Вытрезвитель. За и против
Бег на месте
О том, как борются с пьянством и алкоголизмом в Якутии, можно рассказывать долго. А можно ограничиться коротким - это бег на месте. Ни для кого не секрет, что тому, кто хочет выпить, достать алкоголь не представляет никакой сложности. Достаточно набрать телефонный номер, и вам привезут ровно столько, насколько у вас хватит денег. Или можно заказать такси и съездить за алкоголем самому. Такие точки в городе имеются и работают круглосуточно у всех на глазах.
Самая большая проблема сегодня в отсутствии в Якутске медвытрезвителя. Дело в том, что алкоголиков при всей жесткости антиалкогольной программы меньше не стало. Скорее наоборот, пьяных на улице стало больше. И при этом никто их не забирает. Некуда их везти.
Напомним, что система медвытрезвителей в России была ликвидирована в рамках преобразований МВД, когда был принят Закон «О полиции», вступивший в силу 1 марта 2011 года. В соответствии с документом сам институт сменил название с милиции на полицию, штат сотрудников МВД сократился на 22%, ведомство было избавлено от ряда несвойственных ему функций, в том числе содержания вытрезвителей.
Закрытие «трезвяков» привело к тому, что в целом пьяных на улицах после реформы МВД стало в полтора-два раза больше. Как следствие, увеличилось число людей, которые в состоянии алкогольного опьянения погибают, попадают под машины, зимой - замерзают, становятся жертвами преступлений, сами совершают правонарушения.
Когда закрыли, был праздник
Юридический словарь дает определение: «Вытрезвитель — медицинское учреждение, ставящее своей целью содержание лиц, находящихся в состоянии средней степени алкогольного опьянения, вплоть до их вытрезвления. Лица по подозрению на нахождение в состоянии алкогольного опьянения доставляются в вытрезвитель сотрудниками органов внутренних дел, где по прибытии осматриваются фельдшерами, а также устанавливается их личность. При признании лица, находящимся в состоянии алкогольного опьянения средней степени, требующим вытрезвления, производится задержание до момента вытрезвления. Лица, находящиеся в состоянии тяжелого алкогольного опьянения, в алкогольной коме, доставляются в медицинские учреждения».
Вроде бы все достойно. Но вытрезвлением у нас занимались люди в погонах. И когда закрылся медвытрезвитель у нас в Якутске, многие этому искренне радовались. А для кого-то это был вообще праздник, вроде смерти Сталина для политических заключенных. Ведь вытрезвитель слыл довольно мерзким учреждением, где и речи не шло о какой-либо медицине или правах человека. Добавим еще, что мели на улицах всех приличных подвыпивших граждан, у кого могли быть деньги. Потому он был постоянно переполнен, места на койках доставались лишь отдельным счастливцам. Основная масса сидела возле стеночек или лежала на голых бетонных полах. В туалет по легкому люди ходили в бак.
Побывавшие в вытрезвителе рассказывали ужасы. К примеру, о том, что особо агрессивных товарищей сотрудники нередко били, пытали посредством так называемой "Ласточки", когда ноги и руки связываются между собой на спине и затягиваются. Человек при этом получает массу впечатлений от сильнейших, невыносимых болей в суставах. И продолжалось это до тех пор, пока сотрудник не проявит милость... «Ласточку»делали и мужчинам, и женщинам. Плюс денежные поборы, воровство персонала и прочее, прочее.
Другая сторона медали
Но были в вытрезвителе и светлые стороны. Это спасенные жизни и судьбы. Те мужчины и женщины, кого нашли замерзающими на улицах города или привезли их до того, как они могли упасть где - нибудь и проваляться до ампутации конечностей и нищей пенсии инвалида. Ну, климат у нас такой, можно уснуть на улице и умереть от переохлаждения даже в середине мая.
По информации ОВД города Якутска годичной давности, отсутствие в Якутске специализированного медицинского учреждения для вытрезвления лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, уже отразилось негативно на оперативной обстановке в целом. С апреля 2011 года регистрируется рост «пьяной» преступности, которая по итогам 12 месяцев выросла с 587 до 878 или на 49,6 %, в том числе на улицах на 88% (213/113) и в общественных местах на 85,8% (275/148).
По итогам 8 месяцев 2011 года «пьяная» преступность выросла на 33,9%, с 561 до 751, в т.ч. в общественных местах на 78,2% (319/АППГ – 179) и на улицах на 77,5% (229/ 129), ранее совершавшими преступления в состоянии алкогольного опьянения на 77,2% (427/241), в группе на 52,3% (99/65). Кроме того, «пьяная» преступность возросла среди несовершеннолетних лиц на 170% (73/27).
