Всевидящее око в садах и школах
Как бы там ни было, время сейчас другое, и камеры видеонаблюдения в наше время – объективная необходимость, позволяющая восстанавливать ход событий, пресекать неправомерные действия отдельных личностей, контролировать ситуацию в том или ином помещении или на улице.
Но нужны ли подобные устройства в детских образовательных учреждениях?
Безопасность – прежде всего
Конечно, каждый родитель переживает за своего ребенка. Особенно если это малыш, который ходит в ясельки и не может внятно рассказать о том, что с ним происходит в течение дня в саду.
«А вдруг моего малыша обижают?» - нет-нет да и подумают взволнованные родители.
На самом деле все может быть намного хуже обидных обзывалок и щипков от сверстников и строгого окрика педагога. До сих пор в памяти ситуации, которые при ином исходе могли бы обернуться трагедией: двухлетний мальчик, который ушел из частного садика в одних шортах и тапочках в сорокаградусный мороз и которого случайно подобрали проезжающие мимо люди; многочисленные случаи с избиением школьников сверстниками, учителями и родителями и наоборот на территории образовательных учреждений...
Итак, какую роль играют камеры в решении всех этих ситуаций?
В первую очередь – это безопасность. Система видеонаблюдения, дополненная охранной системой, служит хорошей защитой от проникновения в школу посторонних лиц, установленные в приемных помещениях, на входе и на выходе из образовательного учреждения, в коридорах школы помогут зафиксировать любую нештатную ситуацию.
Во-вторых, одна из основных и важнейших функций системы видеонаблюдения – разбор конфликтных ситуаций. Запись с камеры видеонаблюдения поможет восстановить ход событий и решить любую конфликтную ситуацию между любыми лицами, определить ее причины и последствия, раскрыть случаи агрессии или вымогательства, а также поможет установить виновных в случае порчи или кражи имущества.
Третья важная функция – контроль учебного процесса. Запись урока может стать доказательством как высокого профессионализма педагога, так и свидетельством негативного отношения ребенка к учебе.
Контроль: тотальный и беспощадный
Чем руководствуются родители, которые хотят круглосуточно наблюдать за своими детьми? Чего они боятся? А какие аргументы приводят те, кто не видит нужды в видеонаблюдении?
С этой целью мы опросили родителей в детских садах и школах, а также просмотрели комментарии на эту тему в сети Интернет.
Наталья, мама школьницы: «Я считаю, что моему ребенку не уделяют достаточно внимания в образовательном процессе. Ребенок частенько приносит домой «двойки», а мы ведь только в третьем классе! Я бы не отказалась посмотреть, как вообще проходит урок, как ведет себя мой ребенок на уроке, как учитель работает с учениками. Когда я сидела на уроке, все было идеально, но понятно же, что это только при мне. По результатам просмотра я бы уже работала со своим ребенком».
Алексей, отец старшеклассника: «Камеры нужны! Мало ли какие преступные элементы могут тут ходить, хотя бы для безопасности. И в классах тоже не помешало бы, тогда и учителя и ученики будут иметь стимул к тому, чтобы вести себя прилично: ученики будут слушаться учителя, а учителя – не срываться на учеников. Что уж тут, сам, кажется, совсем не так давно в школе учился, многие ученики ведут себя безобразно, а учителя бессильны. А потом приходят родители и орут, что их ребенок не мог сказать или сделать такого, а тут посмотрели бы, уверен, волосы бы дыбом встали! В общем, я – за!»
Анна Валентиновна, бабушка школьника: «А я – против! Зачем? Не одно поколение как-то проучилось без камер, значит и внуки мои, и правнуки также проучатся...»
Обсуждение на тему «Хотели бы вы видеть своего ребенка в детском саду он-лайн» развернулось на форуме «Родительский» местного ресурса Ykt.ru:
Марианна: «Конечно, хочется. Можно увидеть, занимается ли ребенок, кушает ли, отношение воспитателя к детям и наоборот».
