"Всем выйти из сумрака!" Автор "Дозоров" в Якутске
Но для меня самым большим событием стала встреча с известнейшим российским писателем-фантастом, автором серии «Дозоров» – Сергеем Лукьяненко, который посетил республику в рамках проекта «Читающая Якутия». За время пребывания в Якутске автор успел встретиться с журналистами и читателями, дать автограф-сессию и даже сыграть в интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».
Знаток инопланетных чудовищ и отечественных вампиров Сергей Лукьяненко любит пошутить как над своими коллегами, так и над собой. В романе «Черновик» он описывал известного писателя-фантаста, который в точности похож на самого автора. По этому поводу герой романа иронично замечает, что «человек, герои которого зубами гнут арматуру, а пинком ноги прошибают бетонные стены, должен иметь не слишком то геройское телосложение». Впрочем, как говорится в старом анекдоте, мы любим его не только за это.
Лукьяненко начал с того, что всегда хотел посетить Якутию. И очень рад, что наконец сюда приехал. Позже в своем блоге в ЖЖ (http://dr-piliulkin.livejournal.com) он написал: «Обалденный край. Одна шестая часть России. Меньше миллиона людей населения. Минус сорок - очень теплая зима. Плюс сорок летом. Сельскохозяйственный край растит хлеб. В недрах - вся таблица Менделеева, да в таких количествах, что всему миру можно позавидовать».
«Электронные книги убивают литературу »
– Ваша популярность бесспорна. Каков рецепт успеха?
– Есть такая формула «ТРОЯ», она складывается из аббревиатуры ТРОЯ – талант, работа, опыт, ярость. Все эти части важны, но я бы к ним еще прибавил букву «У» – удачу. Ведь можно быть крайне интересным писателем, но так и остаться неизвестным. И тут без удачи не обойтись.
– Вы как-то сказали, что пишете только то, что сами считаете важным, а не пытаетесь подстроиться под вкусы публики. Чем плох тот автор, который пишет то, чего хочет народ?
– Он будет обречен на бесконечные попытки угодить толпе. И скоро к нему пропадет интерес. Скромная английская женщина на- писала про Гарри Поттера и получила феноменальный успех. Тут же все бросились писать истории про детей волшебников. Но никто из них даже близко не приблизился к славе Роулинг. Лучше создавать свой мир, который будет интересен.
– А как же ваша книга «Недотепа», в которой тоже есть мальчик-волшебник?
– А я никого не повторял, это отдельная история, смешная и добрая. Я когда ее писал, понял, что она как сказка, потому что в ней никто не умер. Сначала хотел это исправить, а потом оставил как есть.
– Почему в фильме «Ночной дозор» все по-другому, чем в книге?
– Дело в том, что сначала предполагалось сделать сериал. Сценарий был написан для сериала. А потом решили переделать в отдельный фильм. Его стали сокращать. Когда урезали до трех часов, то все стало очень непонятно. Но когда его сократили до двух, то вообще получилась какая-то безумная история, которую не мог узнать даже я сам. Пришлось все переделывать, менять сценарий на ходу. Получилась немного другая история.
– Как вы относитесь к электронным книгам?
– Очень плохо. Электронные книги убивают литературу. Они оттаскивают на себя порядка 200-300 тысяч с каждого тиража. Многие предпочитают скачать книгу, не заплатив за нее. Есть, конечно, рынок продаж электронных текстов, но он очень маленький и по большей части пиратский. В связи с этим авторские тиражи непрерывно падают. Если крупные писатели еще могут выживать, то для начинающих это невозможно. Для примера возьмем молодого автора с гениальным романом, который выложили в сети. Сто тысяч человек прочтут этот роман, обменяются ссылками на него, похвалят, скажут, пиши, мол, еще. А автор, который потратил на создание этой книги два года, никаких денег не получил. А ведь ему нужны деньги на проживание.
Это, наверно, еще и потому, что в России люди утратили пиетет перед бумажной книгой. Российские издатели часто не утруждают себя хорошим оформлением, поэтому книги выходят с ужасной бумагой. Мои доходы отчасти складываются от продажи книг за границей, где люди предпочитают читать бумажные книги. Кстати, на западе и книги делают более профессионально.