В январе-августе 2012 года ОБ ППС обслужено 2 439 вызовов о лицах, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, бригадам службы «03» передано 274 человека.
По сведениям ГБУ Бюро судебно-медицинской экспертизы в январе-феврале 2011 года в Якутске от переохлаждения организма погибли 18 человек, из них в 12 случаях в крови было обнаружено содержание этилового спирта... В последующем 2012 году легче не стало... А впереди еще пьяные январь – февраль 2014 года...
Почему жалуется милиция...
Еще в прошлом году начальник полиции Якутска Николай Кульбертинов жаловался на то, что медучреждения зачастую отказываются принимать у себя пьяных. И в этом случае «возникают проблемы их размещения, т. к. в настоящее время специализированное учреждение отсутствует. Содержание лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в дежурных частях территориальных ОП невозможно по причинам отсутствия штатной единицы медицинского работника и отсутствия условий для содержания лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. В случае ухудшения состояния доставленного лица, находящегося в состоянии АО, своевременная квалифицированная медицинская помощь не может быть оказана, что может привести к летальному исходу.
В зимний период проявление равнодушия со стороны медицинских работников и отказ в транспортировке до медицинских учреждений лиц, обнаруженных на улице в состоянии алкогольного опьянения, утративших способность самостоятельно передвигаться, может привести к трагическим последствиям.
Когда статья не работает
Желание полиции повесить всех собак на медиков понятно, но и в его ведомстве не все так просто. До реформы МВД нетрезвые граждане составляли до 70% всех доставляемых в отделения милиции. Их оформляли по статье 20.21 КоАП - "появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность". Формулировка лукавая, содержит оценочный критерий, поэтому на этой статье делали план по раскрытию правонарушений.
Статья 20.21 КоАП сегодня практически не работает. Её в пух и в прах сегодня может разбить любой грамотный адвокат. И полицейские не хотят задерживать пьяных, опасаясь, в частности, того, что с этими людьми в отделах что-нибудь может произойти, а медицинская помощь вовремя не подоспеет.
Да и в причинах отказов медработников принимать в больницах пьяных тоже есть свои резоны. Формально опекать чрезмерно пьяных на улицах поручили Минздравсоцразвитию на деньги регионов. Однако на деле те, кто лежал в городской клинической больнице, прекрасно знают, насколько она переполнена простыми больными. И мало кому понравится, если к вам в палату занесут протрезвляться подобранного с улицы пьяного дебошира. Ну и бьют алкоголики медиков, банально бьют по лицу. А медиков полиция не охраняет...
О чем думает президент
Проблема отсутствия вытрезвителя понятна и близка первым лицам республики. К примеру, в августе прошлого года эту тему президент Егор Борисов обсудил с министром ВД России Владимиром Колокольцевым. «У нас, - сказал Егор Афанасьевич, - при длинной зиме и низких температурах пьяные граждане наиболее подвержены рискам обморожения и гибели». Надо, мол, что-то делать. Нужно принять меры и законы на федеральном уровне...
Колокольцев признал наличие этой проблемы. По его мнению, соответствующие полномочия должны быть переданы на уровень поселений. Егор Борисов настаивал на том, чтобы в Федеральный закон «О полиции» были внесены изменения и дополнения, сохраняющие за полицией полномочия в части организации работы медвытрезвителей.
Государство уперлось в построенный им же законодательный тупик, где либеральный характер законов не предусматривает такого рода заведений, как вытрезвитель, являющий по своей сути ограничением прав человека и навязыванием услуг... Но и сам Борисов представляет неслабый орган - региональную власть, которая имеет право принимать свои законы.
Санаторий, а не вытрезвитель
Пример, когда регион сработал так, как нужно, есть. Это город Томск, сибирский город с населением более 700 тысяч. Суровые томские сибиряки тоже любят выпить. В Томске вытрезвители закрыли еще в 2010 году, еще за год до того, как это произошло по всей стране. Закрыли его по той причине, что там милиционеры убили журналиста. "После закрытия единственного в Томске вытрезвителя было тихое сумасшествие с пьяными, потому что муниципальным больницам приходилось принимать пьяных, бомжей, народ там стонал", - говорил после заместитель главного редактора газеты "Томский вестник" Александр Красноперов.
