«Я не родилась такой, такую Медведеву сделала я сама»
24 ноября Людмила Медведева отметит восьмидесятилетие. К этой знаменательной дате мы встретились с героиней нашего материала, чтобы побольше узнать об этой легендарной женщине.
МЕНЯ НАЗВАЛИ В ЧЕСТЬ ЦВЕТКА
Родилась я в деревне Михайловка Кемеровской области. У нас в семье было девять детей.
Мама, Анна Павловна Коляда, была невысокого роста, шустрая, родилась в Польше, но по происхождению русская. Отца, Герасима Каземировича, я не видела. По фотографиям и рассказам сестер, он обладал высоким ростом, занимался кузнечным ремеслом. В 1937 году отца арестовали как врага народа. Больше мы его не видели.
Нашей семье стало трудно, весной собирали на полях картошку, оставшуюся после зимы, летом ходили в лес за ягодой, грибами, травами. Варили суп из крапивы и лебеды. Потом четверо детей умерли, со временем нас осталось пять человек. В настоящее время в живых осталась только я.
При рождении меня назвали Лютиана. И я спрашивала у мамы: «Почему ты меня назвала таким необычным именем?» Она отвечала: «Нам очень нравился цветок лютик, вот мы и назвали тебя в честь него». Так я сначала стала Лютиком, потом Люсей, а затем Людмилой.
Когда началась Великая Отечественная война, старшая сестра Тоня, работавшая фельдшером, ушла добровольцем на фронт. А старший брат Иван уехал в Нижний Тагил и устроился на завод, изготавливавший технику для советской армии. На него была наложена бронь.
Тоня прошла всю войну, дошла до Берлина. Со временем всем было разрешено отправить домой посылки. И Тоня отправила нам три посылки с одеждой. Одежда у нас была только холщовая: мы выращивали лен, сами мяли его. Когда мы получили первую посылку Тони, страшно обрадовались: там была шелковая одежда, из холста мы оделись в шелк. Я до сих пор помню шелковый сарафанчик, который мне очень нравился.
После войны сестра Тоня перевезла нашу семью на станцию Итат, находящуюся в двадцати километрах от нашей деревни.
Позже, в 1953 году, в городе Камертау в Башкирии открылся угольный разрез, и семья переехала туда.
Окончив семь классов, я поступила в Фармацевтическое училище г. Бирска. Руководителем моей практики была Шишкина Татьяна Николаевна, очень строгая и требовательная по дисциплине, к примеру, сделаешь одну ошибку в дневнике, она заставляла все переписывать заново. Когда после окончания училища я приступила к работе в этой же аптеке, и вновь оказалась под ее руководством. Татьяна Николаевна принимала рецепты, а я готовила по ним лекарства. По медицинскому положению за час нужно приготовить лекарства по 10 рецептам. Татьяна Николаевна вымуштровала меня так, что я за час готовила 15 рецептов. Когда я сама стала руководителем, то поняла, что это именно она научила меня работать правильно, грамотно и быстро. И я признательна ей за это!
Во время работы в аптеке меня избрали секретарем комсомольской организации медицинских работников, а в 1958 году пригласили работать в Горком Комсомола.
Затем я поступила в Фармацевтический институт для получения высшего образования, проучилась там два года и поняла, что фармацевтика не для меня, и ушла. Чуть позже я поступила в Юридический институт, и на третьем курсе завалила сессию: все время уходило на комсомольские дела, и я не успела подготовиться.
КАК Я СТАЛА МЕДВЕДЕВОЙ
Как-то в нашу аптеку привезли товар, и мы начали выгружать его. Я заметила, стоит в сторонке молодой человек в морской форме и наблюдает за нами. Я как набросилась на него, говорю: «Вместо того чтобы помочь женщинам, стоишь и наблюдаешь?» Разумеется, ему ничего не оставалось, как помочь нам выгружать ящики с лекарствами. Этим молодым человеком оказался Владимир Медведев, племянник заместителя заведующей нашей аптеки, который позже стал моим мужем. Мы встречались три года, потом сыграли свадьбу. Когда я забеременела - ушла из комсомола, о чем я сильно жалела. У меня родилась дочь, я назвала ее Еленой. Спустя три года у нас родилась вторая дочь – Ирина. Это имя дал ей отец.