Уна86: «Ни за что! Зачем? Чтобы ежеминутно следить за ним или еще хуже отношение к нему других детей, воспитателя, учителя? По мне, это нарушение личного пространства ребенка».
Мама дочи: «Конечно, хочу, а то воспитатели (единицы) весьма неадекватны, особенно в младших группах (сама в молодости работала, видела, как бедных детей по лицу бьют, заступилась... за что была и уволена...)»
Yavar: «Думаю, что нужно присматривать за детьми в детских садах, хотя бы для того, чтобы посмотреть, как адаптируется ребенок среди других детей, а также разобраться в том, кто виноват, если дети, к примеру, подрались, или даже просто увидеть своего малыша в течение рабочего дня хотя бы на расстоянии: хорошо ли он кушает, спит ли во время тихого часа и т.д. Не говоря уж о том, чтобы виртуально поприсутствовать на детском утреннике, если физически не можешь. В школах тем более нужен присмотр. Нынешнее поколение детей стало более жестоким и циничным, в этом можно легко убедиться, открыв «Ютуб». Думаю, под присмотром родителей, пусть и виртуальным, дети станут более сдержанными, а учителя более ответственно относиться к своей работе. Так что так будет лучше для всех».
Домострой: «Он-лайн – это перебор всё-таки, давайте вам в квартиру поставим камеры и пустим трансляцию, вдруг вы дома детей пытаете?»
Личный опыт
За границей камеры в детских садах не такая уж редкость. Мой ребенок ходил в частный детский сад в Израиле, и там как раз стояли камеры в каждой группе. Скажу одно – просматривать онлайн-трансляции интересно только в первый день. Ну, кушают дети, играют, спят... Поумиляешься в первое время или огорчишься местами, но постоянно на это смотреть невозможно, да и незачем – ни один работодатель, скорее всего, не одобрит, что мать в рабочее время одним глазком следит на экране за своим чадом.
Поставят камеру – уволюсь!
Достаточно неоднозначной является и реакция педагогов.
Айталина, хозяйка Детского досугового центра: «Нам скрывать нечего! У меня работают компетентные педагоги, и если родители хотят следить за ходом образовательного процесса, почему бы и нет?»
Воспитатели и учителя имеют несколько иную позицию.
Юлия, воспитатель муниципального частного сада: «Я не против ради безопасности детей, но не считаю необходимым он-лайн трансляцию. Просто снимать и, если вдруг что, просмотреть записи, ничего страшного. На самом деле родители пишут про неадекватных воспитателей, так и родители бывают также неадекватными. Вот увидят такие родители, как кто-то из детей обижает их ребенка и придут устраивать разборки с родителями того ребенка или, того хуже, с самим ребенком – был уже такой случай в школе... Поэтому пусть камера снимает, записи сохраняются... А насчет ребенка, как он кушает, как занимается – всегда можно спросить у воспитателя».
Надежда, воспитатель частного детского сада: «Если у нас будет онлайн-наблюдение, я просто уволюсь, потому что это нарушение моих прав. Какое имеют право чужие люди смотреть, как реалити-шоу, как я работаю? Не то чтобы мне было что скрывать, детей не бью и матом не ругаюсь, но в любом случае работать под прицелом камер не смогу».
Таким образом, сколько людей – столько мнений. Однако, как показывает практика, компромисс возможен.
Простор для извращенца?!
Трансляция в Интернете детей, пусть даже с защищенными данными (вход по паролю, с определенного IP-адреса и т.д.), не может быть полностью безопасным. Всегда существует вероятность, что сайты с видео могут быть взломаны и могут попасть в распоряжение лиц с различными психическими отклонениями.
А закон не запрещает?
Современное законодательство в области регулирования применения новых информационных технологий недостаточно развито, поэтому невозможно дать четкие ответы на юридические вопросы.
Но следует подчеркнуть, что ограничения видеосъемки могут быть связаны с конфиденциальностью государственной, служебной и иной тайны (в т.ч. личной жизни). В образовательных учреждениях таковых быть не должно, поэтому для оснащения детского сада или школы видео требуется установить камеры и на видном месте таблички «В помещении ведется видеосъемка».