Томск выдержал без вытрезвителя 11 месяцев: в декабре 2010 года региональные власти его открыли заново, но с принудительно-милицейским учреждением он не имел ничего общего. Доставленных не бьют и даже не задерживают. Теперь это пункт протрезвления при областном наркодиспансере, на который до сих пор нет жалоб.
Отделение наркодиспансера разместилось в одном из бывших корпусов больницы. Реконструкция и отделка здания обошлась областному бюджету в 5,4 млн рублей, еще около миллиона потребовалось на начало его работы. Его содержание, включая приобретение лекарств, обходится областному бюджету где-то в районе 10 млн руб в год.
Внутри одноэтажного здания томского вытрезвителя располагаются палаты для мужчин и для женщин. Учреждение принимает за сутки около 30 человек. Внутри здания смонтированы видеокамеры, наблюдение за ситуацией производится одновременно из трех мест – с милицейского поста, с круглосуточного медсестринского поста и из серверной. Лица в состоянии тяжелого опьянения направляются в отделения токсикологии томских стационаров, хулиганы – в милицию. Остальным пациентам оказывается необходимая медицинская помощь, включая медикаментозную. В здании круглосуточно действует дежурный пост врача, фельдшера, два поста санитаров и один пост милиции. Плата с граждан не берется– услуги для пьяных оплачиваются за счет средств областного бюджета.
Как страдают медики
На прошлой неделе в рамках заседания межведомственной комиссии по профилактике правонарушений был поднят вопрос о проблеме отсутствия в Якутске медвытрезвителя. Здесь надо подчеркнуть, что данного вопроса в повестке дня не было. Но вопрос, тем не менее, обсуждался. Подняли его перед председателем комиссии, которым является глава Якутска Айсен Николаев, медики.
По их словам, ликвидация вытрезвителя очень больно ударила по медицинским учреждениям. - - Для здравоохранения это очень большая нагрузка, эта проблема наша только тогда, - подчеркнула руководитель Департамента здравоохранения, - когда это касается заболеваний на фоне алкоголизма или тяжелой 3-й степени опьянения. Но везут к нам чаще пьяных со средней степенью опьянения. Это очень тяжелая категория граждан. Нам, беззащитным врачам, приходится сталкиваться с людьми, которые находятся в состоянии возбуждения, немотивированной агрессии, пограничного состояния. Это совершенно не наша функция. Мы не являемся теми учреждениями, где производится изоляция подобного рода людей.
Есть несколько нехороших примеров, когда в Якутскую городскую клиническую больницу привозили пьяных. Обычно это делает «Скорая помощь», которую вызывают при алкогольном опьянении людей органы МВД. Вот последний пример: привезенная милицией нетрезвая девушка избила нескольких медсестер гинекологического отделения. Крайне неприятно, когда работники подвергаются опасности. И страшно, когда это становится системой.
Чтобы не быть голословными, медики привели Айсену Сергеевичу статистику. Число подобных пьяных, с которыми работают медики Якутска, ежегодно увеличивается. За последние три года больницы приняли 21 тысяч 500 человек в состоянии алкогольного опьянения (за 11 месяцев 2013 года 7165 пьяных). Из этого числа по медицинским показаниям только около 2 тысяч больных подверглось госпитализации. Госпитализирует у нас 4 учреждения: Центр экстренной медицины, непосредственно Якутская городская клиническая больница и очень малый процент - психоневрологический диспансер.
Все валят на город
Выслушав медиков, Айсен Николаев обратился к присутствующим с вопросом: «Какие есть решения по организации вытрезвителя?»
Ответила заместитель главы города по социальным вопросам Евдокия Евсикова.
По ее словам, решения нет, потому как никто их из заинтересованных структур не принимает. Было много совещаний на разных уровнях, которые закончились ничем... Единственное, на что надеются стороны, это то, какое-то решение примет город.
Единственная структура, которая имеет возможность оказывать услуги по отрезвлению пьяных, - предприятие ООО «Кэскил». В настоящее время они по линии ГАИ занимаются освидетельствованием нетрезвых водителей. Но готовы ли они выполнять определенные услуги по отрезвлению лиц, которые не подпадают под критерии оказания медицинской помощи? В данное время они взяли в аренду здание, которое расположено по адресу: переулок Базовый, 2/1 и имеют необходимые мощности и возможности для создания медицинского центра для отрезвления.
