30.07.2024 | 11:00

«Выжить»: засекреченная авиакатастрофа под Якутском

Как молодой парень-якут выжил в авиакатастрофе и спас своих попутчиков после 10‑дневного пребывания в глухой тайге.
«Выжить»: засекреченная авиакатастрофа под Якутском
Автор: EXO-YKT
Фото: Представлены семьей героя материала, пресс-служба Окружной администрации г. Якутска

«Мы обязаны ему жизнью» вспоминали выжившие после авиакатастрофы попутчики Николая Дмитриевича Терешкина. Человек удивительной судьбы, в молодом возрасте ему удалось не только выжить при падении самолёта, вылетевшего из Якутска, но и раненным, из последних сил, на самодельных лыжах преодолеть путь по глухой тайге, чтобы привести помощь к уцелевшим пассажирам.

И это ещё не всё. На своём жизненном пути Николаю Дмитриевичу выпало возглавить город Якутск, в те годы заняв пост председателя Якутского городского исполкома, что по нынешним меркам является ни много ни мало должностью мэра города. Был знаком с Первым Президентом Михаилом Ефимовичем Николаевым и стал единственным якутянином, удостоенным награды — солдатской медали «За отвагу», посмертно, за совершение подвига не на фронте, а в тылу. Это действительно был настоящий подвиг, о котором мало говорили, так как авиакатастрофа произошла в военное время на трассе Алсиб (авиакоридор Аляска-Сибирь, воздушная трасса, соединяющий СССР и США в годы Великой Отечественной войны. По договору лендлиза западные союзники поставляли советской стране истребители и бомбардировщики (прим. ред).

5 марта 1943 года из аэропорта города Якутска вылетел военно-­транспортный самолёт Ли‑2, принадлежавший 8‑му транспортному полку перегоночной авиадивизии. В пункт назначения — Олекминск, самолёт так и не прибыл, осмотром трассы с воздуха его не обнаружили. Следует понимать, что в годы войны авиационная связь и навигационное оборудование были далеко не идеальны. К тому же вылет состоялся в условиях сильного снегопада. Как самолёт упал в Горном районе, если направлялся в Олёкминск, до сих пор не ясно. Но спасательные отряды искали место крушения совсем не в той местности. Экипаж судна — три лётчика погибли при падении. На борту, кроме экипажа, находились пассажиры: офицеры штаба перегоночной дивизии, секретари Олекминского и Токкинского райкомов комсомола, работник «Холбоса» и 24‑летний Николай Терешкин, в те годы секретарь Ленского райкома ВЛКСМ. Среди выживших был также Иванов Ростислав Сергеевич, политрук трассы Аляска-Сибирь. Самолёт переломился пополам, остались живы пассажиры, которые летели в хвостовой части. Одного пострадавшего даже сняли с дерева. Выжившим пришлось находиться зимой посреди тайги целых десять дней. Они никак не могли дать о себе знать, связи не было.

«Тяжело вспоминать. Перед моими глазами стоят эти высокие деревья на белом снегу, где мы „существовали“. Тайга к себе не забрала — пожалела. Молюсь молодому парню Николаю (Терешкину). Ему обязаны мы тем, что не погибли. Он наш бог, спаситель… Если бы он не был таким..», — вспоминает очевидица событий Наталья Слепцова в книге «Герои не умирают».

В книге приводятся и воспоминания самого Николая Дмитриевича:

«Очнулся в снегу от холода. Осмотрелся вокруг. Понял, что произошло что‑то очень страшное, катастрофическое. Потрогал лежащего рядом человека. Он был мёртв. Дальше лежали две женщины. Кое‑как их поднял. Потом нашёл капитана и лейтенанта, они были ранены».

На борту самолёта не оказалось ни пилы, ни топора, ни аптечки. В хвостовой части самолёта устроили жилое место, утеплили его паклей, которую по счастью тоже перевозил самолёт. Среди разбитых останков нашли пшено, сало, спирт и шоколад — всё в мизерном количестве. Продукты распределяли буквально по граммам, варили кашу. Спиртом обрабатывали многочисленные раны.