Еще один момент. Россия, как ни странно, в плане технологий опережает многие страны. Наша страна не самая богатая, не самая благополучная, но зато у нас многие пользуются гаджетами. В этом смысле западное общество гораздо более консервативно. И бумажные книги оно пока не меняет на электронные.
«Дозоры – это мой крест »
– У вас есть много книг, но вы известны, прежде всего, как автор «Дозоров», как и Акунин больше известен как автор книг про Фандорина. Вам не надоело о них писать?
– Признаться честно, то да, надоело. Но сейчас пишу про пятый дозор, который будет называться просто «Новый дозор». В магазинах легко будет спрашивать: «А есть «Новый дозор?»». Так вот, когда пишу, такое ощущение, что переоделся, надел любимую старую рубашку, потертые штаны, такое все домашнее, уютное. Я понимаю, что это уже в какой-то мере мой крест. В «Последнем дозоре» уже хотел их убить или лишить магической силы, чтобы закончить с ними. Даже с женой посоветовался, убивать, мол, их или нет. Она говорит: «А помнишь, как Конан Дойл убивал, а потом воскрешал своего Шерлока Холмса? Ну, не валяй дурака. Куда ты денешься? Все равно потом придется их вернуть». Я понял, что она права, поэтому история «Дозоров» продолжается.
– Многие считают, что фантастика - это несерьезно. Даже писатели некоторые не любят, когда их называют фантастами.
– Я не против, когда меня называют фантастом, и не считаю, что это низкий жанр. Фантастику писали Булгаков, Куприн, Алексей Толстой, Гоголь. Если мне надо будет написать книгу без фантастики, то я запросто это сделаю. Фантастика это просто еще одна дополнительная краска в палитре, которая придает большую яркость.
– В своих книгах вы любите подшутить над собой и своими писателями-коллегами. А встречали шутки про себя в других книгах?
– Когда летел в самолете, читал одного не знакомого мне автора. В книге в какой-то момент куда-то врываются люди и кричат: «Всем выйти из сумрака». И я понимаю, что это стеб над моим «Дозором». Я абсолютно нормально к этому отношусь.
– Вас считают фантастом номер один в России. Вы с этим согласны?
– Для начала надо понять, что такое номер один. Если считать по тиражу, то да. На одной книжной премии мне дважды подряд вручали награду как самому популярному автору. Потом поняли, что эту премию я буду получать постоянно, поэтому решили не вручать ее три раза подряд. Что касается мастерства, то тут сложно сказать, просто кто-то более популярный, а кто-то менее. Я знаю массу фантастов, у которых литературный язык лучше, чем у меня, но они менее знамениты в стране.
– Вам не обидно, что фантасты не могут рассчитывать на Нобелевскую премию?
– Нет. Для того, чтобы стать лауреатом, не обязательно быть писателем. Она часто вручается из политических, общественных целей. Например, какой-нибудь африканец напишет книгу о том, как бедная девушка вышла замуж за носорога. У нас в России это назовут бредом, но кто-то увидит в этом аллегорию на жизнь в Африке, скажет, что это гениально. И пошло-поехало. Честно сказать, «Нобелевка» по литературе давно уже не является фактом оценки литературного мастерства.
«С Ником Перумовым писать было сложно»
– Сколько в среднем пишется книга?
– По-разному, год или три месяца. Причем то, что я писал за три месяца, считаю не самыми худшими книгами. «Последний дозор» я вообще написал за один месяц. Правда, писал очень тяжело. После этого полгода не мог смотреть на текст. Но читатель этого не замечает. Про ту книгу, которую я писал с большим трудом, он говорит, мол, сразу видно, что писалось легко и быстро. И наоборот, пишу легко, а читатель уверен, что книга шла с большим трудом.
– Вы раньше нередко работали в соавторстве. «Не время для драконов» писали со знаменитым Ником Перумовым. Что можете сказать по поводу того, что его последние книги не пользуются успехом.
– Я Ника люблю, но писать с ним было сложно. Он уже восемь лет живет в Америке и практически оторван от России. А для писателя это смерть. Как бы ты ни пытался следить за Родиной, теряешь язык, чувство контакта с жителями. Если ты живешь в другой стране, то не чувствуешь, в каком мире живут твои читатели.
– Много ли зарабатываете на экранизациях ваших книг?