Вопрос упирается только в финансирование. В республиканском бюджете такой статьи уже нет. Но городу вытрезвитель нужен, считает Евдокия Ивановна. По ее мнению, это бы сыграло положительную роль в сокращении преступности и в спасении людей.
Мэр, выслушав ее, задал вопрос силовому блоку: «Будет ли полиция туда возить пьяных граждан при условии открытия в городе такого учреждения?»
- Это сугубо в наших интересах, - ответили представители силовых структур. - Будем возить. Более того, в случае положительного решения обозначенной проблемы со стороны ММУ МВД России «Якутское» будет обеспечено круглосуточное выставление поста полиции в данном учреждении для охраны общественного порядка и обеспечения безопасности медицинского персонала. Полиция сегодня сама в сложном положении. Положа руку на сердце приходится признать: деваться нам некуда. Мы подбираем пьяных людей, привозим их в дежурную часть, а через три часа мы обязаны их по закону попросить покинуть нас. Так они у нас за три часа только глаза открывать начинают... Или есть такая проблема: допустим, лежит сейчас на улице человек вроде бы в третьей стадии алкогольного опьянения, по которой мы должны вызвать «Скорую», а она его - забрать. Чтобы человек не замерз, мы втаскиваем его в машину. Там он приходит в себя, приезжает «Скорая» ... и от него отказывается на основании того, что он недостаточно пьян...
Город решил подумать. И посчитать...
Айсен Сергеевич резюмировал: « Ситуация тянется три года, и мы ничего не можем решить... Поэтому я предлагаю подготовить и провести в феврале большое совещание с участием таких структур, как Минздрав, МВД, социальные службы. Нужно наконец выработать какое-то решение и его исполнять. А пока надо посчитать финансовые затраты, ну, конечно, посмотреть нормативно-правовую базу, а то мы можем начать работать, а потом придут товарищи из прокуратуры и скажут: «А вы превысили свои полномочия...» Но не давать же людям замерзать...
Медвытрезвитель от «Кэскил»
Нас заинтересовало прозвучавшее на совещание слово ООО «Кэскил», и мы приехали прямо туда, на Базовую 2/1. Найти клинику несложно. На трехэтажном здании висит громадная растяжка «Наркологическая клиника». Встретил нас директор Максим Баишев.
- На первом этаже, где должна расположиться клиника, в принципе, к отрезвлению практически все готово, - рассказывает Максим Антонович. - Только нет пациентов. Наше ООО «Кэскил» организовано врачами-наркологами. Пенсионерами, уточняет он. Все врачи с большим опытом. Это наркологи, психиатры, психологи. В данное время мы занимаемся освидетельствование водителей по линии ГАИ. Один кабинет по этому адресу и еще один по улице Губина 1А., где мы проводим детоксикацию, лечение наркологических больных, кодирование. Большой процент клиентов обращается к нам на условиях анонимного лечения с проблемами наркомании. В основном это люди с тяжелыми формами зависимости от курительных смесей, так называемых «Спайсов». - Так же мы решили открыть пункт протрезвления, - продолжает врач. - Здесь мы опираемся на опыт томского наркодиспансера. Его работа признана удачной. На основании этого положительного опыта есть подробные одобренные МВД и Минздравом инструкции. Наш вытрезвитель будет весьма далек от того, что было в закрытых в свое время в России медвытрезвителях. С людьми будет работать медперсонал. Никого принуждения. Вот здесь (водит меня по кабинетам) будет душ, здесь - приемное отделение, там - раздевалка, кровати.
Первое впечатление весьма позитивное, в каждом кабинете туалеты, умывальники, на окнах стеклопакеты. На суровый медвытрезвитель, который был на Очиченко, здесь ничего не напоминает. Напротив, все как-то чересчур жизнерадостно, даже стены розовые. «Буквально везде предусмотрены видеокамеры, - рассказывает директор. - Когда мы это задумали, знали, что такое учреждение городу необходимо. Но сегодня, когда практически все готово, оказались на перепутье. Нет источников финансирования и волевого решения. Ждем, пока есть возможность. Платить за аренду непросто. Но мы надеемся».
От редакции:
Стоит отметить, что на этой неделе в Якутске откроется новое здание отделения временного пребывания для бездомных в районе Рабочего городка. Хороший подарок к Новому году и январским морозам для тех, кто не имеет собственного дома. Ранее в отделении, расположенном на ДСК, было лишь 50 мест, в новом здании – 100. Здесь готовы привечать даже тех, кому просто негде переночевать. Также в этом здании будет работать столовая.