«Николай Терешкин поднял нас на спасение экипажа. Мы стали их откапывать, но они оказались мертвы. Бортмеханик умер на 12‑й день. Он был сильно ранен. Парторг Иванов тоже был тяжело ранен. У радиста была скальпирована волосистая часть головы. Смотреть было страшно. Натянув кожу на голову, мы обработали спиртом, обмотали полотенцем», — вспоминает Наталья Слепцова.

Николай Терешкин, сам будучи контуженным, организовал спасение людей, заботился обо всех, поддерживал огонь костра, сплёл силки и смог добыть куропаток. В воспоминаниях фигурирует эпизод, что Николай сплёл эти силки из женских волос, волос девушек, которые тоже выжили в катастрофе. Те молча отрезали длинные косы, предмет своей красоты и гордости, и положили их парню на ладони. Добывали из-под снега замёрзшую ягоду, из куропаток варили бульон.

Надо было думать, как спасти оставшихся в живых. Николай Терешкин сделал перочинным ножом подобие лыж из фанеры пола фюзеляжа и на десятый день ушёл в тайгу искать людей. Сутки шёл он по тайге, по глубокому снегу и бурелому. Где‑то в полдень второго дня, когда уже совсем выбился из сил, заметил вдали столбик дыма. Поздно вечером вышел к избушке, в которой жила старушка — колхозный сторож. Спасены! Правление колхоза тут же снарядило олений транспорт для вывоза с места аварии людей, сообщило в Бердигестях все сведения о потерпевшем катастрофу ЛИ‑2.

В военные годы авиакатастрофу предпочли замолчать, и награда нашла героя лишь посмертно. Только через полвека после описанных событий Николай Дмитриевич Терешкин был награждён медалью «За отвагу». Авиакатастрофа и подвиг молодого якутского парня легли в основу повести народного писателя ЯкутииН.Е.Мординова-­Амма Аччыгыйа «Алдьархай» («Беда»).

В мае этого года в Окружной администрации города Якутска в честь 105‑летия Николая Терешкина прошло торжественное собрание общественности. Своё восхищение жизнью и героическими поступками Николая Дмитриевича выразили первый заместитель председателя Якутской городской Думы Евдокия Евсикова, председателя Совета ветеранов микрорайона Марха городского округа «город Якутск» Альбина Булгатова, первый уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) Федора Захарова. На торжественное собрание пригласили и школьников, участников молодёжных и детских общественных организаций, для которых жизнь и подвиг Николая Терешкина могут стать примером мужества и любви к родине.

«Николай Дмитриевич Терешкин — единственный якутянин, удостоенный награды — солдатской медали „За отвагу“, посмертно, за совершение подвига не на фронте, а в тылу. Он был очень скромным человеком. Никогда никому не рассказывал об этой страшной трагедии. Эту героическую историю кто‑то из знакомых рассказал народному писателю Николаю Егоровичу Мординову — Амма Аччыгыйа. В то время писатель и Николай Терешкин находились в одной больнице на лечении. Впоследствии писатель написал трогательную повесть, основанную на реальных событиях», — рассказала молодёжи Евдокия Ивановна.

Воспоминаниями о родителях поделилась и дочь Элеонора Терешкина:

— Мой отец, Николай Дмитриевич, родился в 1919 г. в селе Толон Нерюктяйского наслега Ленского района. Его отец Дмитрий Спиридонович и мать Анастасия Егоровна работали в колхозе. Школа находилась в десяти километрах от их дома, туда-обратно надо было пробегать двадцать километров каждый день. Да ещё с утра намолоть муки, помочь с растопкой печи. После авиакатастрофы отец проявил беспрецедентную смекалку, свои познания тайги и умение считывать следы на снегу. Чтобы спасти людей, он смастерил перочинным ножом лыжи из деревянной обшивки самолёта. Как это ему удалось, я до сих пор не могу понять. Он несколько дней ходил вокруг места катастрофы, проверял самодельные лыжи, искал хоть какие‑нибудь следы человека. В тайге ведь прямых дорог нет, снег по пояс, в какую сторону идти — это надо принять решение, от которого зависят судьбы людей. А так, отец был очень скромный человек, не любил вспоминать о том случае. В нашем доме об этом не говорили. И закрытая эта информация в то время была, не разрешали об этой катастрофе говорить. Да и отец это никогда подвигом и не считал. А вот сейчас представить— это же очень страшно и трудно. Много ли людей, кто смог бы так же сориентироваться в тайге? Да ещё и будучи раненным, контуженным. Ведь нос самолёта от удара вошёл в землю на 3 метра в глубину. Хвост оторвало и откинуло, удар был очень сильный, конечно. До той избушки колхозной отец дошёл и сразу же сознание потерял.

