Вылет с Авиалесоохраной
Полетное задание
14 мая вертолет «Полярных авиалиний» вновь вылетел по заявке Авиалесоохраны республики. Маршрут: авиапорт «Маган» — Намский улус — Усть-Алданский улус. Пока авиатехники готовят вертолет к полету, старший летчик-наблюдатель республиканской Авиалесоохраны Святослав Колесов вводит в курс дела: «Сперва заберем 13 человек парашютно-десантной пожарной службы с лесного пожара в Намском улусе, затем высадим их около Намского тракта, откуда они на машине поедут в Якутск, на место своего базирования. Далее полетим через Лену, на территорию Усть-Алданского улуса. Здесь предстоит перебросить из одной точки в другую 12 парашютистов-пожарных. Они оказывали помощь группировке ГАУ «Якутлесресурс» и местному населения по тушению лесного пожара».
Работа летнаба
По мере того, как отдаляемся от Якутска, пространство впереди постепенно заполняется легким смогом. Дыма становится еще больше, когда приближаемся к Намскому улусу.
Подлетаем к месту посадки, откуда надо забрать группу парашютистов и десантников. В это время летчик-наблюдатель занимает в кабине место бортмеханика. Летнаб выбирает место для посадки, удобное для вертолета и для парашютистов. Именно летнаб поможет правильно выбрать место для посадки с учетом ветра, дыма или огня, сориентирует пилотов. Для этого они проходят специальное обучение.
Дым над островами
Фермеры и частники Намского улуса сено косят в основном на речных островах. Так сложилось давно. А что? Удобно. Весной во время ледохода, сенокосные угодья на островах заливает водой. Потом вода уходит, земля пропитывается влагой и дает хороший травостой. Здесь и косят сено. И от дома недалеко, что тоже плюс. Зимой или ранней весной сено можно привезти трактором по льду. А чтобы выжечь старую и дать расти новой, прошлогоднюю траву поджигают — устраивают пал. В это время года над островами Намского улуса (и не только, надо отметить) поднимаются столбы дыма от сельхозпалов. Вроде как безопасно, кругом вода, и огонь не перекинется на дома и строения. С одной стороны — это как бы контролируемый сельхозпал. С другой — сельхозпалы на территории районов Якутии постановлением правительства республики запрещены. Впрочем, узнать и выявить виновника здесь просто: в случае чего, к ответственности привлекут собственников или арендаторов сельхозугодий, от которых пошел огонь.
…Высадив парашютистов возле Намской трассы, летим через Лену в сторону Усть-Алданского улуса. Здесь тоже тут и там над заливными лугами, где косят траву, поднимается дым от сельхозпалов.
Зона ответственности
На этом фото видно, как пожар подходит к ЛЭП, подстанции и конебазе около села Тумул Усть-Алданского улуса. Вопросительно гляжу на летнаба. Он кричит мне в ухо: «Это наземное обслуживание!», имея в виду, что пожаром займется наземная служба. Для этого у них имеются трактора, свои группы для тушения лесных пожаров с необходимым инвентарем. Служба пожаротушения МЧС тушит пожары непосредственно при угрозе жилым домам и объектам в черте населенных пунктов. Авиалесоохрана же призвана тушить лесные пожары в труднодоступной местности лесного фонда. Такова специализация различных служб пожаротушения.
От точки к точке
Немного покружив над очагом пожара, оценив и передав обстановку диспетчерам, летим к ожидающей нас группе бойцов Авиалесоохраны республики. Они выбрали площадку, куда может приземлиться вертолет.
Открывается дверь салона, и тут же начинается загрузка людей и снаряжения: РЛО (ранцевые огнетушители), бензопилы, лопаты, палатки и спальные мешки, личные вещи парашютистов и десантников. За три минуты с небольшим 12 человек со всем их скарбом оперативно загрузились в «Ми‑8». Летим на другую точку выгрузки. Опять пролетаем над местом пожара возле ЛЭП, который будут тушить наземным способом. Люди оценивающе смотрят на очаг пожара через иллюминаторы…
Каким будет этот сезон? Много ли будет пожаров, вылетов и сборов, тревожных суток ожидания? Каким будет нынешнее лето? Зависит от нас самих, если вспомнить, что основная причина возникновения лесных пожаров в Якутии — человеческий фактор.
Летнаб Копырин:
«На первом пожаре понял — это моя работа и призвание»
Николай Копырин в Авиалесоохране РС(Я) с лета 2011 года. Тогда он подписал контракт и только на один сезон стал десантником-пожарным. К началу пожароопасного сезона Николай был уже подготовленным бойцом, прошедшим перед началом сезона учебу и тренировки.
«В то лето много горело, особенно центральные районы. Первый вылет был на пожар на Кэнкэмэ, в 40 километрах от Магана. Рядом была конебаза, ее отстояли от огня. Затем были вылеты на пожары в центральные районы, потом Алданский и Усть-Майский. Там работали месяц. Сложно было в Усть-Майском районе: сопки, горы, мало площадок для высадки», — вспоминает Николай начало своей службы в Авиалесоохране. И тогда же он решил для себя: «Это мое, моя работа и призвание».
Николай с детства в лесу: с отцом на охоте, рыбалке, в лес по дрова… Привыкший к труду и трудностям сельский парень. Его работоспособность и ответственность, наверное, и приметило начальство.
Где-то в октябре 2011‑го, когда утихли лесные пожары в Якутии, несколько ребят, отличившихся и показавших себя с лучшей стороны в том сезоне, приняли на постоянную работу и тотчас отправили на помощь коллегам в Забайкалье.
«Поработали месяц в Иркутске, в Чите. Работали с РЛО (ранцевыми огнетушителями), бульдозерами. Там огонь окапывать сложно — вокруг скалы. Поэтому применяли встречный отжиг».
В начале 2012 года Николаю Копырину, как принятому на постоянную работу в Якутское отделение ГБУ «Авиалесоохрана РС (Я)», предложили пройти подготовку на парашютиста-пожарного. И в марте он уже совершил свои первые 15 прыжков. Пожароопасный сезон тогда отработал парашютистом-пожарным. Осенью отправили на курсы подготовки инструкторов парашютно-пожарной группы. В 2016 году отправился в Москву на учебу летчиков-наблюдателей. Через год он приступил к работе летнабом в ГБУ «Авиалесоохрана РС(Я)» и служит по настоящее время.
Старшего летчика-наблюдателя Святослава Колесова Николай считает своим наставником. «С самого начала своей работы, я поражался его работоспособности. Почти сутками Николай в работе: будь он здесь — на базе или в полетах. Вся работа наших групп, все согласования идут через него. Все это он держит под контролем. Николай полностью отдается своей работе, специалист высокого класса, настоящий профессионал», — говорит летнаб Копырин про своего старшего товарища и коллегу.