– Это как договоришься. У меня после «Ночного дозора» много покупали прав на экранизацию, но сейчас я не продаю права на долгий срок. Потому что в 99 случаях ничего не выходит. У нас скорее действует эффект того, что после выхода фильма тираж поднимется. А сама экранизация приносит не так много. Это на западе писатель, продав права на экранизацию, может несколько лет жить безбедно, даже если фильм не выйдет.
В ближайшее время готовятся несколько проектов. Мультфильм по мотивам книги «Мальчик и Тьма», мультсериал по «Дозорам» и «Китайцы», не буду говорить, по какой книге. Еще идет интересный проект по книгам «Недотепа» и «Непоседа». Но не знаю, выйдет или нет.
– Вы знаете про якутский эпос Олонхо? Как думаете, были бы интересны книги на эту тему?
– Эпос - это богатейшая тема. Она будет равно интересна по всему миру. Можно осовременить эпос, а можно сделать другой мир, другую вселенную с героями олонхо, построить удивительный фантастический мир. В общем, благодатная тема для развития.
– Как вы относитесь к теме замены милиции на полицию?
– Год назад я как-то говорил, что неплохо бы ввести параллельную структуру, назвать полицией и постепенно передавать ей функции милиции. Как в Италии, где есть карабинеры и полиция. А у нас есть опасения, что заменят только вывеску, а суть не изменится. Можно повесить над борделем вывеску «Консерватория», но Шопена там играть все равно не будут.
– Если бы к вам обратились с предложением: я заплачу деньги, а ты изобразишь меня в качестве персонажа книги, вы бы согласились?
– Не хочу сказать, что я такой весь бессребреник, но меня пришлось бы соблазнять очень долго и куда большими суммами. Как в поговорке: деньги проешь, а позор останется.
«Идея должна найти своего автора »
Уже ставший доброй традицией творческий вечер прошел в этот же день в КЦ СВФУ. Пообщаться с «властителем дум прыщавых подростков и очкастых девиц», то бишь с любимым писателем, пришла не только молодежь, но и взрослые поклонники творчества Лукьяненко, общественные деятели и журналисты. Перед началом была проведена короткая викторина на знание произведений Сергея Лукьяненко, победителям вручены книги с автографом писателя.
Читатели с вопросами не сплоховали, хотя, в основном, конечно, разговор свелся к творчеству автора. В отличие от вечера с Бондарчуком, по вопросам чувствовалось, что пришел народ знающий, или, как выражаются в Интернете, «в теме».
Например, вопрос про пиво «Оболонь» не знакомым с его творчеством мог бы показаться странным. Дело в том, что в одной книге Лукьяненко постебался над рекламной акцией компании «Оболонь», которая предлагала авторам упоминать в своих произведениях данную марку не менее десяти раз. За это автору полагалась денежная премия. Это типичный случай «product placement», когда в книгах незаметно для читателя проскальзывает реклама того или иного товара. В отличие от других авторов Сергей Лукьяненко упомянул ровно девять раз. Иронию писателя, правда, тогда поняли не все.
Некоторые читатели интересовались, верит ли сам автор в Иных, людей со сверхсилой, а другие сами утверждали, что они Светлые маги, на что автор ответил, что когда пишет, то верит, а вообще нет. И никакие экстрасенсы его не убедили.
Некоторые предлагали свои идеи автору, на что писатель ответил:
– Не возражаю, если пришлете, но вряд ли они меня вдохновят. Ведь идея должна найти своего автора.
У Лукьяненко интересовались, не думал ли написать кулинарную книгу, ведь он часто описывает рецепты вкусных блюд. Сергей Васильевич признался, что издатель его давно подстрекает взять рецепты из разных произведений и опубликовать в отдельной книге.
– Я протестую. А то читатели скажут, что я совсем обнаглел и хочу еще больше бабок срубить.
Он также рассказал, что такое синдром неуспешного читателя.
– Это когда ты что-то придумываешь, пишешь, вроде неплохо получилось, а потом оказывается, что это уже было и кем-то описано до тебя.
Писать Сергей Лукьяненко начал давно, в 18 лет, его первая книга вышла в 21 год, но только после «Дозоров» он проснулся знаменитым.
– За неделю до выхода первого фильма я вышел в магазин за хлебом, ко мне подошел паренек лет 12-14 и попросил автограф. И тут я понял, что все, это популярность. Если уж писателя в лицо начали узнавать, то это знаменитость.