— Удивительная судьба! Ведь позже мой отец стал председателем Якутского городского исполнительного комитета. Получается руководил городом пять лет — с 1957 по 1961 год. Окончил с красным дипломом Высшую партийную школу в Москве. Был организатором молодёжного движения, парторгом, видным политическим деятелем. А Михаил Ефимович Николаев, наш Первый Президент, в те годы был молодой человек, комсомолец, они общались с отцом, вместе мечтали о больших стройках, объектах в городе Якутске. Как видим сейчас, их мечты во многом воплотились в жизнь».

Дочь героя рассказала также и о своей маме, Василисе Григорьевне Хоруновой, стараниями которой собраны воспоминания пассажиров потерпевшего крушение самолёта и выручавших их колхозников. Она систематизировала газетные вырезки, фотографии, документы, касающиеся Николая Дмитриевича, и выпустила книгу «Герои не умирают» о подвиге мужа. В 1995 году в Якутске на фасаде дома № 5 по улице Октябрьской, где жил Н. Д. Терешкин, установили мемориальную доску. Одну из улиц села Толон назвали в честь Н.Д.Терешкина. В 2013 году 5 марта в Ленском историко-­краеведческом музее состоялось открытие постоянной экспозиции, посвящённой Н.Д.Терешкину.

*В статье использованы материалы книги «Терешкин Николай Дмитриевич. Герои не умирают»/Автор-составитель В.Г. Хорунова, 2014 г., материалы председателя Совета ветеранов микрорайона Марха Альбины Булгатовой

Новости

Популярное

Бюджет города Якутска на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов принят Якутской городской Думой
Город | 1 день назад
Бюджет города Якутска на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов принят Якутской городской Думой
На двенадцатом очередном заседании Якутской городской Думы. Основным вопросом повестки стал проект бюджета городского округа «город Якутск» на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов. По информации начальника Департамента финансов Окружной администрации города Якутска Ольги Максимовой, главный финансовый документ сформирован в непростых меняющихся экономических условиях, исходя из показателей...
Когда резервный источник питания – жизненная необходимость
Город | 1 день назад
Когда резервный источник питания – жизненная необходимость
 Якутская зима известна своими суровыми условиями: морозы достигают -50 градусов, а метели могут продолжаться целыми днями. В таких условиях важно быть готовым к любым непредвиденным обстоятельствам, включая отключения электроэнергии. При этом, отключения могут по разным причинам: аварийные ситуации на подстанциях, плановые работы, порывы ветра и снегопады. Наличие резервного источника питания...
Плановые отключения энергоресурсов в Якутске 27 декабря 2024 года 
Город | 1 день назад
Плановые отключения энергоресурсов в Якутске 27 декабря 2024 года 
ЦРЭС - отключение электроснабжения: 09.00 – 12.00 – ул. Объездная дорога, 4/1-38/2, ул. Космонавтов, 4/1; 09.00 – 13.00 – мкр. Марха, ул. Янская, 7/2-37, ул. Пекарского, 59-81, ул. 8 Марта, 56-79, мкр. Марха, ул. Жатайская, 2, 3, 5 а, 7/1, 14, пер. Просторный, 3; 09.30 – 12.00 – ул. Очиченко,...
Встречайте Новый год без налоговых долгов!
Город | 1 день назад
Встречайте Новый год без налоговых долгов!
До наступления Нового 2025 года остались считанные дни. Как правило, в конце года многие люди строят планы на будущее, подводят итоги, максимально завершают все значимые дела и рассчитываются по долгам. 2 декабря 2024 года истёк срок для своевременной оплаты физическими лицами имущественных налогов за 2023 год. Если налогоплательщик не заплатил...