отдельную армию отставных милиционеров, прошедших крещение в ходе командировок на блокпостах. В общем, страна у нас в этом отношении довольно закаленная и по своим морально волевым качествам будет даже покрепче и пожестче разбалованного развитым социализмом СССР. Военный опыт для части людей - как андреналиновая наркомания. Негативные воспоминания стираются, и кажется, что на войне было не так уж и плохо. И люди, случись где горячая точка, едут добровольцами снова воевать…
Помимо этого есть много тех, кто просто не нашел себя в этой жизни, они сидят в деревнях и городах без социальных якорей, нормальной работы, крепких семей, и им надо как-то себя реализовывать. И война, где никто не спрашивает социального статуса, тоже кажется вполне достойным местом. А есть и просто романтики, идеалисты, которые делят мир на белое и черное, верят тому, о чем сегодня вещает телевизор, и удивляются после тому, что их слили и предали политики.
Феномен казачества
Самой организованной, закаленной и патриотически настроенной структурой, способной оперативно выставить добровольцев, всегда было казачество. Казачество - явление само по себе уникальное и присущее только территориям бывшей российской империи. Как отдельная субкультура казачество веками пестовалось. Казаками становились люди, живущие по окраинам огромного государства. В казачьих войсках есть и православные русские и украинцы, и мусульмане-татары и башкиры, буддисты-буряты и калмыки, жители кавказских республик. В Советском Союзе казаки были не к месту, и на заре формирования государства казачество активно искоренялось, в том числе и репрессивными методами. Но о нем вспомнили, когда началась Великая Отечественная война и снова были сформированы отдельные казачьи полки и даже кавалерийские дивизии.
Наши люди - везде
Собственно когда начались события в Крыму, помимо спецслужб, там уже были добровольцы. В том числе и из Якутии. Там даже был художник нашей газеты Сергей Александрович. Слава Богу, что по дороге к Славянску бдительная украинская таможня сняла его с поезда. Кто знает, как бы обернулось для него все в дальнейшем? Здорового авантюризма и идеализма у него хватает и на пятерых художников. А вот отпускные закончились, и он возвратился в родные пенаты. Если у него это не получилось, то представитель одного из местных СМИ воюет там до сих пор.
Дебошир Попов
Когда же началась война, в боевых действиях засветились в первую очередь бывшие жители республики. Выехавшие в свое время на жительство в Украину. Причем засветились они как с пророссийской стороны, так и с противоположной. До поры до времени самым знаменитым из них был «жених» Майдана Виталий Попов. Паренек из якутской деревни на неделю вдруг стал символом ультранационалистической организации «Правый сектор». Его свадьбу с активистской «Евромайдана» Елизаветой Шапошник показали на ведущих телеканалах Украины и широко осветили в либеральной прессе России. Она стала предметом бурного обсуждения якутских СМИ и интернет-блогосферы. Сам герой рассказывал с восторгом о своих белых братьях из «Правого сектора», о том, как он проходит военную подготовку и учится воевать. Если учитывать тот факт, что сегодня членов «Правого сектора», прославившегося своими зверствами и военными преступлениями, ополченцы даже не берут в плен, дальнейшая судьба Попова могла бы быть весьма печальной. Уж его хитрое лицо запомнил каждый украинец. Его бы ни с кем не перепутали. Но Попова спас алкоголизм, который он подцепил на майдане. Напившись, жених майдана устроил дебош, который поразил даже бандеровцев. И его выгнали «за оскорбление побратимов; за вооруженную угрозу побратимам; за измену командиру; за переход к другой структуре без предупреждения; за короткую память, что «правый сектор» за собственные средства устроил ему свадьбу и помог финансово; за подозрение в шпионаже; за публичное оскорбление Украинского государства в пьяном состоянии». После Попов слал телеграммы на родину, просил выслать деньги на дорогу домой. Родина его простила.
Еще один наш замляк, сын известных якутских ученых Алексей Мочанов, человек из совершенно другой колоды и серьезной масти, был одним из самых активных участников «Евромайдана». Соратники провозгласили его народным «министром госбезопасности». Такое звание надо заслужить и много стоит в среде отмороженных бандеровцев. В правительство он не вошел, сегодня он - активный волонтер, собирает и отвозит на фронт различное оружие, продовольствие и прочее.
Позывной «Якут»
О том, что на стороне Донецкой и Луганской республик воюют уроженцы нашей республики, говорили давно. По сети ходили фотографии, на которых якутяне узнавали то жителей Якутска, то Чурапчи или Сунтар. Присутствие на Украине якутян, когда в эфире на разных боевых участках звучат позывные «Якут», скрыть было нельзя. Причем зачастую такой позывной брали люди со славянскими лицами. Можно уехать из Республики Саха, но нельзя ее вытравить из души. Украинцы в своих информационных вбросах, говоря о российском военном присутствии, не раз упоминали некую десантно-штурмовую бригаду из Мохсоголлохского военного городка. Последнее очень смешило, так как последние военные, которые стояли в этом поселке, были еще лет 20 назад, и это были бойцы внутренних войск, охранявших местную колонию строгого режима. Сегодня там, кроме сотрудников УФСИН, военных вообще нет.
Собирались в тайне
Но в своем большинстве организованных выездов в Новороссию не было. Туда по своему почину выбирались одиночки. О том, что на Донбасс уезжает большая группа якутских казаков, знали только посвященные. Сегодня казаки вернулись, все тайное стало явным. О казачьем походе рассказал сам непосредственный участник событий, атаман Якутского казачьего полка Козырь. Подготовка началась загодя, еще в сентябре прошлого года. У казаков прошел круг, на котором казаки решили выступить походом на защиту братьев, защищающих родную землю от фашистско-бендеровской гадины. В Новороссию вызвались ехать 30 добровольцев. Перед походом добровольцы тренировались полтора месяца. Инструкторами стали сотоварищи, уже прошедшие горячие точки. В это же время отряд собирал экипировку, медикаменты, продукты - все то, что могло пригодится, как минимум на три месяца автономного проживания. Всего получилось, по словам атамана, более
Бесстрашный вахмистр
1 февраля 2015 года отряд потерял своего бойца. Был тяжело ранен, а после скончался в госпитале Сергей Пронин, светлый человек, патриот своей страны, совсем молодой 27-летний парень, единственный ребенок в семье. «Он всегда старался быть впереди», - рассказывают о нем боевые товарищи. В тот в Дебальцево группа спецназа, к которой был прикомандирован Пронин, попала под обстрел украинской артиллерии. У Сергея было казачье звание вахмистр. Как бесстрашного бойца его взяли в расчет «джихад-машины» - джипа с установленным в кузове крупнокалиберным пулеметом. «Очень действенное на этой войне оружие», - говорят бойцы. Но чтобы работать на нем, нужны железные нервы и стальная выдержка.
«За свой поход мы не получили ни копейки, мы ехали воевать не за деньги, мы – добровольцы, а не наемники, - подчеркивают казаки. - Единственной наградой моим бойцам будет крест «За казачий поход», - подтверждает их атаман Александр Козырь.
«Тяжелые бои там закончились, - говорят бойцы, - но война, несмотря на перемирие, продолжается. Все так же хунта ведет обстрелы мирных городов и сел, все так же фашисты издеваются над мирными жителями захваченных сел и городов. Если опять начнутся бои и казачий круг решит, многие из нас поедут снова. Потому что мы - это добро, которое борется с абсолютным злом – фашизмом…»
P.S.
Не факт, что наши казаки или ополченцы Новороссии есть абсолютное добро. Но верить в добро не запретишь.