Вживайтесь в роль!
- Почему тебе нравится именно театральное искусство?
- В первую очередь это отличная возможность раскрыть свой потенциал. Не на каждом кружке можно понять, что ты из себя представляешь. Большинство людей очень скрытны и предпочитают оставаться в стороне, что сильно ограничивает их самовыражение. Но на сцене видно, какая вы натура, чего вам не хватает для дальнейшего развития. Я пришел в театральную студию одним человеком, а сегодня чувствую себя совсем другим: более уверенным и открытым обществу. Также не могу не отметить неописуемое чувство радости, когда ты даришь детям веру в волшебство и ловишь их восторженные взгляды. Эти взгляды как будто придают сил, помогая развиваться дальше.
- Какие роли ты примерял на себя?
- В основном это были роли первого плана, так как мои персонажи появлялись почти в каждой сцене. Моя первая роль довольно забавная — это заяц-каратист. На следующий год я сыграл мальчика Дениса Стрельцова, который помогал Деду Морозу спасти праздник. Также я играл пингвина Шкипера из мультфильма «Мадагаскар». Каждая из ролей раскрывала во мне что-то новое. Когда изображаешь определенные черты характера, начинаешь понимать, насколько они соответствуют моему реальному образу или наоборот далеки от него.
Последние три года я играю Деда Мороза. Из второстепенных ролей была массовка, к примеру, итальянский горожанин или мальчик Тито. Помню, пришлось в последний момент заменить человека, который заболел, на ходу учить роль и местами импровизировать. В театральных студиях это обычная практика. Второстепенные роли очень полезны, они помогают сосредоточиться на всем коллективе. Еще я выступаю ведущим на различных мероприятиях. Здесь тоже нужен актерский навык, но, скажем так, наполовину. Потому что хороший ведущий дарит настроение, это настроение не должно быть полностью наиграно, здесь необходима доля искренности.
- Расскажи о театральной студии «Логос», ведь именно из нее образовался «Амигос».
- При «Логосе» руководителем была очень запоминающийся педагог — Ольга Никитична. Она научила меня основам театрального искусства и всему тому, что я сейчас знаю. Например, как направлять свой голос в зал или не поворачиваться спиной к зрителю, для актера это очень важные правила. Коллектив в «Логосе» состоял в большинстве своем из старших ребят, от 15 до 18 лет. Для меня это был большой опыт, так как я работал с более опытными и понимающими ребятами, что помогало развивать актерские навыки.
- И как же вы превратились в «Амигос»?
- После ухода Ольги Никитичны руководство взяла на себя Юлия Сергеевна, и мы сменили название. Детей в коллективе стало больше, появились воспитанники помладше, от 7 лет. Работа пошла тяжелее, так как дети хотят поиграть и побегать, но все же мы справлялись. Думаю, в первую очередь благодаря энтузиазму Юлии Сергеевны. Помимо смены педагогов и названия, в студии произошли и другие изменения, появилась иная атмосфера, много людей, все друг другу помогали. Смена атмосферы в коллективе идет на пользу, потому что на репетициях постоянно что-то меняется и нужно быть эмоционально к этому готовым.
- Как обычно проходят репетиции в течение года?
- Начинаются занятия в сентябре, мы собираемся и знакомимся с новичками. После начинаются тренинги по актерскому мастерству, развитие голоса, пластики и мимики лица. Тренинги очень важны, потому что если сразу увлечься сценой, это будет просто веселым баловством, которое многим быстро надоест. Поэтому всегда должна быть подготовлена «почва». Спустя месяц-полтора, нам дается готовый сценарий к новогодним представлениям, и мы потихоньку распределяем между собой роли. Проводятся прослушивания, можно пробоваться на любую роль, но нет гарантии, что её получишь, очень важно подходить по характеру, уметь вживаться в свою роль и правильно подавать её людям.
Перед Новым годом мы пишем характеристику своего персонажа, неважно, взят он из мультфильма, кино или придуман сценаристами. Все равно нужно написать, чем он живет и какова была его жизнь до репетиций. Такой подход не просто помогает вжиться в роль, но и развивает творческий подход к жизни, расширяет фантазию и даже базовые навыки написания текстов. После Нового года мы берем небольшой перерыв и снова проводим тренинги. Начинается весенняя литературная пора, различные конкурсы чтецов, и мы активно принимаем в них участие. В конце мая проводится выпускной для выпускников всех кружков Дворца детства, в том числе и театралов, где вручаются дипломы и сертификаты.
- Какие чувства ты испытываешь на сцене?
- Есть такой стереотип, что обязательно каждый начинающий актер привыкнет к сцене после первых выходов. Это не всегда так. Поначалу я вообще не испытывал страха перед зрителем. Но чем больше у тебя опыта, тем больше осознаешь, что несешь на себе большую ответственность, поэтому сильней волнуешься и переживаешь. Ведь это уже не просто роль, которую тебе дал руководитель, в какой-то степени это ты сам. И пока у меня не открылось второе дыхание, пока не убил в себе страх перед огромной ответственностью, был период, когда я сильно волновался. Но ощущение на себе многочисленных взоров и детские улыбки все равно придают уверенности, и ты понимаешь, что не просто обязан выложиться по максимуму, а именно выложишься на все сто и точка.
- Расскажи о своих главных достижениях в качестве актера.
- Каждый год театралам выдают номинации. В первый раз я получил диплом «Новое открытие Дворца детского творчества», по-видимому, зрителям очень понравилась моя игра, и я был счастлив. На следующий год ничего не получил и очень расстроился, даже думал, что стал плохим актером. Затем мне вручили диплом «Золотой фонд ДДТ», и я снова сильно обрадовался. За исполнение роли Деда Мороза получал грамоты «Почетный Дед Мороз». Награды и их временное отсутствие научили меня проще относиться к неудачам, теперь для меня это просто этапы на пути к чему-то более глобальному. Я уже не так остро реагирую на свои недочеты. Можно сказать, что «Амигос» ускорил этапы моего взросления.
- Ты достаточно много времени уделил сцене. Как тебе удается совмещать учебу и театральную деятельность?
- Благодаря удобным графикам Дворца детства успеваю учиться и посещать занятия в студии, хотя это не всегда легко. На крайний случай педагоги идут на встречу и делают некоторые поблажки. Лично мне успеваемость дается тяжело. Если бы во Дворце работали по принципу репетиторов «пришел, отучился и ушел», я бы, наверное, не выдержал. Мне помогает душевная атмосфера, которая затягивает, и я не чувствую себя, как на учебе. Занятия проходят легко и непроизвольно.
- Каковы твои планы на будущее?
- Для начала нужно определиться, куда поступать после окончания школы. Я намерен продолжить посещать театральную студию. Всегда задумывался связать свою жизнь с театром, остается надеяться, что мечта реализуется. Однако старшие классы существенно отличаются от среднего звена. Если в среднем звене ты твердо веришь, что выберешь профессию по своей мечте, то в более зрелом возрасте постоянно возникает множество нюансов. Логичнее всего воспринимать это за испытание.
- Что бы ты пожелал своим ровесникам?
- Как раз хотел бы пожелать не отклоняться от своей мечты. Для этого по возможности нужно не останавливать саморазвитие, потому что знание - это действительно сила. Я это острее ощутил, посещая театральную студию. Даже если вы не актер, все равно создайте себе конкретный положительный образ и вживайтесь в роль. Еще желаю всем хорошо провести лето и отдохнуть.
Катерина ШИШКИНА
кружок «Масс-медиа» при Дворце детского творчества.