У моего мужа было техническое образование, и его направили на строительство Саратовской ГЭС. Так мы приехали в Балаково Саратовской области. Я устроилась заместителем управляющего аптекой. Балаково – небольшой, чистенький город на Волге. В очередной раз Балаковское бюро путешествий объявило курсы экскурсоводов. Я пошла на них, закончила и стала проводить экскурсии. Стоит отметить, что в те годы люди очень интересовались экскурсиями. Затем мне предложили перейти в Балаковское экскурсионное бюро методистом. Я ушла из аптеки, и через некоторое время меня назначили директором этого экскурсионного бюро. В больших городах, в том числе и в Якутске, тоже было экскурсионное бюро, но туризм в Якутии был в убытке. Вопросами туризма в стране в то время ведал Центральный совет по туризму и экскурсиям в Москве. Стали думать, кого отправить в Якутию для поднятия туризма, и остановились на моей кандидатуре. Так я получила предложение возглавить Якутское бюро экскурсий и путешествий.
Я сообщила мужу, что дала согласие ехать в Якутию работать в туризме. Какой у нас начался шум и гам! Муж начал возражать, кричал: «Ты никуда не поедешь». Но позже успокоился, так как знал, что я поступлю так, как решила.
НА НИВЕ ЭКСКУРСОВОДСТВА В ЯКУТИИ
29 февраля 1977 года я приехала в Якутск. Меня разместили в гостинице «Лена». 1 марта я уже пошла в Якутское бюро путешествий. Оно размещалось в здании речпорта, в маленькой комнатке. В штате было пять человек, и, конечно, места всем не хватало, поэтому все писали на коленях и спинах друг друга. Я начала вникать, почему туризм в Якутске убыточный. Проблем было много, например, в день заказывают пять автобусов для экскурсий, а используются два-четыре. А когда я прослушала экскурсию одного нашего экскурсовода на площади Ленина, то просто пришла в ужас. Вся его экскурсия состояла из нескольких фраз: «Вот памятник Ленину, он стоит с протянутой рукой». Разумеется, этого экскурсовода мне пришлось уволить.
Дело в том, что в экскурсоводстве есть свои правила работы и поведения: как держать и протягивать руку, как поставить группу и стоять самому и многое другое. И в 1978 году я открыла здесь курсы экскурсоводов. На первый поток пришли 15 человек, и среди них один кандидат наук, из него впоследствии получился превосходный экскурсовод!
НА СЛУЖЕНИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ
В 1990 году Русскую общину в Якутии организовал Владимир Леонидович Иванов, он же стал ее председателем. В 1992 году я увидела объявление о заседании Русской общины, пришла, так и осталась в общине. В 1994 году Русская община получила статус республиканской, и я была избрана ее председателем. Наша община занималась сохранением русских традиций и русской культуры в Якутии и многими другими вопросами. Но ко мне приходят за помощью по разным вопросам не только русские, но и таджики, и киргизы, и якуты. И никому из них я не отказываю: кому-то помогла в Минздраве, кому-то в прокуратуре, кому-то в суде, кому-то в ЖКХ. Так я стала заниматься общественной деятельностью, и по сей день уйти от этого не могу. Даже однажды решила бросить все, сидела дома, не отвечала на звонки. И что вы думаете? Я смогла продержаться только три дня, а потом ноги в руки и до сих пор веду общественную работу и помогаю этим людям.
Сейчас у меня две дочери, четыре внучки и две правнучки. Одна внучка, Дарья, поступила в Петербург на факультет международных отношений, который закончила с красным дипломом. За два года до окончания вуза она поступила на курсы французского языка. Эти курсы отправляли своих выпускников на дальнейшее обучение во Францию, и в числе них оказалась Дарья. Она попала в магистратуру Страсбургского университета. Во Франции она познакомилась с парнем-французом, они сняли квартиру в Париже и сейчас живут в гражданском браке.
Торжественное мероприятие в честь юбилея Людмилы Герасимовны состоится 24 ноября в ДДН в 17.00. Вход свободный.